Анатомо-хирургические задачи. 1. Больному с проникающим ранением груди с целью профилактики плевропульмонального шока выполняется шейная ваго-симпатическая блокада по А. В. Вишневскому

1. Больному с проникающим ранением груди с целью профилактики плевропульмонального шока выполняется шейная ваго-симпатическая блокада по А.В.Вишневскому. Хирург, надавливая указательным пальцем над перекрестом заднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы с наружной яремной веной, вводит иглу по направлению к передней поверхности позвоночника.

Объясните механизм лечебного действия шейной ваго-симпатической блокады по А.В.Вишневскому. Под какие фасции шеи вводится анестетик? Как определить правильность проведения блокады?

2. Обнажая блуждающий нерв на шее, хирург рассек фасцию грудино-ключично-сосцевидной мышцы и обнажил влагалище сосудисто-нервного пучка шеи.

Опишите дальнейшие действия хирурга при обнажении блуждающего нерва на шее. Как его отличить от симпатического ствола?

3. Выполняя по показаниям перевязку наружной сонной артерии в сонном треугольнике шеи, хирург обнажил место бифуркации общей сонной артерии.

По каким анатомическим и топографо-анатомическим признакам можно интраоперационно на шее отличить наружную сонную артерию от внутренней?

4. При выделении общей сонной артерии на шее хирург случайно повредил внутреннюю яремную вену. Вслед за этим возник свистящий звук, совпадающий с актом дыхания, появилось затрудненное дыхание, тахикардия, пульс слабого наполнения.

Определите и обоснуйте характер и причину осложнения.

5. У больного с закрытым переломом ключицы и смещением ее отломков определяется обширная гематома в надключичной ямке.

Назовите наиболее вероятный источник гематомы и объясните механизм возникновения осложнения перелома ключицы.

6. В хирургическое отделение поступил больной с ранением шеи в пределах левого лопаточно-ключичного треугольника, у которого после обследования определяется хилоторакс (скопление лимфы в плевральной полости).

Дайте объяснение возникшему осложнению.

7. Попытка гемостаза в ране корня языка не дала положительного результата.

В каком треугольнике шеи можно обнажить и перевязать язычную артерию на протяжении? Назовите границы этого треугольника

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 6.

ТЕМА: Клиническая (хирургическая) анатомия и оперативная органов шеи. Фасции и клетчаточные пространства шеи, их прикладное значение. Разрезы при абсцессах и флегмонах шеи. Трахеотомия, трахеостомия и коникотомия. Резекция щитовидной железы по О.В. Николаеву. Наружное дренирование грудного лимфатического протока. Хирургический доступ к шейному отделу пищевода. Ситуационные задачи. Просмотр учебных видеофильмов.

Учебные цели: студент должен научиться:

а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях образований шеи;

б) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию органов и фасциально – клетчаточных структур шеи;

г) определять повреждения органов при ранениях шеи, локализацию и пути распространения гнойных затеков на шее;

д) правильно использовать соответствующие общепринятые разрезы при гнойных процессах, резекции щитовидной железы, обнажении шейного отдела пищевода, трахеостомии.

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты шеи, пироговские срезы, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)

Студенты изучают по костным, мышечным и сухожильным ориентирам голотопию, скелетотопию и синтопию органов и фасциально-клетчаточных структур. При этом рекомендуется в рабочих тетрадях зарисовать схемы пироговских распилов шеи, что способствует усвоению конкретных взаимоотношений фасций, сосудов, нервов и органов, фасциальных вместилищ на разных уровнях. В топографии шеи должны быть рассмотрены расположение фасций и образованные ими влагалища для сосудисто-нервных пучков и органов, стенки и содержимое клетчаточных пространств, имеющих значение при возникновении и распространении флегмон. В лопаточно-трахеальном треугольнике, обращают внимание на локализацию трахеи, гортани, глотки и шейного отдела пищевода. После чего студентам предлагается изучить показания и теоретические основы выполнения разрезов при флегмонах, резекции щитовидной железы по О.В.Николаеву, обнажении шейного отдела пищевода, различных видов трахеостомий, коникотомии.

Контрольные вопросы

1. Фасции и клетчаточные пространства шеи (по В.Н. Шевкуненко).

2. Белая линия шеи.

3. Голотопия, синтопия и скелетотопия гортани, глотки, пищевода, трахеи и щитовидной железы.

4. Разрезы на шеи.

5. Доступы к пищеводу на шее.

6. Трахеостомия, виды трахеостомий.

7. Коникотомия.

8. Возможные осложнения при трахеостомиях.

9. Принцип резекции щитовидной железы по О.В.Николаеву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: