Статья II

Стороны соглашаются, в соответствии со статьей I и во исполнение указан­ной в этой статье цели, исходить из того, что каждая сторона будет воздержи­ваться от угрозы силой или ее применения против другой стороны, против со­юзников другой стороны и против других стран в обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность. Стороны со­глашаются, что они будут руководствоваться этими соображениями при форму­лировании своей внешней политики и в своих действиях в области междуна­родных отношений.

Статья III

Стороны обязуются развивать свои отношения друг с другом и с другими странами таким образом, чтобы это соответствовало целям настоящего согла­шения.

Статья IV

Если в какой-то момент отношения между сторонами или между каждой из сторон и другими странами будут выглядеть, как влекущие риск ядерного кон­фликта, или если отношения между странами, не являющимися участницами настоящего соглашения, будут выглядеть как влекущие риск ядерной войны между СССР и США или между каждой из сторон и другими странами, Совет­ский Союз и Соединенные Штаты, действуя в соответствии с положениями настоящего соглашения, незамедлительно приступят к срочным консультациям друг с другом и предпримут все усилия для предотвращения этого риска. <...>

Визит Леонида Ильича Брежнева в Соединенные Штаты Америки 18-25 июня 1973 года. Речи и документы, М„ 1973. С. 86-39.

8. ИЗ "ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА" СОВЕЩАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось общеевропейское совещание (с участием США и Канады) по безопасности и сотрудничеству в Европе. Главами 35 госу­дарств Европы и Северной Америки был подписан "Заключительный акт", в котором по­лучили отражение принципы отношений между государствами.

1 августа 1975 г.

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные систе­мы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.

В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуще­ствлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами со­гласно международному праву и в духе настоящей Декларации. <...>

II. Неприменение силы или угрозы силой

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объе­диненных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа. <...>

III. Нерушимость границ

Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздержи­ваться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. <...>

IV. Территориальная целостность государств

Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждо­го из государств-участников.

В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, не­совместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных На­ций, против территориальной целостности, политической независимоcти или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких дейст­вий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.

VI. Мирное урегулирование споров

Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными сред­ствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безо­пасность и справедливость.

Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В этих целях они будут использовать такие средства, как переговоры, об­следование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую проце­дуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами. <...>

VI. Невмешательство во внутренние дела

Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательства, пря­мого или косвенного, индивидуального или коллективного во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства участника, независимо от их взаимоотношений.

Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооруженного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого государства участника. <...>

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и сво­бод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности, исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести. <...>

Во имя мира, безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г.

М., 1975. С. 14-23.

9. ИЗ "ЗАПИСКИ" В ЦК КПСС ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МИД СССР, КГБ СССР, МИНОБОРОНЫ И МЕЖДУНАРОДНОГО ОТДЕЛА ЦК КПСС1

В 1979 г. руководство СССР приняло решение об отправке в Афганистан "ограни­ченного контингента" советских войск. Ниже приведен документ, авторы которого - госу­дарственные и партийные лидеры страны пытались "обосновать" необходимость этого решения. Авторами «Записки» являлись министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, председатель Комитета Государственной безопасности СССР Ю.В. Андропов, министр обороны Д.Ф. Устинов и руководитель Международного отдела ЦК КПСС Б.Н. Пономарёв. Полная подборка документов из архивов ЦК КПСС по данному вопросу опуб­ликована в газете 'Труд" за 23 июня 1992 г.

23 июня 1979 г.

Обстановка в Демократической Республике Афганистан (ДРА) продолжает осложняться. Действия мятежных племен приобретают более широкий и орга­низованный характер. Реакционное духовенство усиливает антиправительствен­ную и антисоветскую агитацию, широко проповедуя при этом идею создания в ДРА "свободной исламской республики" по подобию иранской.

Трудности становления ДРА имеют во многом объективный характер. Они связаны с экономической отсталостью, малочисленностью рабочего класса, слабостью Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Эти труд­ности усугубляются, однако, и субъективными причинами: в партии и государ­стве отсутствует коллективное руководство, вся власть фактически сосредо­точена в руках Н.М. Тараки и X. Амина, которые нередко допускают ошибки и нарушения законности; в стране отсутствует Народный фронт, до сих пор не созданы местные органы революционной власти. Рекомендации наших советни­ков по этим вопросам афганским руководством практически не реализуются. <...>

В связи с изложенным МИД СССР, КГБ СССР, Министерство обороны и Международный отдел ЦК КПСС считают целесообразным:

1. Направить от имени Политбюро ЦК КПСС письмо Политбюро ЦК НДПА, в котором в товарищеской форме откровенно выразить озабоченность и беспокойство советского руководства в связи с реальной опасностью потери завоеваний Апрельской революции и высказать рекомендации по усилению борьбы с контрреволюцией и укреплению народной власти. <...>

4. Для обеспечения охраны и обороны самолетов советской эскадрильи на аэродроме "Баграм" направить в ДРА, при согласии Афганской стороны, пара­шютно-десантный батальон в униформе (комбинезоны) под видом авиационного технического состава. Для охраны совпосольства направить в Кабул спецотряд КГБ СССР (126-150 чел.) под видом обслуживающего персонала посольства. В начале августа с.г., после завершения подготовки, направить в ДРА (аэродром "Баграм") спецотряд ГРУ Генерального штаба с целью использования в случае резкого обострения обстановки для охраны и обороны особо важных прави­тельственных объектов.

Просим рассмотреть.

Труд. 23 июня 1992 г.

I0. ИЗ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА А.Д. САХАРОВА1 ПРЕЗИДИУМУ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Л.И. БРЕЖНЕВУ

1980 г.

... Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. По­гибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но, главным образом, мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Осо­бенно зловещи сообщения о бомбежках деревень, оказывающих помощь парти­занам, о минировании горных дорог, что создает угрозу голода для целых рай­онов.

Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально измени­ли политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может, сделали вообще невозможной) ратификацию договора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира, в особенности как предпосылки дальнейших этапов процесса разоружения. Советские действия способствовали (и не могли не спо­собствовать!) увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических программ во всех крупнейших странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР.

Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществля­ются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут вый­ти из-под контроля. <...>

По моему убеждению, необходимо политическое урегулирование, вклю­чающее следующие действия:

1. СССР и партизаны прекращают военные действия - заключается переми­рие.

2. СССР заявляет, что готов полностью вывести свои войска по мере замены их войсками ООН. Это будет важнейшим действием ООН, соответствующим ее целям, провозглашенным при ее создании, и резолюции 104 ее членов.

3. Нейтралитет, мир и независимость Афганистана гарантируются Советом Безопасности ООН в лице се постоянных членов, а также, возможно, соседних с Афганистаном стран.

4. Страны - члены ООН, в том числе СССР, предоставляют политическое убежище всем гражданам Афганистана, желающим покинуть страну. Свобода выезда всем желающим - одно из условий урегулирования.

5. Афганистану предоставляется экономическая помощь на международной основе, исключающей его зависимость от какой-либо страны; СССР принимает на себя определенную долю этой помощи.

6. Правительство Бабрака Кармаля до проведения выборов передает свои полномочия Временному совету, сформированному на нейтральной основе с участием представителей партизан и представителей правительства Кармаля.

7. Проводятся выборы под международным контролем; члены правительства Кармаля и партизаны принимают участие в них на общих основаниях. <...>

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990. С. 199-201.

 
 

___________________

11. ИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕНИЯ ЦК КПСС ОБ ИТОГАХ ВСТРЕЧИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ

В июле - августе 1981 г. в Крыму проходили встречи руководителей восьми социали­стических стран: Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Монголь­ской Народной Республики, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. В ходе встреч обсуждались важнейшие вопросы сотрудничества в экономической и политической сферах.

23 августа 1981 г.1 (дата публикации)

В ходе встреч обсуждались важнейшие задачи развития сотрудничества социалистических государств. Достигнуты договоренности, реализация которых, безусловно, будет способствовать успешному развитию соответствующих стран, укреплению единства и сплоченности социалистического содружества. Умноже­ние связей стран социализма во всех областях представляет собой одну из важ­ных предпосылок полного претворения в жизнь созидательных задач, постав­ленных прошедшими съездами коммунистических и рабочих партий. Оно слу­жило и служит подъему национальных экономик, росту национального благо­состояния каждого из участвующих в этом сотрудничестве братских государств.

Во главу угла большинство социалистических стран ставит в данное время задачу интенсификации экономики. Она решается в первую очередь за счет национальных усилий. При этом неуклонно возрастает значение сотрудничества стран социализма, как на двусторонней основе, так и в рамках СЭВ. Социали­стические государства в целом располагают возможностями решить такие кар­динальные народнохозяйственные проблемы, как наращивание энергетических мощностей, достижение качественно нового уровня машиностроения, полное удовлетворение спроса на товары народного потребления и сельскохозяйствен­ную продукцию. Именно на это нацелены развитие социалистической экономической интеграции, происходящее углубление международного социалистического разделения труда.

В текущем пятилетии особенно широкий размах, и это подтверждают итоги крымских встреч 1981 года, приобретает взаимодействие стран социализма в тех экономических звеньях, которые являются базовыми и для роста народного благосостояния.

Предусмотрено участие социалистических стран в строительстве на терри­тории СССР газопроводов, других важных объектов, а также в реконструкции и модернизации советской легкой и пищевой промышленности.

Социалистическими странами взяты высокие рубежи в строительстве нового общества. Вместе с тем в силу ряда причин их продвижение вперед не свобод­но от трудностей. С острыми кризисными явлениями столкнулась народная Польша. Практика социалистического развития вновь и вновь убеждает, как важно для коммунистической партии строго руководствоваться ленинскими нормами партийной жизни, заботиться об укреплении связей с массами, совер­шенствовании социалистической демократии, проводить реалистическую эко­номическую политику, не допуская чрезмерной задолженности капиталистиче­ским государствам, воспитывать трудящихся в интернационалистском духе, проявлять революционную бдительность, давать своевременный и решительный отпор антисоциалистическим силам.

Советская Программа Мира для 80~х годов в действии.

М., 1982. С. 276-277.

Задание 31. Подготовить и представить проекты по темам:

1. «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: 10 принципов взаимоотношений и сотрудничества в современном мире. Значение и практика реализации»;

2. «Участие СССР в гражданской войне в Афганистане в 1979 – 1989 гг. Уроки истории»;

3. «Космос как фактор внешней политики СССР и США в 1950 – 1980-е гг. Победы и поражения»;

4. «Проблемы стран социалистического содружества в 1960-е -1980-е гг. («Пражская веста», события в Польше на рубеже 1970-х-1980-х гг., вооруженное столкновение в районе о. Даманский на р. Уссури в 1969г. и др.)

______________________________

1Задание может быть предложено студентам при проведении практического занятия с применением проектной технологии.

5. Содержание отчета

а) Название работы, Ф.И.О. выполнившего работу студента.

б) Цель работы.

в) Решение заданий № 1 - № 14.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: