Кольский полуостров в XVII – XVIII веках, быт саамов

В 1478 году Кольский полуостров вместе с остальными новгородскими землями вошел в состав единого российского государства. В крае продолжали развиваться промыслы и ремесла – солеварение, лов семги, охота на пушных зверей, добыча слюды и жемчуга.

В середине 16 века на Кольском полуострове возникли два монастыря – Кандалакшский и Печенгский. Кроме того здесь находились владения Кирилло-Белозерского, Соловецкого и Московского Новоспасского монастырей. Монастыри являлись опорой власти в крае. Они помогали управлять населением. В случае нападения врагов монахи активно участвовали в отражении угрозы.

В кон. 16 – нач. 17 веков большой урон экономике края нанесли датчане и шведы. Они пытались захватить земли но им это не удалось. С 1624 года установился мир. Основывались сельдяной, кречатий (ловля кречетов для последующей дрессировки на соколиную охоту) промыслы. Развилось оленеводство. Существовало огромное количество народных промыслов: резьба по кости, изготовление изделий из меха, художественное шитьё из меха и замши, использование жемчуга для украшения одежды. Занятие торговлей требовало грамотности. Зажиточные поморы сами нанимали учителей. Устраивали домашние школы. У населения было немало рукописных книг. Сохранился «Варзугский сборник» времён Бориса Годунова. При монастырях имелись библиотеки. Монахи настойчиво проповедовали христианство среди саамов и добились их согласия на крещение. В их землях стали строиться храмы, которые становятся центрами образования населения. Саамы охотно усваивали русский язык, заимствовали русские обычаи. Поморы знали много сказок, былин песен. Саамы также любили рассказывать на досуге легенды и сказки.

Саамские мастерицы ис­кусно украшали оленью сбрую, головные уборы, обувь и одежду, используя цветное сукно, жемчуг, би­сер, серебряные и оловян­ные проволочки. Художе­ственное шитье саамов само­бытно. Оно отражало нацио­нальные особенности и ве­ковые традиции этого наро­да.

Поморье славилось мас­терами судостроения. Коль­ские плотники наладили производство шняк — боль­ших лодок, приспособлен­ных для ярусного лова ры­бы артелью из четырех че­ловек. Шняка изготовлялась быстро и стоила недорого.

Кольские градостроители в 1700—1706 годах почти полностью обновили укрепле­ния Кольского острога. Они возвели более мощные, чем прежде, стены, углубили рвы, срубили пятиярус­ные башни.

Талант строителей ярко проявился в церковной ар­хитектуре. До наших дней в селе Варзуге сохранилась шатровая Успенская церковь, построенная мастером Климентом в 1674 году. Церковь удивительно красива и стройна. Высота ее 34 метра. Храм сооружался без гвоздей и скоб, с помощью топора и долота, но сделан очень прочно. Чтобы здание не гнило, между бревен клали бересту.

Другим выдающимся памятником деревянного зод­чества являлся девятнадцатиглавый Воскресенский со­бор в Коле (построен в 1681—1684 годах, сожжен анг­личанами в 1854 году). Он имел высоту 37 метров.

Зажиточные поморы строили просторные и светлые дома, обычно в два этажа: нижний (подклет) исполь­зовался для хозяйственных нужд, верхний — для жилья. Бытовые вещи — прялки, зыбки, вальки, санки, коромысла — украшались резьбой и росписью, поло­тенца — вышивками


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: