Студент должен:
1) иметь отчётливое представление о наиболее ярких лингвистических концепциях, созданных в Античности, Средние века, Новое время, XIX и ХХ веках;
2) понимать закономерный характер взаимодействия семасиологического и ономасиологического направлений в истории языкознания;
3) уметь применять навыки дисциплинарно-методологического анализа, приобретённые в курсе по истории языкознания, к исследованию любой лингвистической концепции;
4) использовать достижения лингвистической мысли при собственном анализе языковых явлений и в процессе будущей преподавательской и переводческой деятельности.
В качестве базовых учебников для подготовки к нему предлагается следующие источники:
1. Даниленко В.П. Общее языкознание. Курс лекций. 2-е изд. (гриф Госкомвуза Российской Федерации). – Иркутск, 2003. – 240 с. (В дальнейшем эта книга для краткости будет обозначаться ОЯ).
2. Даниленко В.П. История русского языкознания. 2-е изд. (гриф УМО по образованию в области лингвистики Министерства образования Российской Федерации). – Иркутск, 2003. – 300 с. (В дальнейшем – ИРЯ).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Языкознание в Античности
Зарождение семасиологического направления в древнем языкознании (Дионисий Фракийский, Аполлоний Дискол, Донат, Присциан). Зарождение ономасиологического направления в античном языкознании (Платон, Аристотель, М.Т.Варрон).
Тема 2. Языкознание в Средние века
Комментаторы Присциана (Пётр Гелийский и Роберт Килвордби). Трактаты о модусах обозначения. «Спекулятивная грамматика…» Томаса Эрфуртского – высшее достижение ономасиологической мысли в позднем средневековье.
Тема 3. Языкознание в эпоху Возрождения
Первые национальные грамматики в Западной Европе (Луи Мегрэ, Пьер де Рамэ и др.). «Минерва…» Санкциуса. «О причинах латинского языка» Юлиуса Скалигера.
Тема 4. Языкознание в Новое время
Грамматика Пор-Рояля – высшее достижение ономасиологической мысли Нового времени. Развитие идей А.Арно и К.Лансло в XVIII веке (Ц.Дюмарсэ, Н.Бозэ, Э. Де Кондильяк, Дж.Хэррис, И.Аделунг).
Тема 5. Семасиологическое направление в языкознании XIX века
Зарождение компаративистики (Ф.Бопп, Я.Гримм, Р.Раск, А.Х.Востоков). Лингвистическая концепция Августа Шляйхера. Немецкий младограмматизм (К.Бругман, Б.Дельбрюк и др.). Лингвистическая теория Германа Пауля.
Тема 6. Ономасиологическое направление в языкознании XIX века
Лингвистическая концепция Вильгельма фон Гумбольдта как высшее достижение ономасиологической мысли XIX века. Грамматические теории Карла Беккера и Александра Афанасьевича Потебни.