Стадии конфликтного взаимодействия

Череда скачков: переход от начала конфликта к его развитию до кульминации и его завершению. Рваный темп, квазипериодичность. Конфликт растет от внутриличностного к межличностному и потом к межгрупповому.

Почти все действия в конфликтной динамики необратимы — на каждом шаге из состояния «после» уже нельзя вернуться в состояние «до». На любом шаге конфликт может исчерпаться/закончиться не переходя дальше до катастрофы.

Зарождение конфликта

Уход от позиции устойчивости. Исток и ядро конфликта.

Есть субъект и его актуализация конкретной потребности в дефицитном ресурсе: осознал необходимость нового, либо утратил привычное. Что раньше было не заметно вдруг отчетливо проявилось («как я этого не замечал?»), хотя само осознание что за потребность может не происходить.

Появляется внутренний конфликт и внутренняя активность, которая переходит во внешний мир через установление новых коммуникаций для поиска способов удовлетворения потребности. Если конфликт долго не проявляется наружу это скорее всего приводит к соматическим болезнями.

В конечном итоге находится либо менее дефицитный ресурс-заменитель, либо место концентрации этого ресурса (определенного качества, чем качественнее — тем лучше удовлетворяет). Формируется мотив (опредмеченная потребность) и начинается формирование условий по получению удовлетворения.

Изменение условий распределения ресурса замечает другая сторона (контролирующая этот ресурс либо такой же охотник, если ресурс пока ничейный / только освободился), которая и входит в конфликтное противостояние.

Расхождение сторон

Конфликт необратимо расширяется. Полная концентрация усилий на противнике является эффектом этого этапа.

Каждая сторона старается создать или использует уже существующий лагерьконцентрацию людей, информации и доступных ресурсов вокруг определенной цели. Наращивает мощь оценивая другу сторону и привлекая союзников к себе. Цели лагерей взаимоисключают друг-друга.

Коммуникация начинает замыкаться внутри лагерей. Высокая сплоченность через образ врага: есть «хорошие мы» и есть «плохие они» против которых и дружим. Двойные стандарты. Всё что говорит другая сторона — провокация, обман, итд.

У каждой стороны есть цели, гарантированные выгоды и выгоды на которые они рассчитывают. Каждая сторона имеют свою информационную модель конфликтной ситуации и старается максимально закрыть эту информацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: