Перечень вопросов для подготовки к итоговому экзамену по дисциплине «Римское право»

1. Предмет римского права. Римское право занимает одно из центральных мест в ряду юридических дисциплин. Для лучшего усвоения сущности римского права необходимо изучить возникновение и развитие Римского государе гва. Оно возникло в глубокой древности, когда Рим представлял собой маленькую патриархальную общину. Военные действия, развитие политических и экономических отношений в Римском государстве способствовали его бурному росту. Из примитивной общины возникло огромное государство, объединившее почти весь культурный мир и превратившийся в "центр политической жизни мира" и "центр торгового оборота".' Для регламентации многообразия деловых отношений с учетом интересов разных народов, проживающих в Римском государстве, требовалось право, которое бы гармонично и грамотно соединило в себе весь положительный опыт норм, проверенных временем и потребностей того мира. В результате этого возникло римское право, которое впоследствии стало не только правом античного мира, но и существенно определило развитие юридической мысли Запада. Римскому праву были присущи такие черты, как: универсальность, четкость формулировок, совершенная юридическая техника, ясность nod роения и аргументация, глубокая жизненная конкретность и практичность, а также полное соответствие юридических выводов интересам господствующего класса. Оно является базой для изучения теории гражданского права. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились:1.комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера; 2. брачно-семейные отношения; 3. отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи; 3. круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц; 4. обязанности субъектов, возникающие из различных оснований – договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений; 5. вопросы защиты частных прав.

2. Периодизация римского права. В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим был маленькой общиной среди многих других подобных себе общин средней Италии. На начальном этапе римское право представляло собой несложную и архаическую систему, проникнутую узконациональным и патриархальным характером. Не развиваясь и оставаясь на той же стадии развития, римское право давно было бы затеряно в архивах истории. Римское право надолго пережило своего создателя – античное (рабовладельческое) общество. Оно частично или в переработанном виде легло в основу гражданского, частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств. Периодизация римского права (ius romanum) – это выделение в развитии права этапов, имеющих соответствующие признаки и временной промежуток. Самой распространенной периодизацией является деление эволюции частного римского права на следующие периоды. 1. Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius civile Quiritium) – 754 г. до н. э. В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима. 2. Предклассический период – 367 г. до н. э. Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный). 3. Классический период – 27 г. до н. э. – 284 г. н. э. Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс. 4. Постклассический – 284–565 г. н. э. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis).

3. Обычай и закон как источники римского права. Обычное право – древнейшая форма образования римского права. Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона. Обычное право – неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества. Нормы обычного права: -mores maiorum – обычаи предков; - usus – обычная практика; - commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов; - commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов; - consuetudo – обычай в императорский период. Значение обычаев: -заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов; - свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике. Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых |мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты). В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты). Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был: * выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения; * выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия; * воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался. Особенность римского правового обычая – неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон. Каконы (leges) – главное воплощение римского писаного права. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. «Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация. Закон должен был содержать обязательные элементы: 1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания; 2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.; 3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей. Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа. Виды законов: – lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки; – lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной; – lex imperfecta – без санкции. В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала. Под виды римских законов: – lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу; – plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

4. Эдикты магистратов и ответы юристов как источники римского права. Одной из форм правообразования, специфичной именно для римского права, являются эдикты магистратов. Термин “эдикт” происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты: 1) преторов (как городского, ведавшего гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринского, ведавшего гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а так же между римскими гражданами и перегринами) и (соответственно в провинциях) правителей провинций, а так же 2) курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях – соответственно квесторов). В своих эдиктах, обязательных для издававших их магистратов, эти последние объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.д. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых объявлений по отдельным случайным поводам. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот юд, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium). Новые потребности стали получать удовлетворение, в частности, при помощи эдиктов магистратов, в особенности преторского эдикта. Осуществляя руководство гражданским процессом, претор стал отказывать в иске при таких обстоятельствах, когда по букве цивильного Драва должна была бы быть предоставлена защита, и, наоборот, давать иск в случаях, не предусмотренных в цивильном праве. Таким путем преодолевались трудности, возникавшие вследствие несоответствия старых норм цивильного права новому укладу общественных отношений. Праву придавался прогрессивный характер, хотя формально не отменялись исконные нормы, к которым консервативные римляне относились с особым почтением. Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т.п.; praetor ius facere non potest (претор) не может творить право. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Наконец, эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение и исправление цивильного права (iuris civilis corrigendi gratia). Например, когда старое родство, основанное на подчинении власти одного и того же главы семьи (так называемое агнатское родство), стало терять свое значение, уступая место кровному родству, претор объявил в эдикте, что в известных случаях наследство фактически будет закреплено не за цивильным наследником, а за другим лицом. Претор не имел права отменять нормы цивильного права и не делал этого. Цивильный наследник не объявлялся утратившим свое право; он оставался номинально наследником, но так как преторский эдикт обеспечивал защиту другому лицу («преторскому» наследнику), у цивильного наследника оставалось только одно имя наследника (Gai, 3,32), nudum ius, голое право, в том смысле голое, что оно не было снабжено, покрыто исковой защитой. Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавал новые нормы права. Деятельность юристов В произведениях Цицерона формы деятельности римских юристов характеризуются терминами respondere, cavere, agere, а также scribere. Термином respondere обозначается консультационная работа римских юристов — дача гражданам, обращавшимся к юристам, советов по возбуждавшим сомнение вопросам: cavere — ограждение интересов данного гражданина при совершении сделок также путем совета не включать какое-либо невыгодное условие и т.п., для этой цели юрист часто составлял формуляр договора, писал другие деловые документы (эта форма деятельности обозначалась и термином scribere — писать); наконец, agere обозначало руководить процессуальными действиями сторон (но не вести дело в качестве адвоката). Юристами в древнейшую эпоху были жрецы (понтифы), составлявшие как бы особую касту, представители которой толковали закон (interpretatio), причем не посвящали массы в свои юридические тайны. На полстолетие позже первый консул из плебеев — Тиберий Корунканий сделал свои консультации публичными. Юриспруденция перестала составлять монополию и тайну жрецов и оказалась доступной и светским лицам. Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества. Юристы занимали (в прошлом или в настоящем) высокое служебное положение. Римские юристы благодаря как этому внешнему обстоятельству, так и выдающемуся качеству их консультаций имели большой авторитет и влияние. Не имея, разумеется, законодательной власти, римские юристы тем не менее своей консультационной практикой непосредственно влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений (auctoritas iurisprudentium, авторитет юристов). Придавая своими толкованиями закона определенный смысл отдельным нормам, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью. Деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению действующих норм права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования. Правотворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата (первые три века н.э.) и формальное признание. Надо заметить, что в этот период римская юриспруденция достигла особого расцвета (это эпоха классических юристов, классического права). Несмотря на переход к монархии (в форме так называемого принципата) юриспруденция не только не утрачивает своего противоречивого характера, но деятельность некоторых юристов приобретает даже еще большее значение. Господствующий класс и его представитель — принцепс — хотят иметь в юристах, принадлежавших, как правило, к тому же классу, свою опору. Они ждут и действительно получают от юристов помощь в укреплении путем применения права существующего рабовладельческого строя, в разрешении повседневно возникавших трудных коллизий ввиду все обострявшихся классовых противоречий, в выработке новых правовых форм, которые соответствовали бы потребностям развивавшейся экономической жизни. Принцепсы были заинтересованы в сохранении исконного авторитета юристов, так как юристы в большинстве случаев проводили их политику. Желая сделать юриста непосредственным орудием своей политики дринцепсы, начиная с Августа, стали предоставлять наиболее выдающимся юристам особое право давать официальные консультации (ius publice respondendi). Заключения юристов, наделенных этим правом, приобрели на практике обязательное значение для судьи: эти заключения стали опираться на авторитет принцепса, предоставившего ius respondendi (давалось ex auctoritate principis). Правотворчество юристов получило, таким образом, официальное признание. Сила римских юристов, творчество которых сохранило свое значение в течение многих веков, заключалось в неразрывной связи науки и практики.

5. Кодификация Юстиниана. Неизмеримо большее значение по сравнению с кодификацией Феодосия II имеет кодификационная работа, проведенная в первой половине VI в.н.э. при Юстиниане. В это время зарождаются планы воссоединения восточной части империи с западной, находившейся тогда в руках варваров. Кроме того, интересы государства требовали единства права, определенности и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы явно устаревшие нормы были отменены и право было обновлено. В соответствии с этим Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges (императорские законы, как было при предыдущих кодификационных работах до Феодосия II включительно) но также и ius (сочинения классиков). Весь материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить все устаревшее. Руководящими началами, естественно, должны были служить укрепление императорской власти и обеспечение эксплуатации рабов (рабство на Востоке сохранилось дольше, чем на Западе). Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени — Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права). Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 году, составила уже в 529 году так называемый Кодекс первого издания (не дошедший до нас). В 530 году была образована комиссия для кодификагии ius, сочинений классиков. В 533 году был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное) или Pandectae (все вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты. В том же 533 году был обнародован элементарный учебник римского права — Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая. Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В результате этого пересмотра в 534 году появился кодекс нового издания (сохранившийся), состоявший из 12 книг, разделенных на титулы. При составлении Дигест и отчасти кодекса кодификационные комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений и делали вставки. Такие изменения комиссия по составлению Дигест производила, основываясь на предоставленном ей праве устранять все ненужное и Устаревшее. Внесенные комиссией изменения и вставки носят наименование «интерполяции». Например, поскольку к VI в.н.э.многие обряды, термины, даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными. Так, в древнейшем римском праве, для того чтобы передать в собственность другому лицу земельный участок, раба рабочий скот, совершали торжественный обряд так называет мой манципации (см. ниже, разд.У, гл. III, § 1, п. 4). Ко времени Юстиниана этот обряд давно вышел из употребления, и для того чтобы передать какую-либо вещь в собственность другому, эту вещь просто передавали в фактическое владение приобретателя. Поэтому кодификаторы, встречая термин mancipatio, нередко заменяли его термином traditio. Иногда интерполяции были более сложными. Было потрачено немало труда, чтобы восстановить подлинный текст классиков. Эта работа имеет особенно важное значение для науки истории права. Необходимо знать, принадлежит ли данное место источников тому юристу, которому он приписан в надписи соответствующего фрагмента и который жил, быть может, во II или III вв., или же дошедший до нас текст принадлежит кодификаторам VI в.: социально-экономические условия II и VI вв. существенно различны, а потому для правильного понимания нормы необходимо знать, к какому времени она относится. Кроме того, раскрытие интерполяций помогает установить содержание. римского права классического периода. В новейшей литературе римского права (различных стран) подвергаются внимательному исследованию изменения классических текстов еще до кодификации Юстиниана; ставится трудная, но важная задача очистить дошедшие до нас фрагменты классического римского права от позднейших наслоений, изменений и т.п Для того чтобы пояснить, каким образом источниковеды догадываются о наличии в том или ином тексте интерполяции, можно привести следующий простейший пример. В Дигестах есть фрагмент (1.7.2), имеющий надпись, свидетельствующую о том, что это — извлечение из 1-й книги Институций Гая. В этом фрагменте сказано, что одним из способов усыновления является усыновление principis auctoritate — распоряжением принцепса. Но Институции Гая дошли до нас и непосредственно, и там (1,98) говорится, что усыновление совершается populi auctoritate, волей народа. Нетрудно догадаться, почему составители Дигест заменили слово «народа» словом «принцепса»: в VI в. о власти народного собрания давно забыли; власть была в руках императора, и, чтобы привести текст в соответствие с современным положением, кодификаторы прибегли к интерполяции. Применялись и другие, более сложные приемы раскрытия интерполяции. В науке римского источниковедения встречаются и необоснованные указания на интерполяции: исследователь иной паз «ищет» интерполяцию там, где для этого нет объективных оснований, но в целом работа по раскрытию интерполяции зала ценные результаты. Собранный в Дигестах материал состоял из трех больших групп: а) из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву (так называемые libri ad Sabinum; такое название дано потому, что Сабину принадлежал комментарий к цивильному праву); б) из сочинений классиков, посвященных преторскому эдикту (libri ad edictuin); в) из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории. Составление Институций, Дигест, Кодекса не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Юстинианом был издан (после окончания кодификационных работ) ряд законов, которые известны под названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее (до нас дошли некоторые частные собрания). В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis (Свод гражданского права). В Восточной империи в течение примерно пяти веков после кодификации Юстиниана составленные им сборники служили базой научной и практической работы. По мере изменений в социально-экономической жизни и возникновения новых потребностей вносились поправки и производилась переработка отдельных частей Юстиниановой кодификации, например Базилики императора Льва Мудрого, конец IX — начало Х в., и др. На Западе в раннее средневековье имела применение не Юстинианова кодификация, а названные выше сборники отдельных королевств (особенно lex Romana Wisigothoruin). Только в Италии после уничтожения Остготского королевства применялись Институции, Кодекс, Новеллы. Дигесты до се-Редины XI в. на Западе не были известны. Около середины XI нашли рукопись Дигест (VI или VII в. н. э.), названную позднее флорентийской. Эта находка дала толчок для ожив-ения римского права (прежде всего в Болонье с ее знаменитой юридической школой). Сборники, составившие в средние века Corpus iuris civilis, цитируются в настоящее время следующим образом. Название сборника обозначается начальной заглавной буквой: I.(Институции), D. (Дигесты), С. (Кодекс), N. (Новеллы).

6. Система римского права. Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана. Древнейшее право fas носило религиозный характер – jus sacrum. Познание и толкование его сосредоточивалось в жреческих коллегиях понтификов, являвшихся первыми римскими юристами. Позже от древнейшего права fas стали отличать светское право – jus. Различие fas и ius окончательно определилось в период республики с отделением жреческих должностей от светских магистратур. Толчком послужило обнародование книги об исках и календаря (jus Flavianum). Натуральному хозяйству соответствовал замкнутый характер древнейшего права, регулировавшего отношения только между римскими гражданами, – jus civile. Право отличалось крайним формализмом, символикой, сильным влиянием религии, подобной греческому язычеству. Пришельцы, иностранцы никакой правовой защитой не пользовались. С развитием торгово-рыночных отношений появилась необходимость охраны приезжающих в Рим иностранцев. Первоначально эта охрана осуществлялась по законам страны, из которой прибыл иностранец, – lex patria, а затем и по римским законам. Наряду с jus civile появилось jus gentium – право народов. jus gentium отличалось большей свободой, упрощением формы и принципом: важно не то, что сказано, а что имелось в виду. Римское право начинало терять свои черты и все больше заимствовать из прав других стран. В нем отмечались черты универсальности, что дает долгую жизнь данному праву и столь широкое распространение. Возникли понятия jus naturale и aequitas (jus aequum). Со слиянием этих потоков в одно русло право именуется цивильным, а по содержанию становится общенародным. Развитие частных имущественных отношений требовало развития римского частного права. Появилось jus pretorium – преторское право, когда претор давал эдикты. Судебная деятельность претора не изменяла нормы цивильного права, а придавала им новое значение. Основа преторского права – принцип совести, справедливости, его нормы были освобождены от формализма. Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов Системы группировки правовых норм: 1) пандектная характерна для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Состоит из– общего раздела; – специальных разделов: вещное право, обязательственное право, семейное право и наследственное право. Пандектная система была воспринята германской правовой системой, и на ее основе было создано Германское Гражданское Уложение. Пандектная система воспринята и современным российским частным правом; 2) институционная. В ней отсутствовала общая часть, а из состава вещного права не выделялось наследственное право. Нормы, носившие общий характер, располагались в каждом из разделов. «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)», – говорил (Гай). Группы правовых норм: право лиц (субъекты права), вещное право, обязательственное право. Институционная система была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской правовой системой при создании Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона).

7. Право народов. Право народов (jus gentium) – разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право. Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду. Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли). Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, – то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием спра-|ведливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства – право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны – некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы. С течением времени цивильное право (jus civile) и право народов стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам XII Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое. Римское гражданское право стало правом международным, общим для всех граждан Римской империи.

8. Квиритское право. Существует известное выражение, что римляне трижды покоряли мир. Первый раз – легионами, второй – христианством, третий – правом. Возведенное в ранг «писаного разума» римское право классического периода было широко воспринято феодальными государствами Западной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов буржуазного права. Весь процесс развития римского права можно представить следующей периодизацией. Первый период – «древнейший» (4 в. до н.э. - середина 3 в. до н.э.). В этот период господствует квиритское право. Второй период «классический» - с середины 3 в. до н.э., господство преторского права. Третий период «постклассический» - середина 3 в. до н.э. – 4 в. Третий период знаменит своими кодификациями.Источниками в «древнейший» период развития римского права являются обычаи, писаные законы, решения сената, постановления магистратов. Крупнейшим источником права в этот период были Законы XII таблиц (5). Длительное время Законы были основным источником как публичного, так и частного права. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставляемых на городской площади. Никто не мог отговориться незнанием законов. Закон были в основе своей записью обычного права. Больше всего в их нуждались плебеи. Сами Законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов.Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста 2 в. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 г. в итальянском городе Вероне. «Институции» были найдены под текстом сочинения богословского содержания. Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая. От слова «цивитас», что значит «город», «городская община». Право Таблиц называют «цивильным», т.е. принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как называли себя римляне в честь бога войны Януса Квирина) – квиритским.Содержание Таблиц можно представить в следующем виде:1. Положения о гражданском судопроизводстве (табл. I-II);2. Процесс против несостоятельного должника (III);3. Положения об отцовской власти (IV);4. Опека, наследование, собственность (V-VI);5. Обязательства из договоров и деликтов (VII- VIII);6. Публичное и сакральное право, уголовное право (IX- XII);7. Различные дополнения к первым 10 статьям о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу закона (XI-XII). Особенности правового положения населения по Законам XII таблиц. Римской республике VI - III до н.э. еще неизвестны те формы угнетения рабов, какие явят миру Римская империя. Положение рабов приравнивается правом к положению подчиненных отцу сыновей: «Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить стоимость причиненного вреда, или головой виновного» (Законы, табл. XII, 2а). Государственная власть еще не очень бдительно охраняет границу между классами свободных и рабов, пересечь ее не составляют особого труда. Законы упоминают о различиях в положении свободных людей. По словам Цицерона, составители этого правового акта «санкционировали самым бесчеловечным образом запрещение браков между плебеями и патрициями». Плебеи добились отмены этой нормы через год после принятия Законов. В 8-й таблице говорится об отношениях патронов и клиентов. Клиенты были свободными людьми, но зависели от патронов, предоставивших им земельный участок. Законы запрещают патрону причинять вред своему клиенту. Правовое положение клиентов весьма близко к статусу вольноотпущенников, которые после получения свободы попадали в зависимость к своему бывшему хозяину. Имущество вольноотпущенников, не имевших детей, переходило патрону.Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко произведенное разделение вещей на две категории. Первая называлась res mancipi (земля, рабы, рабочий скот), вторая - res nec mancipi (все остальные вещи). Отчуждение земли, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме (манципация). Манципация производилась таким образом. Например: продавец и покупатель приглашали 5 свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной вещи, говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот … принадлежит мне и я купил его за эту медь». Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. Манципация считалась законным способом приобретения права частной собственности. Субъектами права собственности могли стать только квириты, а также иностранцы, обладающие правом заключать сделки. Объектом этого права признавались только манципируемые вещи.Основаниями приобретения вещных прав являлись договор, приобретательная давность, захват вещи, наследование. Формами договора были nexum и mancipium (VI, 5б); in jure cession («Закон XII таблиц утвердил отчуждение вещи путем … отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении перед претором»); стипуляция – устная форма договора займа денежных средств. Давность владения в отношении земельного участка устанавливалась в два года (VI, 3), в отношении всех других вещей – в один год. Законом XII таблиц запрещается приобретение вещей по давности (VIII, 17). Способами обеспечения обязательств, возникающих из договоров, служили поручительство и залог. Кредитор по договору, заключенному в форме nexum, имел право заковать должника в колодки. В течение 60 дней нарушителя договора «три раза подряд в базарные дни приводили к претору». Если же должник упорно отказывался исполнить принятое на себя обязательство, он обращался в рабство или же предавался смертной казни. Законы предоставляли кредиторам казненного должника возможность разрубить тело на куски.Договоры по форме их заключения делились на вербальные (2) и литеральные ().Для заключения брака использовался фиктивный договор покупки жены в форме mancipium. Власть мужчины над женщиной устанавливалась и «фактом давностного с нею сожительства». Если женщина не желала установления такой власти, ей достаточно было «ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею» (VI, 4). Главой семьи являлся домовладыка. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной фамилии, агнатами (1). Кровные родственники назывались когнатами (6).Законы XII таблиц предоставляют римским гражданам возможность составлять завещание: «Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки над подвластными ему лицами, так пусть то и будет нерушимым» (V, 3). При лишении кого-либо из агнатов наследства, отец должен был прямо назвать его. Это решение могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в утверждении народного собрания. Обычно при отсутствии завещания по смерти домовладыки имущество поровну делилось между агнатами. Когда их не было, наследовали ближайшие родственники. Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической – не ранее смерти отца.Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличаются крайней суровостью, встречаются и отголоски родоплеменных отношений в виде принципа талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое». В виде наказания применялся и штраф: «Если рукой и палкой переломит кость свободному человеку, то пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу - 150 ассов, если причинит обиду, то пусть штраф будет 25». Распевание песни, содержащей клевету или позорящей другого человека, каралось смертной казнью. Потрава или жатва урожая в ночное время наказывалась также смертной казнью. Законы XII таблиц знали различные формы вины. Так, если поджигатель действовал преднамеренно, то он подлежал смертной казни. Если же преступление было совершено по неосторожности, то виновный присуждался квозмещению ущерба. Наказание за кражу зависело от того, кем был виновный. Законы предписывали «свободных людей подвергать телесному наказанию и выдавать головой тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы», несовершеннолетних «подвергать по усмотрению претора телесному наказанию или взыскивать с них возмещение убытков».

9. Преторское право. Цивильное (от лат. civitas – «город»), или кви-ритское, право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина) – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан. Цивильное право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домо-владыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии. Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов. Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права. Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов. Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum). В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права. Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам. Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой пра-вообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права. Зачастую законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях то, что было наработано. Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в творчестве юристов, которые комментировали, с одной стороны, цивильное право, а с другой – преторское право. Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и их удовлетворял. Кконцу III в. различие между цивильным и пре-торским правом практически исчезло.

10. Классификация юридических фактов. Формирование категории «юридический факт» связано с переработкой, осмыслением и систематическим изложением римского права его поздней­шими исследователями. Общее понятие юридического факта, как и понятие правоотношения, римскими юристами сформулировано не было. Своим су­ществованием термин «юридический факт» обязан видному германскому правоведу Фридриху Карлу фон Савиньи (одному из основателей историчес­кой школы права), который в своем труде «Система современного римского права» (1840 г.) писал: «Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами». В современной учебной литературе внимание в основном уделяется клас­сификации юридических фактов, а само понятие остается в тени. Авторы, как правило, ограничиваются определением юридического факта, которое фор­мулируется практически единообразно и звучит следующим образом: «Юри­дические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение право­вых отношений». Тем не менее в плане понятийной характеристики юридических фактов можно отметить их следующие характерные черты: 1. По своей социальной природе юридические факты - это обычные жиз­ненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызы­вать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами, и может произойти так, что законодатель на каком-то этапе разви­тия общественных отношений перестанет связывать правовые последствия с данным юридическим фактом. Однако делается это не произвольно, не по прихоти законодательного органа, а под влиянием закономерностей общест­венного развития. Поэтому юридические факты имеют глубокую обществен­ную природу и представляют собой еще один выход права на практику, еще один канал связи права с социальной сферой. Таким образом, юридические факты - это общественно-юридические явления. 2. Юридические факты опосредуют движение правовых отношений (воз­никновение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматри­вать как особого рода юридическое право в рамках общерегулятивных правоот­ношений, то фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т. п.) по своей природе и механизму действия тоже являются юридическими фактами. 3. Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаи­модействии с правовыми нормами. Юридический факт выполняет роль «пу­скового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связую­щие нормы права и правовые отношения. 4. Указания на юридические факты и их описание содержатся в гипотезах юридических норм. Наряду с нормами и субъектами права юридические фак­ты выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений. Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма раз­нообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям: 1) по характеру порождаемых юридических последствий - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие; 2) по характеру действия - факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального ущерба) и факта-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности); 3) по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения -юридические деяния (действия и бездействие) и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, стихийное бедствие). Относитель­ными являются события, которые не зависят от воли участников именно дан­ного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убийство для уголовного правоотношения является юридическим деянием, а для граж­данского правоотношения наследования - юридическим событием; 4) с точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Последние, в свою очередь, -на преступления и проступки (по степени общественной опасности); 5) в зависимости от волевой направленности правомерные действия де­лятся на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъек­та, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые послед­ствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, ре­зультатом творческой деятельности); 6) в зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридичес­ких фактов).

11. Сделки в римском праве. Понятие договора в Римском частном праве. В наидревнейшем римском праве термины contrahere, contractus еще не обозначали один из источников возникновения обязательства, т.е. правоотношения, в силу которого определенный субъект обязан произвести в пользу другого субъекта определенные действия имущественного характера, а лишь указывали на сами обязательственные узы, на те узы, которые происходят из законного действия, из юридической сделки, которая определяется здесь как contractus. В классической юриспруденции, на основании опыта полученного из обязательственных сделок в рамках ius gentium (права народов), в которых обязательство возникает из взаимного согласия двух сторон, стало постепенно формироваться представление, что во всякой двусторонней сделке делового оборота силой, создающей обязательство, является ''соглашение'' достигнутое между сторонами. В одних случаях для возникновения обязательства достаточно одного такого соглашения, в других же (в сделках ius civile т.е. частного квиритского права, частного права римских граждан) необходимо, чтобы оно было облечено в торжественную форму или сопровождалось исполнением определенных действий. В конце классической эпохи contrahere, contractus начинают приобретать новое, субъективное значение ''согласиться, соглашение'' и относиться к лишь обязательствам, возникающим по соглашению сторон, но в тоже время больше не применяются к прочим обязательствам, возникающим в результате хотя и законного действия, но о котором стороны не договаривались. В этом новом значении ''договора как источника обязательства'' термин contractus был усвоен Юстиниановым собранием и современной юридической наукой.[1] Итак, договор можно определить как соглашение воль двух субъектов или групп субъектов (''договаривающиеся стороны''), имеющий своей целью установить между ними обязательственное отношение. Контракт, поскольку он является юридической сделкой (а если точнее, двусторонней'', юридической сделкой), подчиняется всем правилам, относящимся к сделкам, в том, что касается дееспособности сторон, существенных, естественных, привходящих элементов сделки, причин ее недействительности, конвалидации, представительства. Договор - это наиболее распространенный вид сделок. Только немногочисленные односторонние сделки не относятся к числу договоров. Как любая сделка договор волевой акт, но он обладает присущими ему особенностями, он представляет собой не разрозненные волевые действия двух или более лиц, а единое волеизъявление. Понятие договора, как правило, определяется как дозволенное римским правом соглашение воль двух или нескольких лиц, направленное на установление обязательства. Общего понятия сделки в римском праве выработано не было, что в силу его казуистичности вполне естественно. Между тем правовое регулирование сделок составляло важнейшую задачу римских юристов. Деление сделок на возмездные и безвозмездные, односторонние и двусторонние, условные и безусловные, влияние формы волеизъявления на действительность сделки и многие другие нормы, составляющие основу современного учения о сделках, пришли к нам из римского права. Сделку следует понимать, как всякое проявление частной воли, обращенное на цель, дозволенную правопорядком (''основание''), так что право исходит из соответствия этого проявления достижению желаемой цели и потому защищает его, предусматривая наступление соответствующих юридических последствий. Сделки, для совершения которых требуется согласование воли двух или более лиц, являются двух и многосторонними. Такие сделки именуются договорами. Классификация договоров. Контракты можно классифицировать различным образом, некоторые из возможных классификаций явно перешли к нам от римлян, другие современны по формулировкам, однако скрытым образом заложены уже в системе римских правоведов. Многие связаны с тем фактом, что, поскольку контракт является подвидом юридической сделки, к нему, очевидно, приложимы те же разграничения и классифицирующие признаки, что и к сделкам.1 Поэтому возможно различение контрактов: 1) торжественные и неторжественные 2) казуальные и абстрактные 3) возмездные и безвозмездные 4) stricti iuris и bonae fidei, в соответствии с типом иска, который возникал на их основании 5) iuris civilis и iuris gentium, в зависимости от правопорядка, признававшего их в качестве источника обязательства. Система договоров в Древнем Риме была своеобразной и достаточно сложной. Дело в том, что в римском праве в силу его консерватизма принципиальное признание коснулось только определенных договорных типов. Поэтому для юридической силы договоров была необходима не только согласная воля сторон, но и соответствие договоров определенному типу. Из этого возникло основное деление договоров на:. контракты (типичные договоры, признанные цивильным правом). пакты (неформальные соглашения, неподходящие ни под какой тип и, стало быть, не имеющие исковой защиты). Основные типы контрактов в зависимости от causa obligandi (или момента возникновения обязательства): 1. Реальные контракты, в этих контрактах обязательство, объектом которого является возвращение полученной вещи или ее эквивалента не может возникнуть иначе как в результате передачи res (вещи) от кредитора должнику. Контракт совершается посредством datio, т.е. передачи вещи в собственность. 2. Вербальные контракты, договоры, устанавливающие обязательство словами, то есть получающие юридическую силу посредством и с момента произнесения слов. 3. Литеральные в этих контрактах обязательство возникает в силу того, что создана определенная письменная форма. 4. Консенсуальные. В них обязательство возникает в силу простого согласия, к которому пришли стороны. 5. Безымянные Под влиянием настоятельных потребностей хозяйственной жизни начали появляться новые договоры, подлежавшие юридической защите цивильным правом. Римские юристы свели эти вновь образованные договоры в одну группу, получившую впоследствии название безымянных контрактов. 6. Пакты. Контрактам противостояли пакты, которые, по общему правилу не пользовались исковой защитой. Категория пактов охватывает разнообразные соглашения за пределами защищенных ius civile контрактов. В силу расширения гражданского оборота некоторые пакты получили юридическую защиту. В преторском эдикте, либо путем присоединения их (в качестве оговорки) к какому-либо контракту, либо путем признания в императорском законодательстве. Таким образом, все известные римскому праву договоры могут быть сведены к 6 группам: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные, безымянные контракты и юридически защищенные пакты.

12. Реквизиты сделки. Сделки. Реквизиты юридической сделки. Ошибки при заключении сделок. Сделки, заключенные под влиянием обмана или насилия. Последствия недействительности сделки. Понятие обязательства (obligatio). Условия действительности обязательств и порядок их заключения. Содержание договора. Цель (causa). Гарантии. Стороны в обязательстве. Личный характер обязательств. Замена лиц в обязательстве. Представительство. Исполнение обязательств и ответственность за их просрочку или неисполнение. Невозможность исполнения. Возмещение ущерба и прекращение обязательства помимо исполнения. Виды обязательств. Обязательства из контрактов. Основные разделения: (1) устные контракты (стипуляция, поручительство, обещание установить приданое, клятвенное обещание), (2) письменные контракты, (3) реальные контракты (заем, ссуда, договор хранения или поклажи, залог), (4) консенсуальные контракты (договор купли-продажи, договор найма вещей или услуг, договор подряда, поручение, договор товарищества), (5) безымянные контракты (договор мены, оценочный договор, инспекция), (6) пакты. Обязательства как бы из контракта (квазиконтракты – quasi ex contractu). Обязательства из правонарушений или как бы из правонарушений (ex delictu, quasi ex delicto): кража, грабеж, противоправное нанесение ущерба, оскорбление личности, квазиделикты. Понятие обязательства (obligatio) Любой член общества, обладающий правосубъектностью, добровольно берет на себя определенные обязательства, которые приняты в данном обществе. Обязательство заключается в обещании что-либо совершить в пользу другого лица или всего общества. Такое действие не должно выходить за пределы принятого в данном обществе или представлять собой что-либо чрезмерное, большее, чем нужно. В такой ситуации каждому члену общества гарантирована возможность быть кредитором или должником, и любое конкретное притязание кредитора находится в рамках требования соблюдения определенного права, действующего в определенном сообществе: «Сущность обязательства состоит не в том, чтобы какое-либо тело или сервитут становились нашими, но в том, чтобы другое лицо было обязано в нашу пользу перенести собственность или сделать что-либо, или обеспечить (D. 44,7,3)». Таким образом, благо, которое приобретает кредитор в результате исполнения должником обязательства, носит нематериальный характер (является res incorporalis), а отношение между сторонами в обязательстве носит волевой характер. Должник свободен исполнить обязательство и становится зависимым от кредитора только в случае неисполнения обязательства. Ответственность должника в таком случае носит потенциальный характер, а правовое регулирование обязательственных отношений исключает ситуацию личного подчинения должника кредитору, тем самым не умаляя его свободу как лица, действующего в рамках возложенных на него обязательств. Должник не подчинен кредитору, а согласен с некоторыми, обусловленными обязательствами, элементами, ухудшающими его положение в пользу кредитора. В древнейшую эпоху гарантией исполнения обязательства служили (1) личная зависимость должника или его близких от кредитора в случае неисполнения обязательства (vades, praevades), (2) торжественная клятва – sponsio. Обещать мог или сам должник, или sponsor, лицо, дающее гарантии. Классические юристы выделяли два источника обязательств: 1. Обязательства из соглашения (ex contractu) 2. Обязательства помимо соглашения, которые, в свою очередь, делятся на обязательства из правонарушения (ex delicto), а также «как бы из договора» и «как бы из правонарушения». Обязательство со стороны должника состоит в обещании нечто предоставить. Предоставление по обязательству должно (1) иметь имущественное содержание, (2) быть личным (никто не может наложить обязательство на другое лицо), (3) определенным (предоставление должно быть точно определено, поскольку в противном случае нарушается принцип равенства сторон), (4) возможным, (5) дозволенным. Обязательство, не удовлетворяющее этим требованиям, не имеет юридической силы. Различается три вида предоставления: (1) dare, вещное обязательство предоставить какую-либо вещь в пользование или владение, (2) facere, обязательство совершить какое-либо действие, понятое расширительно включает в себя также и первый вид, (3) praestare, обязательство предоставить гарантии. Обязательства могут быть альтернативными, когда заранее оговариваются несколько вариантов предоставления, или родовыми, когда речь идет не о конкретном предмете, а о продукте, имеющем родовые качества. В этом последнем случае заранее оговариваются вид, качество и количество вещи. Обязательство может быть солидарным, то есть касаться нескольких должников и кредиторов. В случае неисполнения обязательства, должник несет ответственность. Различаются: 1. Невозможность исполнения обязательства: (а) Невозможность исполнения по вине непреодолимой силы, например, в результате стихийного бедствия. В этом случае риск несет собственник вещи. (б) Невозможность исполнения по вине должника, например dolus (злой умысел), culpa (вина), custodia (пренебрежение необходимостью охраны), neglegentia (небрежность), imperitia (неопытность); 2. Просрочка исполнения (mora); 3. Действия во вред кредиторам. Отдельные виды обязательств 1. Обязательства из контрактов «Некоторые соглашения всеобщего права порождают иски, некоторые – исковые возражения. Те, которые порождают иски, уже не называются соглашениями, но получают собственно наименование контракта (D. 2,14, 7)». Обязательства из контрактов могут быть односторонними и двухсторонними, в зависимости от того, сколько сторон в данной сделке несет обязательство (например, заем – это одностороннее, а договор поручения – двустороннее обязательство). Контракты классифицируются по способу их заключения. По этому признаку выделяются: – вербальные и литеральные контракты (когда содержание соглашения выражается словами, соответственно, устно или письменно – стипуляция); – реальные контракты (когда соглашение сопровождается передачей вещи – res, например, заем, поклажа); – консенсуальные контракты, для заключения которых необходимо, чтобы стороны пришли к согласию (при этом никаких иных формальностей не требуется, достаточно, например, письма или сообщения вестника, выражающего согласие заинтересованных сторон). Наконец, некоторые типы соглашений, которые не могут быть четко определены в рамках данной классификации, получили название фактических или безымянных контрактов (примеры: мена, комиссия и др.). Классифицируются такие контракты на основании схемы, по которой они строятся: do ut des; do ut facias; facio ut des; facio ut facias. Все остальные сделки, которые не принадлежали ни к одному из этих типов и заключались в свободной форме, получили название пакты. Различались также обязательства как бы из контрактов, к которым относились, например ведение чужих дел без поручения, исполнение недолжного. 2. Обязательства из деликтов Частное правонарушение – delictum – отличается от уголовного – crimen – тем, что нарушитель преследуется по инициативе частного лица. Штраф с нарушителя изымается в пользу этого лица. Уголовное преступление, напротив, затрагивает интересы общества в целом. Любой римский гражданин мог начать уголовный процесс. Штраф взимался в пользу римского народа. Выделялись такие виды деликтов как кража (furtum), грабеж (rapina), противоправное нанесение ущерба, оскорбление личности Обязательства как бы из деликтов включают гипотезы виновного поведения, преследуемые посредством преторских исков. К ним относились, например, ситуации, когда судья обращает процесс на себя, если он умышленно нарушает порядок судебного разбирательства. К квазиделиктам относили также преступную небрежность, действия, создающие угрозу для окружающих и др.

13. Недействительность сделок. Современная концепция недействительности сделок, несомненно, берет свое начало в римском праве, так как в основе традиционной теории ничтожных и оспоримых сделок лежит римское право. Кратко изложим общее учение о недействительных сделках в римском праве. В зависимости от степени недействительности, договоры делились на несуществующие, абсолютно недействительные и относительно недействительные. Несуществующими (negotium nullum) являлись договоры с невозможной перестацией и те, в которых не соблюдались правила о форме договора. Такие договоры или не обладали никаким действием, или создавали только моральные обязательства. Абсолютно недействительными являлись договоры, имеющие недостатки, которые судья обязан был принимать во внимание по своей должности (ex officio). Это были договоры, заключаемые неуправомоченными лицами, договоры, заключаемые по недопустимому предмету, договоры, заключаемые по противоправным и аморальным условиям и т.д. Относительно недействительные договоры (rescindibilia), обладали недостатками, за которые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: