Материал для размышлений: однажды одну девушку из США, по имени Тина, прожившую в России около года, спросили, что ее более всего удивило в Перми. Она ответила: «Автобусы». И пояснила:
- Когда я первый раз пришла на остановку, я спросила – а где расписание движения автобусов?. «Нету» - ответили мне. - А когда придет автобус? «Может быть, через пять минут, а может быть через полчаса». - А если он вообще не придет? – «Тогда домой придется идти». – А если я на поезд опаздываю? – «Ну, это твои проблемы».
Более всего ее поразила в этой ситуации реакция ожидающих людей. Стоит на остановке толпа человек в пятьдесят (правде, знакомая ситуация?). И каждый про себя ругает водителей, автопредприятие, мэра, начальство. И никто ничего де делает, смирившись со своей судьбой.
- У нас так не принято, - продолжала рассказывать Тина. - Если несколько человек долго ждут автобус, то они скорее всего соберутся вместе, напишут петицию, обратятся в суд, потратят много времени, но добьются, чтобы они, как налогоплательщики, получили компенсацию (как правило – не очень большую) за моральный ущерб и упущенную материальную выгоду. Поэтому у нас автобусы ходят точно по расписанию.
|
|
Казалось бы, в России тоже есть и законы о защите прав потребителей, и суды, но такую ситуацию, которую описала Тина у нас трудно представить. Почему?
Задание 4.1.
Назовите термин, характеризующий западное общество, и отражающий готовность рядовых граждан отстаивать свои права перед лицом государства, бизнеса, организаций.
__________________________________________________________________
2 балла.
Задание 4.2.
С другой стороны, и современное западное общество, и классическое традиционное схожи тем, что в них представлены особые институты, готовые защитить своих представителей. Укажите эти институты:
Институты традиционного общества | Институты современного общества | ||
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3. | ||
4. | 4. |
По 1 баллу за каждый правильно указанный институт
Задание 4.3.
Но есть и существенная разница между институтами традиционного классического и современного обществ. Укажите ее:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 балла.
Упражнение 5. Закрепляющее.
Задание.
Знать о чем-либо - означает не только видеть преимущества, но и видеть недостатки. Попробуйте выступить критиком современного демократического государства.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
За каждое обоснованное критическое замечание -2 балла.
Блок 3. Итоги ответов.
Номер упражнения | Сумма | |||||
мах. кол-во баллов | ||||||
Итого: | Зачет - 17 баллов; хор.- 22-27 баллов; отл. 28-34 балла. |
Семинар 11. Экономическая культура современного общества.
Изучаемые проблемы: особенности экономической культуры индустриального общества.