Раздел I. Теория культуры

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - ЗАОЧНИКАМ

Перечень контрольных вопросов для подготовки к итоговой аттестации по дисциплине Культурология

1 Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.

2 Культура как общественное явление: понятие, сущность.

3 Структура и функции культуры.

4 Социальные уровни культуры: классическая и современная; официальная и андеграунд.

5 Элитарная и массовая культура: динамика отношений.

6 Субкультура и контркультура. Особенности молодежной субкультуры.

7 Социодинамика культуры.

8 Культура и цивилизация.

9 Школы культурологии. Современные концепции культуры.

10 Межкультурные коммуникации. Диалог в культуре.

11 Культура как знаковая система.

12 Личность и творчество в культуре.

13 Место культурологии в профессиональном инженерном образовании.

14 Искусство как форма духовной культуры.

15 Религия как феномен культуры.

16 Наука в системе культурных ценностей.

17 Взаимосвязь природы, человека и культуры.

18 Социокультурная роль техники. Этика науки и техники.

19 Противоречия НТР: сущность современного экологического кризиса. Роль культуры в решении экологических проблем.

20 Традиция и новация как источники культурного прогресса.

21 Запад и Восток: два типа духовности.

22 Россия в системе культурного диалога Восток - Запад.

23 Русский культурный архетип.

24 Антропогенез и первобытная культура.

25 Особенности первобытного мышления и его роль в формировании культуры.

26 Миф как феномен культуры.

27 Древневосточный тип культуры (на примере одной из традиционных цивилизаций).

28 Буддийский тип культуры.

29 Античность как тип культуры. Влияние Античности на мировую культуру.

30 Художественная культура Античности.

31 Язычество древних славян. Влияние языческой культуры на менталитет русского народа.

32 Средневековый тип культуры. Специфика церковной, светской, народной культуры.

33 Христианская картина мира.

34 Художественная культура западноевропейского Средневековья.

35 Исламский тип культуры.

36 Влияние христианства на формирование Древнерусской культуры. Русское православие.

37 Ренессансный тип культуры.

38 Художественная культура эпохи Ренессанса.

39 Новоевропейский тип культуры. Идеи Просвещения и их воплощение в европейской культуре.

40 Отражение основных тенденций развития культуры Нового времени в художественной культуре.

41 ХVII-XVIII век России как социокультурная эпоха

42 ХIХ век России как социокультурная эпоха.

43 «Модернизм как тип культуры XX века

44 Культура в информационном обществе.

45 Постмодернизм как культурная эпоха.

46 Особый тип советской культуры.

47 Современная российская культура: проблемы и перспективы.

Раздел I. Теория культуры

Введение в культурологию.

Основные принципы культурологии как науки: целостность, культурно-исторический подход, индивидуализация, поиск правильной интерпретации и смысла.

Основная научная задача культурологии – глубокое, всестороннее, толерантное исследование сторон и граней бытия человека в созданном им самим мире.

Структура культурологических знаний: фундаментальная теоретическая), прикладная (эмпирическая, историческая) культурология, культурная антропология (ценностный аспект).

Культура как объект культурологического знания.

Формирование культуры как объекта социально-гуманитарного знания. Основные принципы изучения культуры в культурологии: целостность, культурно-исторический подход, индивидуализация, поиск правильной интерпретации и смысла.

Концептуальные подходы к определению культуры: антропологический, деятельностный, аксиологический, знаково-символический. Оппозиция ''cultura-natura”в изучении культуры. Взаимосвязь природы и человека через культуру.

Структура культуры.

Способы структурирования культуры по различным основаниям: дихотомическая структура (материальная, духовная); уровневая (классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунд); ценностная (религиозная, нравственная, миф, искусство). Функции культуры: человекотворческая, функция социальной памяти, аксиологическая, регулятивная, коммуникативная, семиотическая.

Динамика культуры. Три основных подхода к изучению динамики культурного процесса. Эволюционный (линейный), основанный на представлении о единстве человечества и о единой направленности историко-культурных процессов. Циклический (цивилизационный) исходит из утверждения, что единого человечества нет, а есть набор автономных, самодостаточных культурно-исторических типов.

Социально-синергетический, который использует теорию сложных нелинейных саморазвивающихся систем.

Школы и направления культурологи.

История возникновения понятия культура. Культура как поклонение и почитание, культура души – воспитанность, образованность, нравственно-эстетическое совершенство (Цицерон).

Субъективно-идеалистическая школа. Культура как способ самореализации субъективного духа (Гегель). Искусство как наиболее совершенное воплощение культуры (Шеллинг). Нравственность как основа культуры. (Кант). Религия как способ иллюзорного удвоения бытия культуры (Фейербах). Язык культуры как способ воплощения национального духа (Гумбольдт).

Деятельностная школа. Культура как деятельность по опредмечиванию и распредмечиванию родовой человеческой сущности. (К. Маркс, М.С. Каган, В.М. Межуев, Коган Л.Н.)

Этнологическая школа. Культура – результат становления этноса в природной среде. (Э.Б. Тайлор, Г.Л.Морган, Л.Н.Гумилев, Еремеев А.Ф.).

Семиотическая школа. Культура – мир языков культуры, их знаков, символов и значений. (Р. Барт, К. Леви-Строс, Ю.М.Лотман).

Диалогическая школа. Культура как непрестанный диалог субъектов различных видов, уровней, структурных единиц культуры (Э. Гуссерль, М. Бубер, М.М. Бахтин, В.С. Библер).

Психоаналитическая школа. Культура как система запретов, направленных на преодоление и ограничение бессознательных проявлений натуры человека (З.Фрейд), архетипов коллективного бессознательного (К.Г.Юнг).

Социальные уровни культуры

Массовая культура и элитарная культура. Массовая культура как по­требительская культура, ориентированная на утилитарные ценности. Имиджевый характер современной массовой культуры. Китч как принцип современного отношения к культуре.

Элитарная культура как создание уникального куль­турного продукта творческой группой людей, элитой. Виды элит. Современная буржуазная элита, ее основные черты — демократичность, социальная мобильность, профессионализм. Коммерциали­зация современной элитарной культуры.

Взаимодействие массовой и элитарной культуры. Концепция мидкультуры.

Официальная культура и андеграунд. Официальная культура - культура ангажированная государством, являющаяся составной частью государственной идеологии. Институциональный характер официальной культуры.

Культу­ра андеграунда как попытка создания альтернативной системы ценностей. Спорный характер предлагаемых андеграундом ценно­стей. Проблема взаимодействия структур культуры. Единство и цельность культуры.

Диалог культур

Диалог как способ существования культуры. Понятие диалога. Диалог как отношения «Я-Ты», «Я-Оно», «Я - сверхъестественное». Диалог как основа самоидентичности и самоадекватности личности. Формы диалога в культуре: перенесения, заимствование, ассимиляция, транскультурация.

Условия диалогических отношений в культуре: признание ценности человеческого достоинства, открытость культуры, толерантность, плюрализм.

Вербальное и невербальное измерение диалогического отношения.

Концепция «диалога культур» М.М. Бахтина, В.С. Библера, Ю.М. Лотмана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: