Публицистический стиль. Публицистический стиль - это стиль убеждающий, воздействующей речи, функционирующей в средствах массовой коммуникации

Публицистический стиль - это стиль убеждающий, воздействующей речи, функционирующей в средствах массовой коммуникации. Это стиль газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, выступлений на митингах, торжественных речей и т.д.

Особенности языка публицистики обусловлены такими внеязыковыми (экстралингвистическими) факторами, как актуальность, массовость, оперативность, периодичность, ярко выраженное отношение автора и др. Публицистический стиль характеризуется единством двух функций - информационной и воздействующей.

Информационная функция определяет такие качества публицистического текста, как документальность, официальность, обобщенность, отвлеченность. Воздействующая функция определяет такие качества, как побудительность, речевая выразительность, эмоциональность, оценочность, полемичность.

Взаимодействие и взаимосвязь этих двух функций в языке газеты проявляется, в частности, в том, что в одном тексте всегда обнаруживается наличие и стандартных единиц (что обусловлено информационной функцией), и экспрессивных единиц (что обусловлено воздействующей функцией).

Особая сила воздействия публицистики заключается в таком свойстве, как динамичность: автор выступает открыто от своего имени и обращается к читателю как к отдельному человеку. Отсюда открыто выраженное авторское "я", обращение к читателю, вопросно-ответные конструкции и др. Иногда их называют контактоустанавливающими средствами.

Задание 1. Внимательно прочитайте текст. а) Укажите стандартные элементы (слова и словосочетания), содержащиеся в данном тексте. б) Укажите экспрессивные средства (средства выражения авторского "я"), знакомые вам по курсу русской грамматики. в) Какие элементы текста носят контактоустанавливающий характер?

Вариант 1.

Социальные последствия внезапного усиления инфляции заключаются в оживлении перераспределительных процессов в экономике. При этом должники оказываются в выигрыше, а кредиторы - в проигрыше, поскольку реальное наполнение долга в условиях инфляционного роста цен снижается.

Кто сегодня в России является должником, а кто - кредитором? Кредиторами является прежде всего население, поскольку его денежные средства, аккумулированные в банках и иных финансовых структурах, в дальнейшем используются для выдачи последними ссуд.

Должниками являются предприятия и государство. Обесценивание государственного внутреннего долга, кредитов, взятых предприятиями, приводит к выигрышу должника за счет кредитора - населения.

Помимо этого, следует отметить и такой важнейший момент. Поскольку большинство предприятий является должниками и существенную часть этого долга составляет задолженность по заработной плате своим же работникам, последние в любом случае проигрывают в реальных доходах. Тяжесть девальвации рубля тем самым ложится в основном на плечи наемных работников.

В наиболее уязвимом положении оказываются лица, чьи доходы в силу отсутствия механизма индексации или сбоев в их функционировании отстают от инфляционного роста цен. Прежде всего это пенсионеры и безработные. (Известия 26. 10. 1994)

Вариант 2.

Прежде всего надо четко осознавать, что у банка не могут "просто кончиться деньги". Банк - это не денежный мешок с дном. У каждого банка есть клиенты, которые ведут через него свои расчеты, любой банк может взять кредит у другого банка, если денег вдруг не хватает, а они срочно нужны для проведения какого-нибудь платежа. Словом, банк - это, скорее, озеро, в которое деньги постоянно поступают и столь же постоянно уходят из него.

Поэтому если банк вдруг приостанавливает выполнение своих обязательств перед вами, то это означает, что на то у него есть серьезные причины. Скорее всего, они заключаются в финансовых затруднениях, которые велики настолько, что осведомленные лучше вас банкиры не рискуют давать этому банку никаких кредитов. Повторяю еще раз: если проблемы банка носят временный характер, то банкир не будет рисковать собственной репутацией, будущим банка и нарушать условия договора с вкладчиками. (Известия 26. 10. 1994)

Задание 2. Прочитайте отрывок из статьи В. Сидорина «Молодежь идейно ушла в себя», найдите в нем черты, свойственные газетно-публицистическому стилю.

Бежать с помощью водки или наркотиков нынче не модно… Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых «фишек» молодежи – хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы… Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа!... И ещё. В мире компьютерных грез никто не задает дурацких вопросов типа «А какая идея тебе близка?» (АиФ. 1997. № 47).

Задание 3. Прочитайте отрывок из интервью с президентом Инкомбанка, найдите в нем элементы разговорной речи.

По большому счету мне все равно, кто выиграл конкурс – ОНЭКСИМ Банк или структура (их конкурентов). Мне обидно за наше правительство, которое ничему не учится. Между тем, последствием этого могут стать серьезные потрясения в экономике. Чиновники меняются, а способы работы остаются прежними. Тем самым оппозиции даются козыри. Ведь в любом единоборстве нельзя давать противнику руку в захват – иначе тебя могут положить на лопатки (Деловые люди. 1997. № 78).

Задание 4. Вырежьте из любой центральной газеты два фрагмента публицистического текста объемом около 20 строк каждый. В первом отрывке должны преобладать стандартные элементы (укажите их) при минимуме экспрессивных средств. Во втором отрывке должны преобладать экспрессивные средства (укажите их) при минимуме стандартных элементов. Укажите название газеты, жанр, дату, фамилию автора (если имеется).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: