Структурные элементы культуры Средних веков

Проблема структуры средневековой культуры находится на стыке вопроса об однородности культуры и реально существовавшего разнообразия форм и способов ее существования. Временная дистанция, отделяющая нас от эпохи средних веков, создает иллюзию абсолютной гомогенности средневековой культуры, основанной на христианской традиции и единстве принципов социальной организации. Однако, изучая отдельные феномены, любой исследователь обнаруживает глубокие различия в мировоззрении и бытовом поведении рыцаря и купца, крестьянина и монаха.Средневековая культура отличалась одновременно и многообразием, и определенным единством.Многообразие ее выражалось в различиях, присущих ей как в отдельных регионах Европы, так и на разных этапах средневековья. В одних случаях на первый план выступает античный культурный субстрат, особенно сильный в странах Средиземноморья. В других же регионах гораздо большую живучесть обнаружили традиции, восходящие к варварской германской древности. Этим противостоянием дело далеко не исчерпывалось, но особенности романизованных и германских территорий, проявлявшиеся и в языках, и в социально-правовых традициях, могут быть прослежены на протяжении всей средневековой эпохи вплоть до Реформации XVI в. Единство культуры средневекового Запада в основе своей коренилось в религии. Христианизация народов Западной и Центральной Европы, начавшаяся в первые столетия н.э., завершилась преимущественно на рубеже X и XI столетий, в одних странах раньше, в других - намного позднее, но, так или иначе, около 1000 г. Запад был в основном христианизован, но, с течением времени все более углубляясь, привели ксхизме — расколу христианской эйкумены на два противостоявших один другому и даже враждовавших между собой мира. Тонкости богословия оставались достоянием образованных, прежде всего монашества и духовенства. Причем в числе этих последних отнюдь не редкостью были священнослужители, ненамного отличавшиеся по своим религиозным знаниям от паствы, которую они были призваны наставлять. Средневековое христианство на практике представляло собой причудливую и противоречивую смесь учения Христа с языческими традициями и аграрными культами, со всякого рода верованиями, на которые церковь смотрела как на богопротивные и подлежащие искоренению. По мере успехов христианства язычество частично было подавлено, но на смену емуначиная с XI в. все вновь и вновь стали возникать религиозные ереси. Центрами их распространения были множившиеся секты - объединения людей, которые, более или менее сознательно, отклонялись от официальной религиозной доктрины, выдвигая на первый план требования возврата к первоначальному христианству и отказа от церковной иерархии. Ереси становятся главным врагом церкви и папства, которые вели против них беспощадную борьбу вплоть до XVI в., когда еретические движения достигли столь небывалых силы и размаха, что привели к религиозному расколу и возникновению новых христианских конфессий. Только принимая в расчет все эти внутренние противоречия, органически присущие средневековому католическому миру, мы сможем понять действительную природу его единства. Это единство на организационном уровне выражалось в господстве папства, возглавлявшего церковную иерархию и претендовавшего, на разных этапах средневековья с большим или меньшим успехом, на верховенство над светской властью, а также в том, что все духовенство и монашество должны были функционировать в качестве силы, подчиненной власти наместника Бога на земле. Короче говоря, такие универсальные силы, как религия и церковь, доминировали в мире,который был глубоко расчленен на сравнительно небольшие социально-политические общности - княжества и сеньории, самоуправляющиеся города. Чрезвычайно сложен и многолик был и социальный мир Европы эпохи развитого феодализма. Приходится говорить о весьма разных человеческих типах: святого, монаха, священника, сектанта, рыцаря, ремесленника, купца, ростовщика, крестьянина, маргинала... В состав многоликого населения Запада входили, наряду с христианами, мусульмане, иудеи и язычники. Но, не теряя из виду все политические, этнические, религиозные и социальные различия и противоречия, равно как и местные традиции, уходящие своими корнями в глубокую старину, историк, тем не менее, имеет известное основание говорить о культуре средневековой Западной Европы как о реальном феномене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: