Время в Средние Века: индивидуальное и историческое, церковное и светское

Каждая цивилизация обладает собственным отношением ко Времени.

Коренные установки средневековья относительно времени определялись преимущественно христианской религиозностью => рамки развертывания времени - от сотворения мира в течение семи дней и вплоть до "конца Времен", ожидаемого после второго пришествия Христа и Страшного суда.

История народов и монархий, равно как и жизнь каждого индивида, развертывается в контексте всемирной истории спасения. Эпоха после Христа - завершающая эпоха истории; Время стареет и близится к концу, люди живут в "последние времена".

Христианское миросозерцание частично обесценивало земное время, противопоставляя его вечности, и этим определялась вся система ценностей, проповедуемая церковью

1. Историческое время подчинено сакральному, но не растворяется в нем: христианский миф дает своего рода критерий определения исторического времени и оценки его смысла. Средневековая хронология имела целью не только и даже не столько установить дату того или иного события, сколько продемонстрировать связь его с другими событиями сакральной и земной истории.

2. Каждой социально-культурной системе присуще не единое и унифицированное восприятие времени, но целый "спектр социальных времен ". Переживание времени духовенством, рыцарством, горожанами и крестьянами, отражая специфику их образа жизни, имело свои особенности, которые в свою очередь налагали отпечаток на их системы ценностных ориентации и, соответственно, на их поведение.

Средневековая цивилизация на протяжении всей своей истории оставалась аграрной, и поэтому ритмы и ход времени преимущественно воспринимались как природные и повторяющиеся. Череда сельскохозяйственных сезонов и соотнесенных с ними аграрных праздников, уходивших в глубокую древность, лежала в основе средневекового христианского календаря. (Агрикультура). Аграрный и церковно-литургический циклы были скоординированы между собой и ритмизировались сезонными праздниками (аграрные праздники народа были "христианизованы").

Сельская природа общества исключала потребность в точном измерении времени, и в тех относительно редких случаях, когда такая потребность все же возникала, ее удовлетворяли с помощью песочных, водяных и солнечных часов, доступных, разумеется, лишь ограниченному кругу лиц. Для всей массы верующих ритмы течению времени придавал бой церковных колоколов. Время в этой картине мира не обладает высокой ценностью, течет, как правило, медленно и само по себе не привлекает пристального внимания.

3. Человеческая память не контролировалась постоянным измерением времени, так что многие простолюдины не знали даже точно своего возраста и определяли его приблизительно => тезис о "безразличии ко Времени" в средневековой Европе. (правильнее было бы говорить не об иррелевантности Времени, а об особом к нему отношении и специфических противоречиях, присущих его восприятию).

Время воспринимается не как некая абстракция, скорее оно осознается в качестве параметра человеческой активности, и поэтому те отрезки Времени, которые не наполнены значимыми событиями и деяниями людей, воспринимались как "пустые" и, по сути дела, игнорировались. Время в эпосе, саге, а отчасти и в анналах не столько протекает плавно и непрерывно, сколько движется как бы толчками, от одного события к другому, и подчас остается совершенно неясным, какими временными промежутками разделены эти "сгустки времени"

4. Богословы утверждали, что время принадлежит не человеку, а Богу.

Вместе с тем францисканец Бертольд Регенсбургский (XIII в.), говоря в своей проповеди, о пяти "дарах", которыми творец наделил каждого верующего, называет также и Время. => хотя время и остается собственностью Бога, оно принадлежит индивиду и он ответствен за его использование.

Купцы и ремесленники по-новому и более высоко оценивают В.я своей практической деятельности; но В.я вместе с тем ценно для них и потому, что предоставляет возможность заранее подготовиться к переходу в вечность.

Изобретение в кон. XIII в. механических часов, устанавливаемых на башнях соборов и ратуш в крупных городах Европы, символизировало, начало перехода от "Времени церкви" ко "Времени купцов". Социальный контроль над Временем верующих, который осуществляла церковь (определявшая время труда и досуга, молитв и праздников, равно как и время поста и воздержания), начинает в какой-то мере уступать место Времени, контролируемому предпринимателями и купцами, осознающими, что "Время - деньги" (этот процесс растянулся не на одно столетие).

5. Отношение к будущему времени определялось прежде всего ожиданием конца света, второго пришествия Христа и Страшного суда. Согласно официальной доктрине, сроки "исполнения времен" ведомы одному только Господу. Но индивидуальные и коллективные фобии, порождавшиеся мыслью о погибели души, приводили к тому, что Страшного суда ожидали немедленно после смерти индивида На протяжении средневековья многократно возникала идея о том, что конец света и Страшный суд уже на пороге; необходимо немедленно покаяться, отказаться от земных благ и привязанностей и быть готовыми ко второму пришествию, которое приведет к установлению тысячелетнего царства божьего на земле, после чего жизнь рода человеческого прекратится.

Будущее, представляя собой, казалось бы, область неведомого и еще не существующего, вместе с тем уже таинственным образом присутствует в плане мироздания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: