Правила сокращения слов при конспектировании

1. Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. Первая часть сокращаемого слова должна обязательно оканчиваться на согласную букву: кол-во – количество.

2. Сокращать слово необходимо так, чтобы его можно было однозначно восстановить в конкретном контексте: сокращение сущ. Можно прочитать как существующий, существовать, существование, существенный, существо, существительное, сущностный, сущность и т. д.

3. Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью.

4. Целесообразно использовать:

1) общепринятые сокращения: р-р – раствор, т. о – таким образом, м. б. – может быть;

2) общепринятые аббревиатуры: СМК – средства массовой коммуникации;

3) математические знаки: <, >, =, ≠, ∑, f и др.;

4) обозначения физических величин: F –сила;

5) короткие иностранные слова: if – если.

Целесообразно разработать собственную систему сокращений. Для этого применяется скоростное конспектирование:

1) «буква в обертке»: @ - анализ; @ть – анализировать и др.;

2) первая буква или буквы термина, часто используемого в конкретной дисциплине: Л – логистика; inf – информация; f –ет – функционирует; фф – философия и др.

3) иероглифы (символы):? – вопрос; => - поэтому, в результате;

4) пиктограммы (изображения): глаз – точка зрения; ↑- рост, повышение, растет; ╞ - с одной стороны и др.

5) собственные аббревиатуры: малый бизнес (МБ); анализ (@).

2. Сократите предложения, оставив слова, выражающие главную информацию (оставьте не более одной трети от состава предложений).

1) В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью логической аргументации и информирования, которая соответствует сложившемуся там типу менталитета и политическая культуры людей и предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории.

2) Живое слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы, чем широко пользуются тоталитарные, авторитарные, и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека.

3. Сокращенно запишите основную информацию следующих предложений, используя различные виды трансформаций.

1) Хотя число акционированных предприятий растет, эффективность их деятельности не увеличивается.

2) В случае привнесения извне демократия не будет стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необходимые для нее внутренние предпосылки.

3) Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания во многих странах не обходится без использования приемов манипулирования и рекламы в СМИ, которые создают у зрителей весьма далекие от реальности представления об определенном политике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: