Психоанализ: феномен первобытной культуры

Основатель психоанализа З. Фрейд (1856—1939) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные слои человеческого творчества позволяют подойти к выяснению специфики культуры в целом. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу.

Фрейд рассматривает табу как результат двойственности чувств. Чело­век, как он разъясняет, обладает свойством, которого нет в животном мире. Но это качество не прирождено человеку, не соприродно ему. Оно возникает неожиданно, случайно, хотя и не бессмысленно, потому что в самой природе человека заложена возможность такого благоприобретения. Речь идет о со­вести как даре, выделившем человека из царства животных и создавшем фе­номен культуры.

Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, — убийства первобытного «отца». Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они решили избавиться от него. Дети убили главу рода, а затем закопали его. Однако этот поступок не прошел для них бесследно. Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети покля­лись никогда больше не совершать таких деяний. Так произошло, по Фрейду, рождение человека из животного. Раскаяние породило и феномен культуры как средства преодоления навязчивых видений. Но как могло проявить себя чувство, которое прежде не было свойственно человеку? На этот вопрос Фрейд отвечает: «Я должен утверждать, как бы парадоксально это ни зву­чало, что чувство вины существовало до проступка… Людей этих с полным правом можно было бы назвать преступниками вследствие сознания вины». Врожденное бессознательное влечение вызвало грех, который оказался пово­ротным пунктом в антропосоциогенезе. Совершив коллективное преступле­ние, пралюди соорганизовались в экзогамный род, то есть обрели способ­ность к социальной жизни, что и содействовало превращению животного в человека.

Каждая культура, по словам Фрейда, создается принуждением и подав­лением первичных позывов. При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции.Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры. Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов. Благодаря им культура безвестные тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния. Главная задача культуры, по Фрейду, настоящая причина ее существования в том и состоит, чтобы защищать нас от природы.

Теперь поставим вопрос: достоверна ли прежде всего этнографическая версия Фрейда? Этнологи того времени отвергали гипотезу основополож­ника психоанализа. Они отмечали, что тотемизм не является древнейшей формой религии, что он не универсален и далеко не все народы прошли через тотемическую стадию, что среди нескольких сот племен были найдены только четыре, в которых совершалось бы ритуальное убийство тотема и т.д.

Первобытный грех Фрейд связывает с происхождением амбивалентной (двойственной) психики социальных существ. Психика человека еще на жи­вотной стадии двойственна, но при этом сам Фрейд подчеркивает, что мы ничего не знаем о происхождении этой двойственности. Следовательно – не­ясно, какова реальная причина тех действий прачеловека, которая привела к появлению феномена совести. Если же не удается объяснить генезис нравст­венности, то и теория культурогенеза оказывается абстрактной. Ведь она це­ликом строится на факте благоприобретения совести. Фрейд связывает гене­зис культуры с животностью человека, с тем, что люди наделены звероликой природой. При этом сама культура оказывается средством обуздания живот­ных инстинктов. Однако даже в русле психоанализа, в наследии учеников Фрейда эта концепция оспаривается и считается малоубедительной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: