Определение понятия «социальный образ»

Все люди индивидуальны. У каждого из нас уникальная сетчатка глаз, неповторимый рисунок отпечатков пальцев, тембр и интонация голоса, короче, все мы неповторимы во всех проявлениях своей индивидуальности. Однако наша уникальность являет себя лишь в деталях, чаще всего несущественных. Общее же, стандартное, составляет фундамент нашего социального бытия. Мы не смогли бы общаться друг с другом, если бы говорили на совершенно оригинальных языках. Поэтому, при всей неповторимости нашего произношения, мы говорим всё же на одном языке. Социальное общение строится на использовании наборов общепринятых символов, будь то язык, жест, обычай, логический закон или технология. Каждое поколение, рождаясь, застаёт эти стандартные наборы символов уже готовыми для применения в жизни. Их нужно только усвоить и научиться использовать в уникальной интерпретации каждого отдельного человека. Такова логика взаимодействия личностного и социального начала.

Одним из самых важных в жизни человека социально значимых комплексов выступают поло-ролевые стандарты поведения. В дальнейшем мы будем именовать термином «социальные образы мужчины и женщины».

Понятие "социальный образ" используется здесь в качестве синонима категории "социальный стереотип". Согласно определению социального стереотипа, данному Е.М.Бабосовым и В.И.Русецкой, последний представляет собой "схематичное, стандартизированное и устойчиво выраженное (фиксированное) представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенное... Его социально-психологическая основа - формирование социальной установки, ценностно значимой для данной личности в ее деятельности и общении, субъективно существующей в виде устойчивого образа, нормы поведения" [115. С. 352]. Категория "социальный стереотип" достаточно хорошо разработана в социологии [112. С. 140-159]. Однако, на наш взгляд, он оценочно не нейтрален, перегружен таким негативным значением, как "предвзятость" [63. С. 389]. Поэтому мы предпочли родственное ему понятие "образ". Во-первых, потому, что оно эмоционально нейтрально. Во-вторых, позволяет соотнести идентичную фактуру "стереотипа" и "образа" по вектору: "реальный" и "идеальный", что для нас, как будет видно ниже, существенно важно. К тому же, на наш взгляд, эвристическая ценность производного понятия "идеальный образ" состоит в том, что оно имеет две взаимообусловленные стороны, фиксируя одновременно и то, чего человеку недостает, и то, к чему он стремится, каким хотел бы видеть себя и других. Это - своего рода конкретизация жизненного сценария по половому признаку, модуль социального поведения индивида, с одной стороны, имеющий корни в его прошлом социальном опыте, а с другой - обращенный к идеалу, в будущее.

Зная фактуру и динамику изменения в структуре идеальных образов мужчин и женщин, можно более целенаправленно формировать социальную политику органов власти, точнее адресоваться в различных политических и идеологических акциях, в том числе строить предвыборную кампанию различного уровня, определять концепцию средств массовой информации и пропаганды, решать вопросы экономического характера (реклама, маркетинг, управление персоналом на производстве) и т.д., не говоря уже о нашей непосредственной задаче - повышении качества брачно-семейных отношений. В контексте тематики нашей работы особенно важным является то, что категория "идеальные образы мужчины и женщины" может стать действенным инструментом для диагноза, прогноза и корректировки супружеских проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: