Проблема метода и методологии познавательной деятельности
Одной из центральных тем и проблем философии науки является проблема метода научной познавательной деятельности. М.Томпсон утверждает, что «философия науки занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы, а также исследуют процесс самой науки»[2].
Под методом в науке понимаются «путь исследования или познания, теория, учение»[3], совокупность приемов, способов, правил, познавательной, исследовательской деятельности.
Проблема научного метода впервые возникла в античной науке. В XVII веке были заложены основы методологии – теории о способах организации и построения научной и практической деятельности человека. Для современной науки характерна активная саморефлексия по поводу внутринаучных методов познания. Можно сказать, что «…магистральной линией современной цивилизации является разработка методов в самых различных сферах человеческой деятельности», «…методология стала самостоятельной реальностью», «… складывается профессиональная методология как одна из областей современной … технологии мыслительной работы (деятельности)»[4].
Методы делят на две группы: методы построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания.