В содержании данного вопроса можно выделить следующие ключевые моменты: понятие и формы коммуникации; функции коммуникации; роль диалога в рождении нового знания; следствия и результаты коммуникации. При ответе на первый вопрос следует раскрыть понятие коммуникативности в научном познании, составляющей важнейший элемент профессионального общения ученых и существенную особенность исследовательской деятельности в социальных и гуманитарных науках. «Идея начинает жить… — писал М. Бахтин, — только вступая в существенные диалогические отношения с чужими идеями». Постоянное соотнесение с мнением другого необходимо ученому, чтобы при помощи такого «зеркала» корректировать и совершенствовать свою мысль, авторскую позицию. Г.И. Рузавин выделяет дидактический (обучающий), практический (обсуждение и принятие решений) и поисковый (исследовательский) диалог.
Следует иметь в виду, что диалог, как способ поиска истины, может иметь различные формы. Г.И. Рузавин выделяет дидактический (обучающий), практический (обсуждение и принятие решений) и поисковый (исследовательский) диалог. Деятельность специалиста в области социальных и гуманитарных наук (педагогическая, экспертная, научная) неразрывно связана со всеми тремя формами. Специфика поискового диалога подробно описана В.П. Кохановским. При ее изучении особое внимание необходимо обратить на вклад Г.-Г. Гадамера, М.М. Бахтина, В.С. Библера в анализ сущности и возможностей диалога.
|
|
На ситуацию, требующую консенсуса, указал К. Поппер. Она возникает тогда, когда на основе одного эмпирического (фактического) базиса возникает необходимость выбрать среди нескольких конкурирующих теорий один вариант его анализа. Научные конвенции — соглашения ученых — являются одной из форм проявления такого консенсуса, а их введение или исключение — универсальной познавательной процедурой. Конвенции, в том числе и в социально-гуманитарных науках, представляют собой договоренности: - о системе измерения и стандартах описания явлений и процессов; - значении научных терминов; - формах представления результатов исследований; - закреплении научных приоритетов. Другая особенность конвенций в общественных и гуманитарных науках вытекает из их мировоззренческой и ценностной окрашенности, тесной взаимосвязи с определенными социальными и культурными условиями и, как следствие, отсутствия в них общепризнанных парадигм.
В этих условиях неизбежны разногласия, а значит, и соглашения, по поводу определения ключевых понятий. Такая же ситуация возникает и при выборе гипотез исследования, например в философии, социологии, истории, лингвистике. В ряде случаев приходится использовать одновременно несколько конкурирующих друг с другом гипотез, постоянно проверяя их корректность и степень соответствия фактам.
P.S. Информации по обоим вопросам еще больше, если кому-то нужно я отправлю, здесь «выжимка». Что непонятно, тоже пишите 21best@mail.ru