Общение как условие социально-гуманитарного познания

В содержании данного вопроса можно выделить следующие ключевые моменты: понятие и формы коммуникации; функции коммуникации; роль диалога в рождении нового знания; следствия и результаты коммуникации. При ответе на первый вопрос следует раскрыть понятие коммуникативности в научном познании, составляющей важнейший элемент профессионального общения ученых и существенную особенность исследовательской деятельности в социальных и гуманитарных науках. «Идея начинает жить… — писал М. Бахтин, — только вступая в существенные диалогические отношения с чужими идеями». Постоянное соотнесение с мнением другого необходимо ученому, чтобы при помощи такого «зеркала» корректировать и совершенствовать свою мысль, авторскую позицию. Г.И. Рузавин выделяет дидактический (обучающий), практический (обсуждение и принятие решений) и поисковый (исследовательский) диалог.

Следует иметь в виду, что диалог, как способ поиска истины, может иметь различные формы. Г.И. Рузавин выделяет дидактический (обучающий), практический (обсуждение и принятие решений) и поисковый (исследовательский) диалог. Деятельность специалиста в области социальных и гуманитарных наук (педагогическая, экспертная, научная) неразрывно связана со всеми тремя формами. Специфика поискового диалога подробно описана В.П. Кохановским. При ее изучении особое внимание необходимо обратить на вклад Г.-Г. Гадамера, М.М. Бахтина, В.С. Библера в анализ сущности и возможностей диалога.

На ситуацию, требующую консенсуса, указал К. Поппер. Она возникает тогда, когда на основе одного эмпирического (фактического) базиса возникает необходимость выбрать среди нескольких конкурирующих теорий один вариант его анализа. Научные конвенции — соглашения ученых — являются одной из форм проявления такого консенсуса, а их введение или исключение — универсальной познавательной процедурой. Конвенции, в том числе и в социально-гуманитарных науках, представляют собой договоренности: - о системе измерения и стандартах описания явлений и процессов; - значении научных терминов; - формах представления результатов исследований; - закреплении научных приоритетов. Другая особенность конвенций в общественных и гуманитарных науках вытекает из их мировоззренческой и ценностной окрашенности, тесной взаимосвязи с определенными социальными и культурными условиями и, как следствие, отсутствия в них общепризнанных парадигм.

В этих условиях неизбежны разногласия, а значит, и соглашения, по поводу определения ключевых понятий. Такая же ситуация возникает и при выборе гипотез исследования, например в философии, социологии, истории, лингвистике. В ряде случаев приходится использовать одновременно несколько конкурирующих друг с другом гипотез, постоянно проверяя их корректность и степень соответствия фактам.

P.S. Информации по обоим вопросам еще больше, если кому-то нужно я отправлю, здесь «выжимка». Что непонятно, тоже пишите 21best@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: