Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и сложна, так как оба понятия имеют множество значений.
В первобытном обществе существовал доцивилизационный тип культуры. Впервые понятие «цивилизация» применяется к историческому периоду, сменившему первобытное общество. Слово «цивилизация» происходит от латинского civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской, образованный, воспитанный» в противовес «необразованному, грубому, дикому, варварскому».
Цивилизация и культура выступали как синонимы, не были еще разведены и в античности и в средневековье, где культура рассматривалась как результат следования законам космоса и Бога.
Впервые в эпоху Возрождения обозначилось соотношение понятий: цивилизация означала исторический процесс развития гражданского общества, а культура – личный творческий потенциал человека. В эпоху Просвещения французские просветители ввели термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для определения уровня общественного развития.
В XIX веке цивилизация противопоставлялась культуре как бездушное материальное тело общества в противоположность духовной культуре. Цивилизация и культура приобрели смысл внешнего и внутреннего существования. Цивилизация с ростом технического прогресса изменяла внешний, материальный мир человека и противостояла ему. В то время как культура являлась внутренним состоянием человека, раскрывала меру его развития и являлась символом его духовного богатства. Ряд ученых считали цивилизацию этапом упадка культуры, ее старением. Обнищание культуры ведет к существованию бездуховной цивилизации.
В современной литературе понятие «цивилизация» интерпретируется в трех смыслах:
1) унитарном, когда цивилизация рассматривается в качестве идеала прогрессивного развития человечества в целом;
2) стадиальном, когда под цивилизацией подразумевают особые этапы этого развития. При этом выделяют аграрную, индустриальную, постиндустриальную (информационную) цивилизации;
3) локально-историческом, когда цивилизацией называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно-временными рамками.Цивилизация – объединение народов, связанных общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями.
Типы цивилизаций.
-Общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая (Маркс).
-Аграрные и индустриальные цивилизации.
-Метакультуры – общества, объединенные общими параметрами. В основе сходства культур, входящих в единую метакультуру, может лежать языковая общность (например, испанская метакультура), общность природных условий (например, метакультура горных народов), религия (например, исламская метакультура).
- Современная постиндустриальная цивилизация (ноосферная или информационная). Термин «постиндустриальное общество» ввел американский социолог Даниэл Белл в 1970-х. «Постиндустриальное общество» приходит на смену капитализму без классовой борьбы и революций. Ведущую роль в нем приобретает сфера услуг, наука, образование. На рубеже XX-XXI веков проявились черты кризиса индустриальной и перехода к новой постиндустриальной цивилизации. Главная черта новой цивилизации – возрождение гуманизма. Творческий человек становится высшей целью новой модели общества. Конфликты разрешаются цивилизованно.
Ее основанием является научно-технологический способ производства, городская развитая структура жизнеобеспечения, социальная мобильность населения, институты демократии, господство разума, интеллекта над природой. Мир становится все более искусственным, научно-техническим, информационным, а не естественно-природным.
В период информационной революции меняется образование. Оно нацелено не на усредненное, а на всестороннее развитие самобытных личностей, наделенных творческим мышлением и способных к адаптации в быстроменяющихся условиях труда и жизни. Переход к непрерывному образованию на всех этапах жизни. Информатизация образования, дистанционное, логическое и образное, от узкопрофессионального к политехническому, возрастанию роли гуманитарных дисциплин, способности к новой переквалификации. Зарождается новая этика, стремление к независимости и самобытности при уважении интересов других в межличностных отношениях.
Сводная таблица «Культура и цивилизация».
Доцивилизационный тип культуры. | в первобытном обществе |
Впервые понятие «цивилизация» применяется | к историческому периоду, сменившему первобытное общество. |
Слово «цивилизация» происходит от латинского civitas, что означает | «государство, сосредоточенное в городе». |
Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл | «городской, образованный, воспитанный» в противовес «необразованному, грубому, дикому, варварскому». |
Цивилизация и культура выступали как синонимы, не были еще разведены | в античности и в средневековье, где культура рассматривалась как результат следования законам космоса и Бога. |
Впервые в эпоху Возрождения обозначилось соотношение понятий: | цивилизация означала исторический процесс развития гражданского общества, а культура – личный творческий потенциал человека. |
В эпоху Просвещения французские просветители ввели термин «цивилизация» для обозначения | гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для определения уровня общественного развития. |
В XIX веке цивилизация противопоставлялась культуре | как бездушное материальное тело общества в противоположность духовной культуре. |
В XIX веке цивилизация и культура приобрели смысл внешнего и внутреннего существования. | Цивилизация с ростом технического прогресса изменяла внешний, материальный мир человека и противостояла ему. В то время как культура являлась внутренним состоянием человека, раскрывала меру его развития и являлась символом его духовного богатства. |
В современной литературе понятие «цивилизация» интерпретируется в трех смыслах: 1) унитарном, 2) стадиальном, 3) локально-историческом, | 1) когда цивилизация рассматривается в качестве идеала прогрессивного развития человечества в целом; 2) когда под цивилизацией подразумевают особые этапы этого развития. При этом выделяют аграрную, индустриальную,постиндустриальную (информационную) цивилизации; 3) когда цивилизацией называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно-временными рамками.Цивилизация – объединение народов, связанных общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями. |
Типы цивилизаций: | 1) соответствующие общественно-экономическим формациям: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая (Маркс); 2) аграрные и индустриальные цивилизации; 3) метакультуры – общества, объединенные общими параметрами; 4) современная постиндустриальная цивилизация (ноосферная или информационная). |