Основные направления научного изучения языковой лексики:
1) Лексикология – наука, изучающая словарный состав
- лексическая семантика (изучает содержательную сторону слова)
- лексикография (наука о составлении словарей, словарном описании и словарной фиксации слова)
2) Этимология – наука о происхождении слов
3) Терминоведение – наука, занимающаяся изучением терминологии
4) Аномастика – часть лексикологии, изучающая имена собственные
5) Историческая лексикология – наука, изучающая исторические изменения в семантике слова
6) Лексикологическая стилистика – наука, изучающая стилистическую и жанровую окраску слов
Языковая фразеология и идиоматика, антропонимия, топонимика и т.д.
Структура языкового знака. Аспекты языкового отношения
Языковой знак материален и идеален одновременно; он представляет собой единство звуковой оболочки (акустического образа) — означающего (формы) и обозначаемого понятия — означаемого (содержания). Означающее материально, означаемое идеально.
|
|
Наука о знаках - семиотика. Чарльз Пирс
Семиотика (в языкознании) изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое», распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин «знак» понимается в широком смысле как некоторый объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.
Семиотика (в языкознании) выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы (т. е. совокупности знаков, устроенной определённым образом):
1) синтактика, изучающая внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы);
2) семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или, что то же, соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит «адресатом» (интерпретатором);
3) прагматика, исследующая связь знаков с «адресатом», т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.
Иными словами:
1. отношение слова к действительности (семантика – смысл слова)
2. отношение слов друг к другу (синтактика)
3. возникающие эмоции при произнесении слова (прагматика)