Выбор вида транспорта

Транспортировка

Транспортировка: понятие, задачи

Современную миссию транспортировки в системе логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время с оптимальными затратами».

Для большинства компаний транспортировка является наиболее дорогой составляющей логистических затрат (может поглощать до 2/3 издержек, в среднем 20-40%). Именно по этой причине логистики постоянно заняты поисками оптимальных вариантов организации транспортных потоков.

Транспортный сервис в современных условиях включает не только собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое число экспедиторских, информационных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п.

Транспортировку можно определить как ключевую логистическую функцию, связанную с перемещением продукции транспортным средством (или средствами) по определенной технологии в цепи поставок, и состоящую из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страховании рисков, таможенными процедуры и т.п.

На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:

• Выбор вида транспорта;

• Выбор способа транспортировки (вида перевозки);

• Выбор транспортного средства;

• Выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;

• Оптимизация параметров транспортного процесса.

При организации транспортировки необходимо согласовать и комплексно спланировать ее операции совместно с другими логистическими функциями, например, складированием, грузопереработкой, упаковкой и т.п.

Выбор вида транспорта

Различные виды транспорта в логистической системе. Существуют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.

У каждого вида транспорта есть конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

Выбор вида транспорта. При принятии решения учитывается множество факторов:

- стоимость продукции;

- затраты, связанные с транспортировкой;

- время доставки;

- надежность доставки;

- характеристики груза, его вес, габариты;

- мощность и провозные возможности транспорта;

- пространственная доступность транспорта;

- обеспечение сохранности груза;

- частота отправления грузов;

- безопасность.

Решающим может оказаться один из факторов в зависимости от обстоятельств.

Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:

1) время доставки;

2) частота отправлений груза;

3) надежность соблюдения графика доставки;

4) способность перевозить разные грузы;

5) способность доставить груз в любую точку территории;

6) стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

· надежность соблюдения графика доставки;

· время доставки;

· стоимость перевозки.

Таблица 10.1 Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта.

Вид транспорта Достоинства Недостатки
Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность. Не зависит от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Высокая скорость доставки грузов на расстояния выше 1500 км. Ограниченное число перевозчиков (естественная монополия). Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Недоступен в конечных точках продаж. Недостаточно высокая сохранность груза.
Морской Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Ограниченная география перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от географических, навигационных и погодных условий. Малая частота отправок. Жесткие требования к упаковке и креплению грузов. Необходимо создавать сложную портовую инфраструктуру.
Внутренний водный (речной) Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость Ограниченность географии перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.
Автомобильный Высокая доступность. Возможность доставки. Низкая эффективность. Зависимость от погодных и груза «от двери к двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использовать различные маршруты и схемы доставки. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. дорожных условий. Высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Невозможность длительного ожидания разгрузки. Возможность хищения груза и угона автотранспорта.
Воздушный Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. Высокая себестоимость и тарифы. Высокая капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Ограниченная географическая доступность.
Трубопроводный Низкая себестоимость. Высокая производительность. Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. Особые виды грузов (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Транспортировка только больших объемов.

Существуют приблизительные оценки различных видов транспорта по каждому из основных факторов выбор вида транспорта, позволяющие предварительно определить степень соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки (табл.9.1). Но правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

Стоимость не должна быть главным критерием выбора (хотя часто бывает). Лучше заплатить дороже, но обеспечить более быструю и надежную доставку. Иногда, больше заплатив за транспортировку, можно снизить затраты на складирование и общие затраты в итоге. Часто лучше разбить весь маршрут на участки и на каждом участке использовать наиболее приемлемый вид транспорта.

Варианты, когда используется несколько видов перевозки, называются интермодальными.

Таблица 10.2 Оценка различных видов транспорта (max балл – 1)

Факторы Вид транспорта Время доставки Частота отправлений груза Надежность Ассортимент перевозимых грузов Способность доставить груз в любую точку Стоимость перевозки
Железнодорожный            
Водный            
Автомобильный            
Трубопроводный            
Воздушный            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: