Источники правового регулирования

Любой третейский суд имеет две группы правовых источников его деятельности.
Во-первых, это федеральное законодательство. Основой здесь является ст. 11 ГК, указывающая на третейский суд как орган, осуществляющий защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Третейское разбирательство споров регламентируется Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", гл. 46 и 47 ГПК и другими предписаниями ГПК (например, ч. 3 ст. 3), Законом РФ "О международном экономическом арбитраже". Акты федерального законодательства очерчивают общие рамки третейского разбирательства, компетенцию третейского суда, порядок отнесения дела к его ведению, а также порядок принудительного исполнения принятых решений. В ряде случаев имеются различия в регулировании между ГПК и Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", например между гл. 46 и 47 ГПК и гл. VII и VIII указанного Закона. В этом случае применению подлежит ГПК.
Во-вторых, это акты локального уровня, поскольку в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. Именно на принятые в самой организации регламенты возлагается основная тяжесть по правовому регулированию третейского разбирательства. Такой порядок вполне логичен, поскольку третейское разбирательство является формой частного правоприменения, основанного на выборе самими сторонами третейских судей для разрешения спора и регламента их деятельности. Все это дает возможности для создания более простой модели разбирательства, позволяющей сторонам спора в максимальной степени использовать удобства и преимущества третейского суда. Организация и деятельность третейского суда, как правило, регламентируются двумя правовыми актами: Положением о третейском суде и Регламентом третейского суда.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" правила третейского разбирательства, согласованные сторонами, не могут противоречить обязательным положениям данного Федерального закона, не предоставляющим сторонам права договариваться по отдельным вопросам. В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и Федеральным законом, правила третейского разбирательства определяются третейским судом.
В Федеральном законе "О третейских судах в Российской Федерации" используется понятие "компетентный суд" при определении функций контроля и содействия государственных судов в отношении третейских судов. Как определить компетентный суд, например, для обращения за обеспечительными мерами, при оспаривании решения третейского суда или его принудительном исполнении? Если спор, рассмотренный третейским судом, одновременно подведомствен суду общей юрисдикции, то тогда данный суд и будет компетентным судом в отношении разрешения вопросов третейского разбирательства, в частности, применяются правила гл. 46 и 47 ГПК при оспаривании и принудительном исполнении решения третейского суда. Если спор подведомствен арбитражному суду, то тогда он выступает компетентным судом и применяются соответственно правила гл. 30 АПК.

Значение третейского разрешения гражданских споров

Положение о третейском суде предоставляет гражданам возможность передать любой возникший между ними спор на рассмотрение данного суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных отношений. Он организуется по соглашению всех участников спора и компетентен рассматривать спор только при условии, если между сторонами был заключен договор о его передаче на разрешение этого суда. Такое соглашение называют третейской записью. Рассмотрение дед происходит бесплатно. Договор составляется в письменной форме и подписывается всеми лицами, участвующими в споре. Несоблюдение формы влечет за собой признание его недействительным. Вместе с тем, не исключена возможность его заключения и упрощенным путем — без подписания единого документа. Наконец, соглашение может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: