Переходные кривые и уширение проезжей части

4.3.1. Для комфортабельности езды переходные кривые применяют на закруглениях радиусом менее 2000 м. В качестве переходной кривой рекомендуется использовать клотоиду

А = RL,

где А - параметр клотоиды;

R - радиус круговой кривой;

L - длина переходной кривой.

4.3.2. Наименьшая длина переходной кривой

L = v /(47RI),

где v - расчетная скорость движения, км/ч;

I - нарастание центробежного ускорения, м/с3;

R - радиус, м.

Расчетную скорость нарастания центробежного ускорения определяют по графику (рис. 4.2) в зависимости от отношения v2(gR) (где v - расчетная скорость для кривой данного радиуса, м/с; g - ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2; R - радиус, м).

Значения I, лежащие ниже кривой 2, удовлетворяют режимам движения основной массы водителей (85%), поэтому рекомендуются в качестве расчетных (кривая 1 - средние наблюдаемые значения I). При значениях I в зоне между кривыми 2 и 3 ощутимо снижаются удобства езды. Они могут быть допущены лишь в сложных топографических условиях, в некоторых случаях реконструкции дорог в застроенной или горной местности. Значения I выше кривой 3 удовлетворяют лишь 50% водителей и на строящихся или реконструируемых дорогах допускаться не должны. Область рабочих значений I лежит между кривыми 2 и 1.

4.3.3. Если получаемое расчетом смещение круговой кривой от введения переходной кривой меньше 0,2 м, переходную кривую можно не устраивать, считая, что удобство проезда достигается за счет смещения траектории автомобиля в пределах полосы движения.

4.3.4. Из условия обеспечения зрительной плавности дороги параметр переходной кривой должен удовлетворять требованиям пп. 3.2.2, 3.2.16, 3.2.17. При этом угол поворота трассы в конце переходной кривой должен быть не менее 3°.

4.3.5. Изложенные рекомендации по назначению параметров переходных кривых не распространяются на длинные переходные кривые, используемые при ландшафтном проектировании и клотоидном трассировании как самостоятельный элемент трассы в плане.

4.3.6. Проезжую часть уширяют в соответствии с рекомендациями СНиП 2.05.02-85 на всех кривых радиусом меньше 1000 м. Уширение

2 2

l 0,1 v

Дельта = ──── + ──────────────,

R кв. корень R

где l - расстояние от центра заднего моста до переднего бампера

автомобиля без прицепа, м;

v - скорость движения, км/ч;

R - радиус кривой, м.

Требуемое уширение должно определяться специальным расчетом в случаях, когда в составе движения более 5-10% автомобильных поездов.

4.3.7. При реконструкции дорог для уменьшения уширения обычно проектируемое смещение всей круговой кривой внутрь угла (рис. 4.3, а) целесообразно заменить сдвижкой переходной кривой к вершине угла (рис. 4.3, б). При этом длина круговой кривой уменьшается, а при малой длине ее можно заменять сопряженными переходными кривыми.

4.4. Дополнительные мероприятия по повышению безопасности движения
на кривых в плане

4.4.1. На всех кривых радиусом менее 250 м устраивают шероховатые покрытия (или поверхностную обработку).

4.4.2. Если кривая радиусом 500-600 м и менее расположена в конце прямой длиной более 500 м, то на расстоянии 150-200 м от начала кривой целесообразно устраивать полосы поверхностной обработки из щебня крупностью 20-30 мм ("шумовые" и "трясущие" полосы). Тряска и шум, возникающие при проезде такого участка, вынуждают водителя снизить скорость. В табл. 4.3 приведены параметры шумовых полос, которые применяют, помимо указанного случая, и в других опасных местах (пересечения в одном уровне, участки с ограниченной видимостью, узкие мосты и т.д.). Ширину полос принимают равной 1 м, высоту шероховатостей на первых трех полосах 1,5-2 см, на следующих до 3 см. Помимо полос из щебня, возможно применение поперечных линий разметки.

Таблица 4.3

┌──────────┬───────────┬───────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

│Требуемое │Необходимое│ Расстояние от │ Расстояние между полосами, м │

│ снижение │количество │начала опасного│ │

│скорости, │поперечных │ участка до │ │

│ % │ полос │первой полосы, │ │

│ │ │ м │ │

├──────────┼───────────┼───────────────┼─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤

│ 20 │ 4 │ 10 │ 10 │ 15 │ 20 │ - │ - │ - │ - │ - │

│ 25 │ 5 │ 6 │ 6 │ 10 │ 15 │ 20 │ - │ - │ - │ - │

│ 30 │ 6 │ 6 │ 6 │ 6 │ 10 │ 15 │ 20 │ - │ - │ - │

│ 40 │ 8 │ 3 │ 3 │ 3 │ 6 │ 6 │ 10 │ 15 │ 20 │ - │

│ 50 │ 9 │ 3 │ 3 │ 3 │ 3 │ 3 │ 6 │ 10 │ 15 │ 20 │

└──────────┴───────────┴───────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

При выборе типа шумовой полосы для конкретных дорожных условий безопасную скорость автомобилей на этом участке определяют расчетом, фактическую скорость проезда участка автомобилями устанавливают на основании натурных наблюдений, принимая ее по кумулятивной кривой как скорость, соответствующую 85%-ной обеспеченности. Разница между фактической и безопасной скоростями на участке дает представление о необходимой величине ее снижения.

4.4.2.# На кривых радиусом меньше 250 м (независимо от категории дороги) рекомендуется с внешней стороны устанавливать ограждения из металлических полос, которые препятствуют выезду автомобилей за пределы земляного полотна и выполняют роль зрительно направляющих элементов. Для улучшения ориентации водителей в соответствии с ГОСТ 13508-74 "Разметка дорожная" на ограждениях рекомендуется устанавливать световозвращающие элементы: красного цвета справа по направлению движения, слева белого или желтого, что предпочтительнее. Плоскость элементов должна быть перпендикулярной направлению взгляда водителя.

4.4.4. Установка дорожных знаков, ограждений, направляющих столбиков и устройств разметки производятся в соответствии с действующими государственными стандартами.

На кривых радиусом более 250 м, а также на внутренней стороне кривых радиусом меньше 250 м устанавливают направляющие столбики.

4.4.5. На кривых радиусом менее 250 м при необеспеченной видимости устанавливают с внешней стороны один или несколько (при большом угле поворота) знаков 1.31 "Направление поворота" (ГОСТ 10807-78 "Знаки дорожные").

4.4.6. Знаки 1.11.1, 1.11.2 "Опасный поворот" или знак 1.12.1, 1.12.2 "Опасные повороты" (при нескольких следующих друг за другом опасными поворотами) следует устанавливать перед закруглениями небольших радиусов лишь в тех случаях, когда коэффициент безопасности для данного участка равен или меньше 0,8. Кроме того, знаки 1.11 или 1.12 могут быть установлены перед закруглениями с ограниченной видимостью. При коэффициенте безопасности, не превышающем 0,6, одновременно со знаком 1.11 или 1.12 рекомендуется устанавливать знак ограничения скорости. Величину ограничения следует определять на основе данных непосредственных наблюдений с обеспеченностью не менее 85%.

4.4.7. Разметку проезжей части на кривых в плане наносят в соответствии с ГОСТ 13508-74 "Разметка дорожная" с учетом траекторий скоростей движения, когда обеспечивается устойчивое движение автомобиля при скоростях, соответствующих 85%-ной обеспеченности.

4.4.8. На кривых радиусом меньше 50 м сплошную осевую разметку смещают к внешней кромке проезжей части, чтобы обеспечить полное вписывание крупногабаритных автомобилей во внутреннюю полосу движения; ширину внешней и внутренней полос принимают в соответствии со следующими рекомендациями:

Радиус по внутренней кромке

проезжей части, м........... 10-15 15-20 20-30 30-50 50

Отношение ширины внутренней полосы

движения к ширине внешней полосы... 1,4 1,3 1,2 1,1 1,0

4.4.9. На закруглениях радиусом больше 250 м сплошную осевую разметку 1.1 (ГОСТ 13508-74) наносят с учетом условий видимости в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74 "Разметка дорожная".

Глава 5.
Участки подъемов и спусков

5.1. Требования к трассе на участках подъемов и спусков

5.2. Назначение ширины проезжей части

5.3. Устройство дополнительных полос движения и аварийных съездов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: