МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
Направление подготовки 030900.62 (Юриспруденция)
Квалификация – «бакалавр»
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Автор(ы):
Русов А.Н., кандидат исторических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП».
Рецензенты:
Кузнецова С.Н., к.ю.н., доцент кафедры европейского и международного права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Рязанов П.А., к.и.н., доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация – «бакалавр).
Одобрен на заседании кафедры общетеоретических правовых дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № 2 от 24 октября 2013 г.).
|
|
Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № 3 от 14 ноября 2013 г.).
© ПФ ФГБОУВПО «РАП», 2013.
© Русов П.А. 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 4
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ................ 8
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...................................................................... 9
ПРОГРАММА КУРСА.......................................................................... 11
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ 21
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ......... 22
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ........................................... 59
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................ 63
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ............................ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ....... 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ............... 73
ВВЕДЕНИЕ
Международное право – это отрасль права, объединяющая правовые нормы, которые определяют особенности отношения внутри международного сообщества. Дисциплина «Международное право» входит в обязательную часть профессионального цикла. К ее изучению студента готовят такие дисциплины, как «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Впоследствии студент сможет применить знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Международное право», в ходе освоения таких дисциплин, как «Международное частное право», «Европейское гуманитарное право», «Сравнительное правоведение».
|
|
Достижения в стоительстве современного международного правопорядка тесно связаны с различными социально-экономическими условиями, с политикой, проводимой государством в этой сфере. Международное право является основной формой реализации воли государства и его сувернитета. Именно международное право выражает цели, стратегию и основные направления отношений между его субъектами.
В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами дисциплины «Международное право» достигаются следующие цели:
- познавательная: усвоение материала по курсу международного права позволяет студентам ознакомиться с наиболее важными вопросами международных отношений;
- практическая: приобретение навыков практической реализации норм мужденародного права, умения анализировать законодательный и теоретический материал;
- воспитательная: во взаимодействии с другими изучаемыми дисциплинами способствовать формированию у студентов позитивного отношения к закону, правильного правосознания;
- мировоззренческая: становление правового мышления во взаимодействии с другими изучаемыми отраслями права. Международное право, как и иные отрасли права, способствует формированию верных целевых установок поведения. Оно не только дает сумму практических рекомендаций, но и оказывает влияние на стиль мышления человека, осмысление собственных позиций, определение промежуточных и конечных целей.
Изучение дисциплины базируется на знаниях положений Конституции РФ, основ философии, социологии, уголовного и иных отраслей российского права, а также международных договорах.
Изучение дисциплины предполагается как на лекционных и семинарских занятиях, так и во время самостоятельной работы студентов.
Изучение учебной или иной специальной литературы должно проходить параллельно с изучением уголовно-исполнительного законодательства. Необходимо так же пользоваться материалами судебной практики (решениями международных судов), в которых содержится разъяснение спорных положений международного права.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
|
|
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеть навыками ведения здорового образа жизни, участвовать в занятиях физической культурой и спортом, в том числе и на международном уровне.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8) на международном уровне;
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-10);
способен выявлять, давать оценку поведения, нарушающего международно-правовые нормы, и содействовать его пресечению (ПК-11);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-12);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления нарушений международного права (ПК-13);
|
|
способен толковать различные правовые акты (ПК-14);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-15);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-16);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-17);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-18).
Итоговой формой проверки знаний является экзамен.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- особенности субъектов международного права, причины и условия возникновения международно-правовых обязательств, механизмы реализации международно-правовой ответственности;
уметь:
- устанавливать международно-правовые закономерности во взаимосвязи с другими явлениями и процессами, владеть приемами расчета необходимых статистических и иного рода показателей, в том числе с использованием ЭВМ;
- разрабатывать программы эмпирических международно-правовых исследований на заданную тему, организовывать и непосредственно осуществлять их реализацию, в т.ч. осуществлять поиск, обработку, анализ и интерпретацию соответствующей информации;
- осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития международного права и ее структурных составляющих;
- планировать и осуществлять международно-правовую деятельность, в том числе по предупреждению (профилактике) нарушений международного права.
владеть навыками:
- работы с нормативно - правовыми актами;
-самостоятельного применения и использования положений международного законодательства в практической деятельности.