Отношение к миру

Приложение №1 Диагностика личностного роста школьников

Авторы Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова, П.В.Степанов. Кн. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе»- М. АПКиПРО; 2005г.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. А что такое всестороннее развитие личности ребенка? И сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли воспитатели этого результата?

Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения двух важных условий: 1. Эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. 2. Определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника.

Недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребенок. Некоторые дети не могут достичь этого стандарта - и не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств. Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом «один лучше, другой хуже» (такое сравнение, кстати, как раз и предполагается введением стандарта воспитанности). Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка – «ты плохой» или «ты хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

По нашему мнению, названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка.

Что же такое этот личностный рост? Личность это человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе. Такие отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Поэтому личность не стоит рассматривать только с положительным знаком. То же можно сказать и о развитии личности – оно может быть прогрессивным, а может быть и регрессивным. Также и воспитание нельзя понимать только в контексте позитивного влияния на ребенка. Известно, что оно может быть ориентирующим ребенка как на позитивные, так и на негативные ценности.

Как нам представляется, личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о регрессивном развитии личности.

Ныне многими педагогами приоритетными признаются гуманистические ценности. Таким образом, личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.

Развитие каких именно ценностных отношений будет свидетельствовать о личностном росте ребенка?

Здесь мы опирались на мнение В.А. Караковского, считающего, что в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Данный ряд привлек нас тем, что здесь выделены именно объекты ценностного отношения, которые можно «схватить», объективировать в действительности, в отличие, скажем, от таких феноменов, как Добро, Истина, Красота, которые к тому же многими людьми понимаются по-разному.

Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма – ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.

Отношение к миру

Объекты отношения В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста) В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)
Семья уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни
Отечество гражданственность, патриотизм обывательство и социальное иждивенчество
Земля любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам потребительское отношение к природе и ее богатствам
Мир миротворчество и неприятие насилия, пацифизм милитаризм
Труд трудолюбие, стремление к творчеству лень
Культура интеллигентность бескультурье, хамств о и вандализм
Знания любознательность невежество

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: