Правовые основы Союзного государства России и Беларуси

Главным приоритетом во внешней политике является сотрудничество с Российской федерацией. Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивным и динамичный характер. усилия руководства двух стран направлены на разработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках союзного государства.

Союзные отношения Беларуси и России соответствуют коренным интересам двух братских народов. Формирование единого экономического, таможенного, информационного и образовательного пространства способствует социально-экономическому развитию обоих государств и устранению различного рода ограничений в торговле, перемещении трудовых ресурсов и капитала.

Базовыми документами создания Союзного государства Беларуси и России являются:

1. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, подписанный 2 апреля 1996 г. День единения двух братских народов считается праздничным;

2. Соглашение о Парламентском собрании. Подписано 29 апреля 1996 г. в Санкт – Петербурге руководителями парламентов Беларуси и России;

3. Договор о Союзе Беларуси и России, подписанный 2 апреля 1997 г. в Москве;

4. Устав Союза Беларуси и России. Подписан 23 мая 1997 г. В соответствии с Уставом образован Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России;

5. Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, Соглашение о создании равных условий хозяйствования. Подписаны президентами обеих стран 25 декабря 1998 г.;

6. Договор о создании Союзного государства, подписанный 2 декабря 1999 г.; Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора.

В 1997-1998 гг. образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности. В 1998 г. создана Телерадиовещательная организация союза России и Беларуси.

В апреле 1998 г. депутаты Парламентского собрания Беларуси и России приняли решение о создании Союзной общественной палаты. Ее учредителями стали белорусские и российские общественные комитеты.

В 2000 г. в соответствии с Договором о создании союзного государства образованы Высший Государственный Совет и Совет Министров Союзного государства. Для координации работы союзных органов, подготовки и реализации решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров создан Постоянный комитет.

Интенсивно развивается сотрудничество в сфере внешней политики, обеспечения обороны и безопасности, борьбы с преступностью, проведения пограничной политики. Сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в военной сфере предусматривает осуществлений совместной оборонной политики, координацию деятельности в области военного строительства, совместное использование военной инфраструктуры, разработку и размещение совместного оборонного заказа, функционирование региональной группировки войск (сил) и другие мероприятия.

Создание Союзного государства Беларуси и России способствует возрождению геополитической и экономической значимости двух славянских государств на международной арене. Союзное государство препятствует западной геостратегии, направленной на разобщение бывших республик СССР. Поэтому интеграция Беларуси и России вызывает у некоторых западных политиков негативную реакцию. В современных условиях Беларусь остается самым надежным политическим и экономическим партнером Российской Федерации. Создание Союзного государства воспрепятствовало осуществлению планов формирования Черноморско – Балтийского «санитарного кордона» вокруг России на западном направлении.

Постоянный комитет Союзного государства осуществляет систематический контроль за выполнением решений органов Союзного государства и представляет результаты контроля для рассмотрения на заседаниях Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства.

Ежегодно разрабатываются, рассматриваются Советом Министров Союзного государства и реализуются годовые прогнозы социально-экономического развития Союзного государства и параметры прогноза на перспективу, а также годовые прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства, утверждаются балансы топливно-энергетических ресурсов.

Высшим Государственным Советом Союзного государства (протокол заседания от 20 января 2003 г. № 1, раздел 1 «О выполнении Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства») предложено правительствам Российской Федерации и Республики Беларусь принять действенные меры по выполнению мероприятий Программы действий, направленных на формирование единого экономического пространства Союзного государства, в том числе по завершению унификации и созданию единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве, созданию унифицированного налогового законодательства, формированию единого научно – технического и информационного пространства.

Вместе с тем следует отметить, что вышеупомянутое решение Высшего Государственного Совета Союзного государства не выполнено в части унификации и создания единой системы таможенно – тарифного регулирования в Союзном государстве. Существуют различия в применяемых мерах тарифного и нетарифного регулирования, а также таможенного контроля.

Вопросы торгово – экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации постоянно рассматриваются на заседаниях Совета Министров Союзного государства.

Сотрудничество в социальной сфере в рамках Союзного государства осуществляется в соответствии с Концепцией социального развития Союзного государства до 2005 г., утверждённой Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20 января 2003 г. № 3. Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 22 апреля 2005 г. № 5 срок действия Концепции продлен на период до 2010 г.

В 2003-2005 гг. в рамках Союзного государства министерствами и ведомствами Беларуси и России проведена определенная работа по унификации законодательства в различных областях социальной сферы. Продолжалось совершенствование миграционной политики. Развивались формы сотрудничества, формирующие общий рынок труда. Значительные результаты достигнуты в ходе реализации Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Особое внимание уделено обеспечению равных прав граждан Беларуси и России. Подготовлены новые проекты программ Союзного государства по дальнейшей гармонизации законодательства в социально – трудовой сфере и формированию единого образовательного и культурного пространства.

В течение 2003-2005 гг. из бюджета Союзного государства осуществлялось финансирование около 40 мероприятий в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта. В 2006 г. планируется организовать проведение более 20 мероприятий социальной направленности.

Результативной формой научного и общественного контроля, экспертной оценки реализации Концепции и выработки перспективных направлений социальной политики стали проведенные в 2003-2005 гг. научные конференции по проблемам здравоохранения, миграции. ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, общего ранка труда, единого социально – экологического пространства, экологического образования и воспитания молодежи, идеологического и правового обеспечения строительства Союзного государства.

Вместе с тем взаимодействие государственных органов государств – участников пока не вышло на уровень согласованного системного развития в вопросах социальной сферы и принятия гармонизированных управленческих решений в проведении социальной политики. Назрела необходимость в реализации основных положений Концепции по формированию общего ранка труда Союзного государства на основе согласованной демографической, миграционной и образовательной политики двух государств и обеспечения равенства прав граждан Беларуси и России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: