Общая цель, объем аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также ответственность аудируемого экономического субъекта за формирование и представление этой отчетности заинтересованным в ней пользователям изложены в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».
Под целью аудита в данном Стандарте понимается предоставление аудитору возможности выразить свое мнение о том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность подготовлена экономическим субъектом по всем существенным аспектам, в соответствии с установленными требованиями. Однако пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности не может считать это мнение гарантией жизнеспособности экономического субъекта в будущем и эффективности ведения дел его руководством.
В соответствии с МСА 200 аудитор должен нести ответственность за выражение мнения о финансовой отчетности, а руководство экономического субъекта — за ее подготовку и представление. Другими словами, аудитор должен заключить, дает ли отчетность достоверное и объективное представление финансовых показателей субъекта.
|
|
Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и условий договоренности определяется объем аудита, т. е. аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах. Обязанность аудитора — обеспечить достаточный уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений. На возможность их обнаружения могут влиять ограничения, возникающие вследствие:
— невозможности проведения сплошной проверки, зависимости суждения аудитора от характера, сроков, объема аудиторских процедур;
— несовершенства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта;
— особых обстоятельств, в том числе наличия связанных сторон.
При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятом МФБ.
Этические принципы аудитора заключаются в следующем.
1. Независимость означает, что аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независимости. К обстоятельствам, которые могут обусловить сомнения в независимости аудитора, можно отнести: финансовую взаимосвязь с клиентами или с их делами; работу аудитора на руководящей должности в организации клиента; выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений; личные и семейные отношения; получение от одного клиента гонорара, сумма которого имеет значительную долю в общей сумме дохода аудитора; обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора; принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства; преобладающее участие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторской практике; работу бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемой организации; действительное или возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом; длительное участие одних и тех же лиц в проверках финансовой отчетности одного и того же клиента.
|
|
2. Честность. В Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость.
3. Объективность, т. е. обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора.
4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность. Означает, что аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает.
5. Конфиденциальность подразумевает обязательство аудите обеспечивать конфиденциальность информации, получение ходе предоставления профессиональных услуг.
6. Профессиональное поведение заключается в том, что аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессиональных услуг.
7. Следование техническим стандартам обязывает аудите осуществлять предоставление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединена другими нормативными документами.
Помимо соблюдения этих принципов, аудитор должен планировать и проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т. е. не рассматривать полученную от руководства информацию как обязательно достоверную.
Основные принципы аудита остаются в силе независим! того, где проводится аудит, но аудит в государственном сект может отличаться по: целям (принимается во внимание соответствие отчетности требованиям положений, постановлений и предписаний министерств); объему (проверяются дополнительные финансовые отчеты, которые составляют субъекты госсектора); полномочиям аудитора (они могут носить более специфический характер, учитывать вопросы национальной безопасности, требования разных положений при установлении уровня существенности); подходу и стилю аудита; форме аудиторского заключения.
Регулированием аудиторской и бухгалтерской практики в секторе занимается Комитет государственного сектора. Случаи, требующие пояснений или дополнений, приводятся в разделе «Основы аудита государственного сектора» (ОАГС) в конце каждого МСА. Пояснения, приведенные в ОАГС, не применяются, если аудиторы должны предоставить отчеты, касающиеся: отдельных коммерческих аспектов деятельности субъектов госсектора; соблюдения требований законодательства; адекватности систем бух терского учета и внутреннего контроля; результативности отдельных программ.
Роль Международной федерации бухгалтеров
в регулировании аудиторской деятельности
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) является международным объединением лиц бухгалтерской профессии. МФБ была основана 7 октября 1977 г, с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время ее членами являются 156 профессиональных организаций из 114 стран. Россия в МФБ представлена полноправным членом — Институтом профессиональных бухгалтеров России и членом-наблюдателем — Российской коллегией аудиторов. Согласно Конституции Международной федерации бухгалтеров ее миссия заключается во «всемирном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии, руководствующейся гармонизированными стандартами с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества»1.
|
|
Для достижения этой цели в области аудита при Совете МФБ был сформирован постоянно действующий Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности. Он осуществляет разработку и публикацию стандартов и положений аудита, а также сопутствующих услуг.
Процесс разработки Международных стандартов и положений аудита и сопутствующих услуг заключается в следующем:
1) отбираются определенные темы для подробного изучения временными подкомитетами, созданными именно для этой цели;
2) подкомитетам делегируются обязательства по предварительной подготовке проектов стандартов и положений аудита;
3) подкомитет изучает предварительные информационные потоки, состоящие из положений, рекомендаций, а также нормативных актов и иных материалов или проектов стандартов, изданных странами, являющимися членами МФБ, а также региональными и иными профессиональными организациями;
4) подкомитет готовит проект стандарта или положения и передает его на рассмотрение Совета;
5) после утверждения Советом проект передается на рассмотрение всех членов МФБ, а также международных организаций, не являющихся членами МФБ, но заинтересованных в принятии стандартов. При этом дается определенное время, о чем информируется вся заинтересованная общественность;
6) полученные комментарии и предложения рассматриваются в Совете, который вносит в проект необходимые коррективы и изменения;
|
|
7) новая редакция утверждается и издается в виде Международного стандарта аудита либо положения о международной аудиторской практике, которые вступают в силу с указанной в них даты.
Нормативные документы (стандарты, проекты и положения) должны быть утверждены тремя четвертями голосов присутствующих на заседании членов Совета при условии, что в поддержку подано не менее десяти голосов. Утвержденный документ выпускается в качестве итогового на английском языке.
Национальные нормативные акты в области аудита могут иметь силу закона и при этом значительно отличаться друг от друга, поэтому для учета широты мнений и подходов мирового сообщества при разработке международных нормативных актов в этой сфере в состав временных подкомитетов Совета вводят представителей как стран — членов МФБ, так и не являющихся таковыми. В результате Совет уделяет особое внимание особенностям национальных нормативных актов, что, в свою очередь, позволяет учитывать полученную информацию при разработке Международных стандартов аудита.
Вопросами регулирования аудита в МФБ занимается также Комитет государственного сектора (КГС).
МФБ также создала объединение фирм, участвующих в оказании аудиторских услуг в международном масштабе — Форум фирм (Forum of Firms), в который вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Цель образования Форума фирм — надзор за разработкой нового международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества, созданного на основе существующих Международных стандартов аудита и Этического кодекса МФБ. В Форум фирм может вступить любая международная аудиторская компания, которая готова соблюдать стандарты и периодически подвергаться внешнему контролю. Исполнительным органом Форума фирм является Транснациональный аудиторский комитет (ТАК). В структуру МФБ входит также Комитет по мониторингу, призванный осуществлять надзор за соблюдением членами федерации их обязанностей и сотрудничать с ТАК.
Для ускорения работы над Международными стандартами аудита Совет Международной федерации бухгалтеров одобрил выделение дополнительных ресурсов, которые направляются на финансирование работы Международного совета по стандартам в области аудиторской деятельности. Первоочередными задачами в этой сфере признаны:
1) пересмотр отдельных Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП);
2) разработка стандартов по услугам, предусматривающим выдачу аудиторских гарантий (например, составление заключения о системе внутреннего контроля), отражающих переход аудиторской практики с «подтверждения» на «гарантирование»;
3) пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков;
4) публикация МСА по производным ценным бумагам (финансовым инструментам).