Письмо в редакцию


В последнее время знакомство с разделом «Введение» во многих диссертациях, а также дипломных работах заставило написать эти заметки.

Обычно эта часть научного исследования должна включать и формально включает несколько обязательных элементов. Это – проблема актуальности темы, состояние ее научной разработки, цели исследования, объект и предмет, хронологические и территориальные рамки, обзор и характеристика источников, теоре­тическая основа, практическое значение исследования.

На всех аспектах не хочу останавливаться, но некоторые вопросы хотелось бы поставить.

Важное место должны занимать и во многих случаях занимают вопросы историографии, то есть характеристика ­­­­работ предшест­венников. Именно здесь и появляются некоторые типичные недостатки. Прежде всего, наблюдается снижение качества поисково-библиографической рабо­ты. Выявляется часто далеко не весь комплекс имеющейся литературы. Мне кажется, что в этом проявляется иногда слепая вера в возможности сети Интернет. Действительно возможности ее велики, но ею не охватываются, например, многочисленные публи­кации, особенно когда речь идет о местных изданиях дореволюцио­нного периода или изданиях 20 – 30 – х гг. ХХ в.

При историографическом анализе довольно часто ограничи­ваются перечислением работ в хронологическом порядке и, аннотированием работ, не выясняя, опуская, какие новые источники использованы автором, какие новые проблемы он ставит, что нового вносит по сравнению с предшественниками (не только с точки зрения фактологии, но и в подходах, принципах анализа, результатах, охвате материала). Мне кажется, что, в конце концов, все это и является одним из важнейших элементов историогра­фического анализа. Конечно, могу в чем-то ошибаться, но присутствие таких подходов необходимо.

Теперь некоторые замечания по источниковой части работ. Автор в любом случае должен, обязан при характеристике источниковой базы показать, какими источниками он пользовался, где они находятся, какие типы и виды источников можно выделить, какова их ценность. К сожалению, довольно часто исследователи ограничи­ваются наиболее общими характеристиками (например, пишут, что использованы опубликованные и неопублико­ванные материалы и на этом и ставят точку). Очень редко предпринимаются попытки поста­вить вопрос об обеспеченности той или иной проблемы источниками, об информационной ценности используемых документов.

Иногда встречаются смехо­творные, и даже анекдотические ситуации. К источникам начинают причислять некоторые исследо­вательские работы, (не имею в виду, конечно, работы по историографии) и даже учебники и учебные пособия.

При характеристике место­нахождения источника часто пишут, что он находится в том или ином архиве и этим ограни­чиваются. Отсутствует указание на номер фонда, его название. Встречающееся заявление об использовании материалов фонда номер такой-то из какого-либо архива, по сути, не имеет какой-либо информационной ценности.

Очень редко ставится вопрос, связанный с одной стороны с характеристикой комплекса источ­ников, а с другой – их отдельных видов и типов, необходимых для изучения данного вопроса. Тем более не ставятся вопросы о том, когда появился тот или иной документ, кем и в каких условиях он готовился, с какой целью был создан. История знает немало примеров появления и подложных документов и специально сфальсифицированных. Очень часто отсутствует упоминание, использо­вался ли данный источник кем-либо ранее из предшественников, выступая таким образом в роли первооткрывателя документа.

Довольно часто в работах имеются ссылки на средства массовой информации (газеты, журналы и пр.), забывая при этом, что источником является не газета или журнал, а материалы, которые там опубликованы. И, соответ­ственно, эти публикации требуют определенной интер­претации – выделения типов, видов и пр. и соответствующего их анализа и отношения к этим материалам.

Формально на кафедрах факультета имеется несколько изданий учебно-методических пособий по написанию курсовых и дипломных работ, они могут быть полезны и аспирантам. Но, к сожалению, в практике эти методические пособия исполь­зуются редко.

Я поставил лишь какую-то часть из наболевших, на мой взгляд, вопросов. Каждый из них может быть развернут. Мне хотелось обратить внимание на некоторые проблемы, нуждающиеся в незамедлительном решении. Буду рад, если мой голос будет услышан и хотелось бы принять участие в обсуждении, если затронутые положения кого-либо заинтересуют.

В. А. Данилов




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: