А. Г. Еманов

III методологическая школа по Европейским исследованиям “Социальная и региональная политика ЕС”

(Тюмень, 23-29 мая 2005)

Изучение Европейского Союза (ЕС) в целом, и различных аспектов его деятельности в частности, является сегодня неотъемлемой частью учебной нагрузки специальности “международные отношения” в любом ВУЗе России. Однако не всегда уровень специалистов отвечает требованиям, необходимым для преподавания этих предметов. В связи с этим, Томским государственным университетом в рамках европейских программ Tempus и TACIS в 2003 г. был начат проект Tempus/TACIS SNESC-MP-JEP 23068-2002 продолжительностью 3 года. Кроме Томского государственного университета в нем участвует еще четыре сибирских ВУЗа России: Иркутский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Кемеровский государственный университет и Тюменский государственный университет, - а также четыре западноевропейских: Free University of Brussels (Бельгия), University of Kent at Canterbury (Великобритания), Giessen University (Германия), University of Salzburg (Австрия), - вместе образующих консорциум ВУЗов, в котором Томск играет роль ресурсного центра.

Целями проекта является:

§ создание и развитие сети образовательных центров по изучению ЕС в сибирских университетах-партнерах;

§ развитие и углубление сотрудничества между университетами-партнерами, а также другими образовательными институтами, представителями региональных властей, неправительственными организациями, предпринимателями по распространению знаний о ЕС;

§ создание и развитие магистратуры и докторской программы по изучению ЕС на базе Томского государственного университета.

В рамках данного проекта 23-29 мая 2005 г. в Тюменском государственном университете состоялась III методологическая школа “Социальная и региональная политика ЕС”. До этого школы проходили в Томске (Томский государственный университет, 10-15 мая 2004 г., “История создания ЕС, Экономические аспекты европейской интеграции”) и Иркутске (Иркутский государственный университет, 20-26 сентября 2004 г., “Институты ЕС, политические процессы в ЕС”).

Состав слушателей всех школ, проходящих в рамках проекта, является постоянным: по три аспиранта и молодых ученых от каждого сибирского университета-партнера и Анна Кузнецова из Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета. Тем не менее, к началу тюменской школы в группе стажеров уже произошло пять замен, вызванных объективными причинами. Это свидетельствует об определенных трудностях, связанных с приобретением педагогами высшей школы необходимых навыков для преподавания предметов по ЕС.

В роли лекторов методологических школ проекта выступают специалисты Томского государственного университета, Института Европы (г. Москва) и западноевропейских университетов-партнеров. В Тюмени экспертами стали профессора кафедры политологии и международных отношений Университета Кента Паоло Дарданелли (Paolo Dardanelli) и Джейн О’Махони (Jane O’Mahony); профессор кафедры политологии Университета Зальцбурга Ансельм Скура (Anselm Skuhra); и к.и.н., доцент кафедры мировой политики Томского государственного университета Л. В. Дериглазова. Рабочим языком школы был английский.

Объединение в рамках одной школы двух выбранных направлений деятельности ЕС не случайно. Традиционно под социальной политикой, согласно Энциклопедии Британника, понимается некая “концепция государственного управления, в которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия своих граждан. Оно основано на принципах равных возможностей, справедливого распределения богатства и ответственности общества за тех, кто неспособен самостоятельно обеспечить себе минимальные условия для хорошей жизни”. В Европе условно можно выделить четыре типа систем социальной защиты: северную, атлантическую, континентальную и южную, - отличающихся друг от друга как культурными основаниями, так и ролью и степенью вовлеченности государства в организацию социальной защиты. Все это приводит к тому, что социальная политика сохраняет принципиальную национальную компетенцию регулирования. В связи с этим цели социальной политики в рамках ЕС ставятся более узко, нежели на национальных уровнях: улучшение условий жизни и труда; содействие занятости и повышение размера социальной защиты; борьба с ограничениями на уровне стран-членов, - то есть, по сути, все сводится к области трудовых отношений. Но и в этом случае ЕС зачастую не хватает правовой основы для содействия в принятиях социального законодательства на наднациональном уровне. Этому противодействуют страны с более высоким уровнем социальной защиты (а, соответственно, и уровнем жизни), которые опасаются, что это может привести к неконтролируемому потоку гастарбайтеров из вновь принятых стран, в которых уровень благосостояния гораздо ниже.

Более того, экономические и социальные разногласия внутри ЕС15 (то есть, 15 стран, составлявших ЕС до расширения 01 мая 2004 г.) также значительны. При структурных проблемах доминирует региональная непропорциональность. Она находит свое отражение в значительном различии доходов между отдельными регионами ЕС15 и в огромных проблемах занятости. К этому частично добавляются колоссальные различия в производственном уровне национальных народных хозяйств. Сегодня к отсталым регионам причисляют Грецию, обширные части Испании, Южную Италию и Сардинию, большую часть Ирландии и Португалии, Северную Ирландию, Корсику, немецкие федеральные земли бывшей ГДР, а также все 10 новых стран-членов. Таким образом, целью региональной политики является укрепление экономической и социальной сплоченности ЕС с помощью, в первую очередь, денежных инвестиций направляемых конкретным регионам, а также с помощью различных структурных мероприятий. За десятилетия ее проведения были выработаны четкие критерии оказания помощи, механизмы контроля и проверки. Особые успехи были достигнуты в Ирландии и Португалии, где вся территория страны сначала была отнесена к отсталым регионам, но при поддержке ЕС некоторые области продвинулись настолько, что по своей экономической мощности преодолели порог проблемности. Таким образом, региональную политику ЕС в общем можно оценить положительно. Тем не менее, постоянное расширение ЕС за счет менее развитых стран заставляет более критично смотреть на региональную политику, рассчитанную на медленную и кропотливую работу с нуждающимися регионами, дающую результат только через десятилетия и которую оплачивают более развитые страны-члены. К тому же, медленный прогресс, достигнутый в рамках наиболее “проблемной” социальной политики вызывает все более острую полемику внутри ЕС и вокруг регионального направления его деятельности.

В первый день работы школы с приветственными словами к участникам обратился декан факультета истории и политических наук профессор С. В. Кондратьев. В дальнейшем он представлял Тюменский государственный университет на встрече координационного совета университетов-участников проекта, запланированной в рамках школы. Также присутствовали заведующий кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений Кемеровского государственного университета профессор Ю. В. Галактионов, начальник отдела международных связей и протокола Новосибирского государственного технического университета А. М. Гущина, координаторы проекта Л. В. Дериглазова и А. Скура. Было решено продолжить плодотворное сотрудничество университетов и вне рамок проекта, и, в этой связи, более критично рассматривать кандидатуры будущих участников в своих ВУЗах.

Непосредственно школа началась с лекции Л. В. Дериглазовой “Формирование социального пространства в ЕС”. Ее целью являлось рассмотрение не только динамики построения единого социального пространства в ЕС и связанные с этим вопросы, но и возможность сохранения системы социальной защиты в развитых европейских странах на высоком уровне в условиях продолжающейся интеграции и расширения ЕС за счет стран с менее развитой системой социальной защиты. Л. В. Дериглазова показала, что государство всеобщего благоденствия по своей природе строится по принципу исключения, то есть оно существует только для замкнутого общества граждан данной страны. Любое расширение круга получателей социальных благ за рамки ее непосредственных членов неминуемо приводит к разрушению самой системы, а это фактически и должно было неизбежно произойти с углублением экономической интеграции и разрушением границ и суверенитета национального государства.

Лектор отметила, что система социальной защиты, ассоциируемая с понятием “государства всеобщего благоденствия”, получила свое развитие в послевоенный период, достигла расцвета в 1970-е годы, в 1980-е годы вошла в полосу кризиса, и в 1990-е годы претерпела ряд реформ. Характер проводимых реформ, заметила Л. В. Дериглазова, заставляет широкие круги европейской общественности говорить об исчезновении государства всеобщего благоденствия. Она спрогнозировала, что индивидуальное благосостояние придет на смену благосостоянию, гарантируемому государством. То есть каждый человек в отдельности будет ответственен за свое благополучие. На смену государству всеобщего благоденствия приходит система индивидуального обеспечения собственного благополучия, что стало важнейшим тезисом лекции Л. В. Дериглазовой. В этой связи, продолжила она, сокращение социального обеспечения в развитых странах может привести к серьезным социальным проблемам, дальнейшему росту евроскептицизма и анти-глобалистских настроений. Данная проблема стала особенно актуальной в свете результатов недавних референдумов во Франции и Голландии по вопросу о европейской Конституции.

В заключении, лектор отметила, что после почти полувекового развития европейской интеграции становится ясно, что национальная система обеспечения благосостояния граждан не будет заменена общеевропейской системой. Институты ЕС готовы взять на себя только обеспечение равенства прав, но не сохранения реального наполнения этих прав, достигнутых в отдельных странах ЕС. Принцип субсидиарности будет оставаться главным в осуществлении коммунитарной социальной политики. Институты ЕС будут пытаться создать систему координации и учета социальных льгот, но ни в коем случае не будут участвовать в их организации и обеспечении на наднациональном уровне. Именно это обстоятельство вызывает сильнейшую критику со стороны граждан ЕС, так как приводит к дальнейшему разрастанию бюрократического механизма ЕС без видимой реальной выгоды от подобной координации.

Данная проблематика нашла продолжение в лекции Джейн О’Махони “Социальная политика Европейского Союза: создание социальной Европы?” (“The European Union’s Social Policy: Creating a Social Europe?”). Она обратила особое внимание на попытку ЕС выработать новый механизм принятия решений и инструментарий в области социальной политики – открытый метод координации (Open Method of Coordination – OMC). Основными его принципами являются: волюнтаризм, субсидиарность, гибкость (flexibility), участие (participation) и политическая интеграция. Открытый метод координации позволяет достигать большего прогресса, так как предполагает, что в процессе выработки решения будут учитываться мнения всех заинтересованных сторон. Но в своей природе он несет и самоограничения. Процедура и непосредственно решение, принятые с помощью данного подхода, будут существовать до тех пор, пока страны-члены желают сотрудничать, и пока социо-экономическое окружение способствует созданию конструктивного основания для диалога.

Тем не менее, достигнутый прогресс весьма незначителен, несмотря на то, что открытый метод координирования используется с 2000 г. Д. О’Махони подчеркнула, что основным препятствием для более успешного использования данного подхода является нежелание стран-членов искать компромисс в наиболее острых вопросах, а институты ЕС не могут принудить к этому.

Вопросы региональной политики были рассмотрены Паоло Дарданелли в лекции “Стремление к сплоченности на пространстве единого рынка: региональная политика в ЕС” (“Pursuing Cohesion in a Single Market: Regional Policy in the EU”). Он отметил, что региональное измерение останется в ближайшие годы важнейшим направлением деятельности ЕС. С 1975 до 1999 г. суммарная стоимость его, исходя из бюджета Союза, выросла в семь раз с 5% до 35%, при этом сохраняется тенденция к росту. Региональная политика также является неким экспериментальным полем, на котором “тестируются” новые подходы теории интеграции. Тем не менее, основные вызовы, которые противостоят данной политике – монетарный союз и расширение за счет менее развитых стран – вряд ли могут быть преодолены. Отсюда – постоянные дискуссии в целесообразности региональной политики.

Итог III методологической школе по Европейским исследованиям подвел А. Скура, который, занимаясь оценкой работы стажеров, отметил несомненный прогресс не только в уровне знаний о ЕС и отдельных направлениях его деятельности, но и в понимании основных вызовов, стоящих перед Союзом и тенденциях их преодоления. Участие в школе стало очередной ступенью в подготовке высококлассных специалистов, преподающих ЕС в сибирских университетах-участниках.

Также, говоря о школе, нельзя не отметить тот неоценимый вклад, который был внесен деканом факультета истории и политических наук С. В. Кондратьев и сотрудниками кафедры новой истории и международных отношений для успешного проведения мероприятия такого уровня. Нельзя не упомянуть и студентов-международников, которые не только готовили методологическую школу, но и активно в ней участвовали в роли слушателей, что, безусловно, скажется на их уровне знаний о ЕС.

А. А. Страдчук

I Международная научная конференция:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: