Европейская стратегия безопасности и ее реализация

Тот факт, что ЕС нуждался во внутренней согласованности по вопросу иракского кризиса и трансатлантических отношений, было позже определено как проблема между государствами-членами ЕС. Иракский кризис стал в определенном смысле катарсисом. Развитие ЕС отражает необходимость выработки согласованной стратегии и потребность действовать, по крайней мере, избирательно за пределами близ лежащих концентрических кругов соседних стран. Стало также ясно, что внешняя политика не может рассматриваться только как побочный продукт торгово-экономических отношений. Эта тенденция была усилена в последние годы, если взглянуть на соглашения с зарубежными странами, базирующиеся на торгово-экономических интересах. Для преодоления этого разрыва Хавьер Солана на саммите ЕС в Греции в июне 2003 года представил черновик стратегии безопасности, который был одобрен Брюссельским саммитом в декабре того же года[562]. Европейская стратегия безопасности («Безопасная Европа в улучшающемся мире») обрисовала основные глобальные изменения, ключевые договоры ЕС и стратегические объекты для «более активного и более согласованного» поведения в сотрудничестве с партнерами.

Основные глобальные вызовы определены в стратегии безопасности как следующие:

-глобализация (которая увеличивает значимость неправительственных групп, а также взаимозависимость и уязвимость ЕС в сфере транспорта, энергетики, информации и т.д.);

-бедность и болезни;

-обеспечение безопасности как непременное условие развития;

-борьба за природные ресурсы и энергетическая зависимость.

Основные объекты для борьбы с этими ключевыми угрозами (которые варьируются от терроризма, организованной преступности и распространения оружия массового поражения до региональных конфликтов и распада государств) все еще остаются неопределенными, за исключением отношений с соседними странами и поддержки международного порядка, базирующегося на эффективных многосторонних отношениях. Трансатлантические отношения все еще сопряжены с целым рядом сложностей (рассматриваемые как «ключевой элемент» и «незаменимые»). Определение качества отношений с США является наиболее чувствительным и сложным вопросом среди государств-участников ЕС в течение последних месяцев. Помимо трансатлантических отношений необходимо отметить, что в документе подробно рассматривается сотрудничество с такими государствами, как Украина, Молдова, Белоруссия и Южный Кавказ. Расширение экономической выгоды вновь рассматривается как инструмент решения политических проблем. В стратегии также упоминается европейская энергетическая политика, которая хорошо иллюстрирует, что отсутствие стратегии ОВПБ влияет также и на другие политические сферы, например, на регулирование энергетического импорта в ЕС.

Создание ОВПБ подчеркнуло важность «ближнего зарубежья» ЕС и основы стабилизации региона концентрических кругов. Расширение 1 мая 2004 года является наиболее очевидным результатом этой основы. Так называемая политика соседства была сформулирована в концепции «Расширенная Европа»[563]. Несмотря на то, что трансатлантические отношения остаются ключевой осью, отношения с другими отдаленными регионами характеризуются как «обычное дело»[564].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: