Экологическое воспитание на занятиях
Организуя природоведческие занятия, воспитатель решает три группы задач: 1) последовательно, в определенной системе формирует у детей знания о природе, трудовые навыки, разнообразные умения; 2) использует природоведческое содержание занятий для усвоения детьми речевых умений (усвоение словаря, грамматически правильной и чистой речи и т. д.); 3) формирует отношение к природе. Поэтому часть занятий по развитию речи проводится с использованием природоведческого материала.
В младших группах занятия проводятся после наблюдений на прогулках и в уголке природы с целью закрепления, уточнения полученных ранее представлений. Занятия могут быть связаны с внесением нового объекта (рыбка, птичка, кролик и т. д.). Иногда они используются для формирования у детей трудовых навыков (посадка гороха, лука), для первоначального
обобщения ранее полученных знаний (рассматривание картины «Зимние забавы»).
Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель в младших группах отдает предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Словесные методы (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы) применяются как дополнительные.
|
|
В младших группах воспитатель должен постоянно работать над закреплением и упрочением знаний детей. Для этого необходимо неоднократно повторять занятия на одну и ту же тему, постепенно усложняя содержание знаний и познавательных умений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения
В младших группах осенью
Наблюдение за золотой рыбкой. Устройство аквариума
Цель. Формировать представление о внешнем виде рыбки (большая, золотая; у рыбки есть глаза, рот, плавники), о некоторых повадках (живет в воде, плавает, хватает корм ртом; рыбка живая — сама ест, плавает). Обогащать словарь за счет слов, обозначающих названия рыбок, признаки внешнего вида и действия. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.
Наблюдение за птичкой (щегол)
Цель. Учить отличать щегла от других птиц по характерным признакам (маленькая птичка, с разноцветными перышками; у щегла есть клюв, глаза, крылья, ноги: клювом щегол клюет зерна, пьет воду, глазами смотрит, с помощью крыльев летает, с помощью ног прыгает; щегол живой — летает, прыгает, ест, пьет). Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к птице и интерес к наблюдению.