Б) Мотивация человеческого поведения как процесс энергообмена

Вопрос о том, что определяет человеческое поведение, сложен. Об этом свидетельствует отсутствие единого мнения по этому вопросу среди психологов и различие подходов, с которыми они подходят к решению данного вопроса. Подход, позволяющий объединить существующие представления, является наиболее перспективным.

Существование любых устойчивых систем в природе возможно только на основе энергетического взаимообмена. Тогда взаимодействие организма с внешним миром невозможно без процесса получения из внешнего мира того, что необходимо организму для его существования и отдачи во внешний мир того, что необходимо внешнему миру для поддержания его устойчивости. В.Э. Мильман рассматривает этот процесс как взаимодействие производительной и потребительной систем ценностей. В этом случае, с одной стороны, потребности – это то, что нам необходимо получить из внеш­него мира, это одна из динамических составляющих активности индивида. Роль потребностей, как источника активности индивида, признана всеми психологами.

Другой составляющей активности индивида будут генетически обусловленные задатки, обеспечивающие развитие тех или иных способностей. Задатки никогда бы не могли проявиться, если бы они не были генетически обусловлены определенной активностью. Благодаря этой активности и становится возможным их развитие. Именно поэтому отличием гениев является их высокая работоспособность. Генетически обусловленные задатки могут развиваться в те или иные способности.

Способности, являющиеся другой структурной составляющей мотивации, – это то, что мы способны производить для внешнего мира, это органически развившиеся и ставшие эффективными способы взаимодействия организма с внешним миром. Это способ реализации индивида во внешнем мире. Взаимодействие потребностей и способностей и будет определять эффективность энергообмена организма с окружающей средой, определяя поведение организма. По этому поводу В.Г. Асеев писал, что взаимоотношения мотивации и способностей осуществляется через деятельность как непосредственно исполнительный, технический момент психической активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: