Код технологии
| Название технологии
|
А13.31.001
| Обучение самоуходу
|
1.
| Требования к специалистам и вспомогательному персоналу, включая требования
|
1.1
| Перечень специальностей / кто участвует в выполнении услуги
| 1) Специалист, имеющий диплом
установленного образца об окончании среднего медицинского образовательного учреждения по специальностям:
060101 Лечебное дело
060102 Акушерское дело 060109 Сестринское дело
2) Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании высшего медицинского образовательного учреждения по специальностям:
040100 Лечебное дело 040200 Педиатрия
|
1.2
| Дополнительные или специальные требования к специалистам и вспомогательному персоналу
| Отсутствуют
|
2.
| Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала
|
2.1
| Требования по безопасности труда при выполнении услуги
| Санитарные правила и нормативы, правила противопожарной безопасности, техники безопасности, общепринятые в учреждениях здравоохранения
|
3.
| Условия выполнения ПМУ
Амбулаторно-поликлинические;
Стационарные
Санаторно-курортные
|
4.
| Функциональное назначение ПМУ
Профилактическое Реабилитационное Выполняется в составе процедур сестринского ухода:
- при подготовке больных к гинекологической операции;
- у больных старческого возраста;
- у больных с синдромом диабетической стопы;
- у больных с сердечно-сосудистым заболеванием;
- в стационаре у больных с острым нарушением мозгового кровообращения;
- при подготовке пациентов к операции. Используется в работе школ здоровья:
- для беременных;
- для больных с сахарным диабетом;
- для больных с артериальной гапертензией;
- для больных с сердечной недостаточностью;
- для больных, находящихся на хроническом диализе;
- для больных бронхиальной астмой;
- для больных с заболеваниями суставов и позвоночника. Применяется в рамках услуг по реабилитации больного;
- перенесшего острый инфаркт миокарда;
- перенесшего колопроктологическую операцию;
- перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения;
- с переломом позвоночника;
- перенесшего нейрохирургическую операцию;
- перенесшего операцию на сердце и магистральных сосудах;
- перенесшего операцию на лёгком;
- с деформацией нижних конечностей;
- перенесшего ампутацию конечности.
|
5.
| Материальные ресурсы
|
5.1
| Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
| Учебное оборудование, медицинские тренажеры, фантомы, столы, стулья, оргтехника, специально разработанные учебные программы, обучающе-контролирующие компьютерные программы, учебно-методические рекомендации, «путеводители», «самоучители», учебные пособия, написанные простым доступным языком
|
5.2.
| Реактивы
| Отсутствуют
|
5.3
| Иммунобиологические препараты и реагенты
| Отсутствуют
|
5.4
| Продукты крови
| Отсутствуют
|
5.5
| Лекарственные средства
| Отсутствуют
|
5.6
| Прочий расходуемый материал
| Канцелярские товары
|
6.
| Характеристика методики выполнения ПМУ
Цель обучения самоуходу — научить пациентов жить полноценней жизнью.
Задачи обучения самоуходу:
- дать общие знания по данному заболеванию;
- научить способам доступной самодиагностики, самоконтроля своего психического и физического состояния, самопомощи и самолечения;
- выработать практические навыки по самоуходу;
- активизировать внутреннюю мотивацию пациентов на выполнение врачебных и сестринских рекомендаций;
- оказывать персональную психологическую и медицинскую помощь.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный. Формы обучения:
- лекционно-семинарские и практические занятия;
- интерактивные беседы;
- работа малыми группами;
- деловые игры;
- видеоклассы;
- индивидуальное обучение с использованием электронных учебников, обучающе-контролирующих компьютерных программ, учебно-методических пособий, методических рекомендаций и прочих учебных материалов;
- решение тестовых заданий, проблемно-ситуационных задач, кроссвордов и т.д.;
- проведение конкурсов с элементами обучения, викторин;
- совместный отдых с элементами обучения, обмена опытом. Программы обучения (первичная и повторная):
- для пациентов;
- для медицинских сестер;
- для врачей;
- для социальных работников.
Алгоритм обучения самоуходу
1. Вводное занятие провести в следующей последовательности:
а) представиться пациентам, сформулировать мотивы к обучению пациентов;
б) объяснить пациентам цела и задачи обучения, ознакомить с учебным планом и программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала;
в) определить потребности пациентов в обучении самоуходу,
г) оценить образ жизни каждого обучающегося, его социальное и культурное окружение, влияние последнего на процесс обучения;
д) выявить исходный уровень знаний пациентов по данному заболеванию путем компьютерного или ручного тестирования (претест);
е) провести психологическое обследование пациентов с помощью опросников:
- Миннесотского многопрофильного личностного опросника (ММР1) для определения характериологических особенностей личности;
- личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ) для определения типа отношения пациентов к своему заболеванию.
2. Основной курс занятий:
2.1. Теоретический курс изложить в следующей последовательности: а) определение болезни, ее этиология, факторы риска возникновения болезни
б) клиническая симптоматика, особенности течения данного заболевания,
в) основные осложнения,
г) лечение и профилактика.
На занятиях используются учебно-наглядные материалы, учебно-методические пособия и рекомендации, составленные в свете принципо доказательной медицины. 2.2. Практический курс занятий посвятить:
а) выработке практических умений по самоуходу при данном заболевании,
б) корректировке образа жизни, изменению привычек,
в) самоконтролю своего физического и психического состояния,
г) обучению методам оказания само- и взаимопомощи, в том числе приемам психогигиенической и психотерапевтической самопомощи. 3. Заключительное занятие провести в следующей последовательности:
а) осуществить контроль знаний и умений пациентов путем компьютерного или ручного тестирования (посттест); чем выше разница результатов полученного и исходного уровня знаний (посттеста и претеста), тем выше эффективность простой медицинской услуги обучения самоуходу;
б) провести повторное обследование пациентов с помощью опросников ММР1 и ЛОБИ;
в) провести анонимное анкетирование для оценки качества простой медицинской услуги и получения предложений по дальнейшему улучшению обучения самоуходу.
|
7.
| Дополнительные сведения об особенностях выполнения методикиОбучение может быть групповое и индивидуальное. При проведении групповых занятий состав группы должен формироваться с учетом нозологических форм патологии
|
8.
| Достигаемые результаты и их оценкаУлучшение качества жизни, увеличение периода компенсации, предупреждение развития осложнений, инвалидности, снижение прямых и косвенных затрат на лечение больных (как их личных, так и бюджетных средств), значительное сокращение потребления медицинских услуг
|
9.
| Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи
Пациент или родственники (доверенные лица) должны быть информированы оданной простой медицинской услуге. Информация, сообщаемая медицинским работником, включает сведения о цели и ходе данной услуги. Письменного подтверждения согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на данную процедуру не требуется, так как данная услуга не является потенциально опасной для жизни и здоровья пациента. В случае выполнения простой медицинской услуги в составе комплексной медицинской услуги дополнительное информированное согласие не требуется
|
10.
| Параметры оценки и контроля качества выполнения методики
-Отсутствие отклонений от алгоритма выполнения услуги.
-Наличие записи о результатах выполнения услуги в медицинской документации.
-Наличие результатов тестирования об уровне знаний и умений пациентов
|
11.
| Графическое, схематические и табличное представление технологий выполнения простой медицинской услуги
Отсутствует
|
12.
| Формулы, расчеты, номограммы, бланки и другая документация (при необходимости)
Отсутствует
|
| | | | |