double arrow

Основные экономические группировки стран современного мира

4

Региональные экономические группировки:

- ЕС – Европейское сообщество

- НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле

- АСЕАН – Ассоция государств Юго-Восточной Азии

- Латиноамериканская ассоциация интеграции

- Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)

- Содружество Независимых государств

Отраслевые экономические группировки:

- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

- Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

- Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)

3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС)

Объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В основе экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот.

Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый "таможенный союз"). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии "Общего рынка" явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику.

Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран.

Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.

Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.

Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.

Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начаты в качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных программ являетсяскоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности

Основными источниками финансирования программ ЕС являются:

1. Европейский фонд валютного сотрудничества

2. Взаимное кредитование национальных ЦБ

Основными кредитными инструментами ЕС являются:

1. Валютные интервенции.

2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).

3. Среднесрочное кредитование.

4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.

3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФ­ТА)

Дей­ст­ву­ет с 1984 го­да и яв­ля­ет­ся са­мым круп­ным ре­гио­наль­ным объ­е­ди­не­ни­ем. Чис­лен­ность на­се­ле­ния 373 млн. чел., в ЕС - око­ло 345 млн. Сум­мар­ный объ­ем ВВП НАФ­ТА при­бли­зи­тель­но 7 трон. USD.

НАФ­ТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:

· по­этап­ное, в те­че­ние 15 лет, уст­ра­не­ние та­мо­жен­ных по­шлин и не­тор­го­вых ог­ра­ни­че­ний;

· ли­бе­ра­ли­за­ция ин­ве­сти­ци­он­но­го ре­жи­ма;

· обес­пе­че­ние вы­со­ко­го уров­ня за­щи­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти;

· раз­ра­бот­ка со­вме­ст­ной про­грам­мы по борь­бе с за­гряз­не­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды.

Без­ус­лов­ная ини­циа­ти­ва и ли­дер­ст­во в соз­да­нии НАФ­ТА принадлежит США (экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%).

Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено следующими обстоятельствами:

а) Со­еди­не­ние вы­со­ко­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го по­тен­циа­ла с низ­ки­ми из­держ­ка­ми на заработную пла­ту (так в Мек­си­ке сред­няя зарплата в 1985 го­ду со­став­ля­ла 14% от сред­ней зарплаты в США).

б) Ин­те­гра­ция США и Ка­на­ды осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при от­сут­ст­вии спе­ци­аль­ных ин­сти­ту­цио­наль­ных струк­тур. 20% ВНП Ка­на­ды реа­ли­зу­ет­ся в США, т.е. 60-70% экс­пор­та Ка­на­ды. Ка­на­да - круп­ней­ший тор­го­вый парт­нер США (око­ло 25% экс­пор­та США или око­ло 1% ВНП). Для аме­ри­кан­ских кор­по­ра­ций Канада - глав­ный объ­ект ин­ве­сти­ро­ва­ния, объ­ем ин­ве­сти­ций со­ста­вив­ший в 1992 году 56 млрд. USD в 1992 го­ду.

Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. со­гла­ше­ния о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли ме­ж­ду США и Ка­на­дой - CAFTA, ко­то­рое под­ра­зу­ме­ва­ет пол­ную ли­к­ви­да­цию барь­е­ров при тор­гов­ле США и Ка­на­ды, раз­ра­бо­тку со­вме­ст­ных ме­ха­низ­мов, ре­гу­ли­рую­щих со­вме­ст­ную кон­ку­рен­цию, соз­да­ние над­на­цио­наль­ных су­деб­ных и ар­бит­раж­ных ор­га­нов, при­ня­тие зна­чи­тель­ных ос­лаб­ле­ний ог­ра­ни­че­ний на аме­ри­кан­ские ин­ве­сти­ции в Ка­на­де.

Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и харктеризовалось процессами при­ва­ти­за­ции, шо­ко­вой те­ра­пии, при­вле­че­ния ино­стран­ных ин­ве­сто­ров, ли­бе­ра­ли­за­ции внешней торговли. 80% всех ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в экономику Мексики составляли вложения из США.

Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками:

1. Асим­мет­рич­ный ха­рак­тер, про­ис­те­каю­щий из то­го, что на США при­хо­дит­ся око­ло 85% ВВП и промышленного про­из­вод­ст­ва трех стран.

2. Асим­мет­рия уров­ней раз­ви­тия ме­ж­ду вы­со­ко раз­ви­ты­ми стра­на­ми (США и Ка­на­да) и раз­ви­ваю­щей­ся Мек­си­кой.

3. Асим­мет­рия ин­тен­сив­но­сти дву­сто­рон­них экономических от­но­ше­ний (США - Ка­на­да, США - Мек­си­ка), от­сут­ст­вие зре­лых эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду Ка­на­дой и Мек­си­кой. Так до­ля Мек­си­ки во ВТО Ка­на­ды в 1993 году составила чуть бо­лее 1%.

Экономический эффект НАФТА основан на рез­ком уве­ли­че­ние аме­ри­кан­ско­го экс­пор­та, а от­сю­да уве­ли­че­ние за­ня­то­сти (в 1994 го­ду аме­ри­кан­ский экс­порт воз­рос на 17.5% лишь от соз­да­ния НАФ­ТА). Пе­ре­носе тру­до­ем­ких, нау­ко­ем­ких и гряз­ных про­из­водств в Мек­си­ку позволит сни­зить из­дер­жки про­из­вод­ст­ва и по­высить кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сть товаров (GM, FORD, Crysler на­ме­ре­ны по­вы­сить ка­пи­та­ло­вло­же­ния в Мек­си­ку, тем са­мым по­вы­сить при­быль бо­лее чем на 10%). По­лу­че­ние боль­ших фи­нан­со­вых вли­ва­ний ожидается за счет ли­бе­ра­ли­за­ции ми­гра­ции ка­пи­та­ла (до 8% ВВП Мек­си­ки).

3.3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Создана в 1967 году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году – Вьетнам.

АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное эко­но­ми­че­ское со­труд­ни­че­ст­во на­ча­ло раз­ви­вать­ся с 1976 го­да, с момента принятия Дек­ла­ра­ции со­гла­сия и про­грам­мы дей­ст­вий и подразумевало 4 сфе­ры вза­им­но­го эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва:

- Пре­фе­рен­ци­аль­ный дос­туп то­ва­ров в ра­мах вза­им­ной тор­гов­ли то­п­ли­во и про­до­воль­ст­вие;

- Со­труд­ни­че­ст­во в сфе­ре тор­гов­ли (при со­вме­ст­ном вы­хо­де на внеш­ние рын­ки и рын­ки треть­их стран);

- Про­из­вод­ст­вен­ное со­труд­ни­че­ст­во;

Эко­но­ми­че­ские свя­зи вы­ра­бот­ка об­щей по­зи­ции по эко­но­ми­че­ским про­бле­мам, пред­став­ляю­щим об­щий ин­те­рес для всех чле­нов.

В ходе работы Ассоциации в 1977 году соз­да­на зо­на пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ли на 20 то­ва­ров. Че­рез год количество товаров было доведено до 70 при раз­мере пре­фе­рен­ций в сред­нем - 20-25%. По­сле 1989 го­да пре­фе­рен­ции до­ве­де­ны до 50% на 12700 то­вар­ных по­зи­ций. Пер­вый про­ект соз­да­ния зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана кон­цеп­ция соз­да­ния тре­уголь­ни­ков эко­но­ми­че­ско­го рос­та (по пред­ло­же­нию ми­ни­ст­ра эко­но­ми­ки Син­га­пу­ра). В пер­вый “тре­уголь­ник” во­шли: Син­га­пур, Ма­лай­зия, Ин­до­не­зия (у по­след­них двух - ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-эко­но­ми­че­ские рай­оны). Он по­лу­чил на­зва­ние “Юж­ный тре­уголь­ник”.

В 1992 году состоялся Син­га­пур­ский сам­мит стран уча­ст­ниц АСЕ­АН, на ко­то­ром при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли АВ­ТА. Она долж­на быть соз­да­на к 2008 го­ду (за 15 лет) че­рез ли­к­ви­да­цию по­шлин во вза­им­ной тор­гов­ле про­из­вод­ст­вен­ны­ми и пе­ре­ра­бо­тан­ны­ми сельскохозяйственными про­дук­та­ми (по­шли­ны на не­ко­то­рые то­ва­ры до 5%). В рамках про­из­вод­ст­вен­но­го со­труд­ни­че­ст­ва был осу­ще­ст­в­лен толь­ко один проект - строи­тель­ст­во за­во­да по про­из­вод­ст­ву хи­ми­че­ско­го удоб­ре­ния.

В рамках АВ­ТА пла­ни­ру­ет­ся осу­ще­ст­вить от­ме­ну по­шлин, уст­ра­не­ние ко­ли­че­ст­вен­ных ог­ра­ни­че­ний, гар­мо­ни­за­цию на­цио­наль­ных стан­дар­тов, вза­им­ное при­зна­ние сер­ти­фи­ка­тов ка­че­ст­ва, уст­ра­не­ние ог­ра­ни­че­ний на дви­же­ние ка­пи­та­ла, про­ве­де­ние кон­суль­та­ций по осу­ще­ст­в­ле­нию мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки с це­лью ко­ор­ди­на­ции по­след­ней. К на­стоя­ще­му мо­мен­ту Ма­лай­зия со­кра­ти­ла или от­ме­ни­ла по­шли­ны на 2600 то­ва­ров во вза­им­ной тор­гов­ле. Ин­до­не­зия и Фи­лип­пи­ны сня­ли ог­ра­ни­че­ния на ино­стран­ные ка­пи­та­ло­вло­же­ния в энер­ге­ти­ку и те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ус­лу­ги. Таи­ланд снял ог­ра­ни­че­ния на ввоз ав­то­мо­би­лей.

Ос­нов­ной эко­но­ми­че­ский эф­фект ассоциации основан на соз­да­нии круп­но­го объ­е­ди­нен­но­го рын­ка с об­щей чис­лен­но­стью на­се­ле­ния в 330 млн. че­ло­век и еже­год­ным со­во­куп­ным ВНП - 300 млрд.USD, а так же сти­му­ли­ро­ва­нии ин­ве­сто­ров треть­их стран вкла­ды­вать ка­пи­тал в АСЕ­АН (бес­по­шлин­ное вне­дре­ние ка­пи­та­ла).

3.4. Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ)

Круп­ная ин­те­гра­ци­он­ная груп­пи­ров­ка, соз­дан­ная в 1980 го­ду, за­ме­ни­ла су­ще­ст­во­вав­шую до это­го ЛАСТ, ко­то­рая про­су­ще­ст­во­ва­ла с 1961 по 1980 год.

Цель ЛАИ - соз­да­ние ла­ти­но­аме­ри­кан­ско­го об­ще­го рын­ка на ба­зе уже сло­жив­ше­го­ся в го­ды су­ще­ст­во­ва­ния ЛАСТ (ЗСТ).

Чле­на­ми ор­га­ни­за­ции яв­ля­ют­ся 11 стран, под­раз­де­ляю­щие­ся на 3 груп­пи­ров­ки:

· бо­лее раз­ви­тые (Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Мек­си­ка);

· сред­ний уро­вень (Ве­не­су­эла, Ко­лум­бия, Пе­ру, Уруг­вай, Чи­ли);

· наи­ме­нее раз­ви­тые (Бо­ли­вия, Па­ра­гвай, Эк­ва­дор).

Чле­ны ЛАИ за­клю­чи­ли ме­ж­ду со­бой со­гла­ше­ние о пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ле и ме­нее раз­ви­тым стра­нам со сто­ро­ны бо­лее раз­ви­тых пре­дос­тав­ля­ют­ся пре­фе­рен­ции.

Выс­шим ор­га­ном ЛАИ яв­ля­ет­ся Со­вет ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел, ис­пол­ни­тель­ный ор­ган - Кон­фе­рен­ция оце­нок и сбли­же­ния - изу­ча­ет уров­ни эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, воз­мож­ные на­прав­ле­ния ин­те­гра­ции, ее воз­дей­ст­вие на эко­но­ми­ку, раз­ра­ба­ты­ва­ет ста­дии и за­да­чи ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; со­би­ра­ет­ся 1 раз в год. По­сто­ян­ный ор­ган - Ко­ми­тет пред­ста­ви­те­лей. Штаб-квар­ти­ра - в Мон­те­ви­део (Уруг­вай).

3.5. Карибское содружество и общий рынок (КА­РИ­КОМ)

Является наи­бо­лее ус­той­чи­вой груп­пи­ров­кой. Соз­дан­ный в 1973 го­ду, на ос­но­ве до­го­во­ра, под­пи­сан­но­го в Три­ни­дад и То­ба­го, он вклю­ча­ет 16 стран Ка­риб­ско­го бас­сей­на и в от­ли­чие от всех ин­те­гра­ци­он­ных груп­пи­ро­вок объ­е­ди­ня­ет не толь­ко не­за­ви­си­мые го­су­дар­ст­ва, но и за­ви­си­мые тер­ри­то­рии.

КА­РИ­КОМ ос­но­ван на ра­нее соз­дан­ной ЗСТ. В нем су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные суб­ре­гио­наль­ные от­де­ле­ния; наи­бо­лее про­дви­ну­ты­ми с точ­ки зре­ния ре­гио­наль­ной ин­те­гра­ции яв­ля­ют­ся:

- Ка­риб­ский об­щий ры­нок в рам­ках КА­РИ­КОМ, где пол­но­стью ли­к­ви­ди­ро­ва­ны тор­го­вые ог­ра­ни­че­ния ме­ж­ду Бар­ба­до­сом, Три­ни­да­дом и То­ба­го, Гай­а­ной, Ямай­кой и Ан­ти­гуа. Эти стра­ны одоб­ри­ли еди­ный та­мо­жен­ный та­риф по от­но­ше­нию к то­ва­рам треть­их стран, т.е. это фак­ти­че­ски та­мо­жен­ный со­юз, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жат про­мыш­лен­но-сырь­е­вые то­ва­ры. Треть вза­им­ной тор­гов­ли со­став­ля­ют неф­те­про­дук­ты.

- Вос­точ­но-ка­риб­ский об­щий ры­нок, вклю­чаю­щий в се­бя наи­ме­нее раз­ви­тые стра­ны; в нем на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к соз­да­нию об­щей ва­лю­ты и со­вме­ст­но­го ЦБ.

В 1970-80-е го­ды КА­РИ­КОМ ис­пы­ты­вал кри­зис­ные яв­ле­ния, свя­зан­ные с неф­тя­ным и об­ще­эко­но­ми­че­ским кри­зи­са­ми, уве­ли­чив­ши­ми внеш­нюю за­дол­жен­ность. В на­стоя­щий мо­мент про­ис­хо­дят по­зи­тив­ные пе­ре­ме­ны.

В 1992 году участники содружества добились рез­кого па­де­ния та­мо­жен­ных по­шлин (при­бли­зи­тель­но на 70%). Осо­бен­но удач­но идет ин­те­гра­ция в об­лас­ти ре­гу­ли­ро­ва­ния сельскохозяйственного про­из­вод­ст­ва (до­ку­мент “Вре­мя дей­ст­во­вать”). Бы­ла пред­ло­же­на но­вая мо­дель ин­те­гра­ции на ос­но­ве тен­ден­ции к ос­лаб­ле­нию го­су­дар­ст­вен­но­го вме­ша­тель­ст­ва. С 1995 года на территории содружества введено сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние гра­ж­дан и от­ме­на пас­порт­но­го ре­жи­ма.

3.6. Содружество независимых государств (СНГ)

Создано 8 декабря 1991 года. Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.

Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

На заседании в Бишкеке (1998) главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик.

Также, разрабатываются конкретные проекты по созданию новых консорциумов в области нефти и газа, геологоразведки, агропромышленного комплекса

На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, в основном, жителей пяти государств - России (146 млн.), Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На остальные семь стран - Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан - припадает чуть более 36 миллионов человек.

Страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400 млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи. Газа в СНГ добывается почти треть от мировых объемов, угля 500 млн.тонн, или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружества производят 11% мировых объемов электроэнергии, 15% - первичного алюминия, около 30% - никеля, свыше 10% - меди, более 11% - минеральных удобрений, выплавляют без малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мирового стального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства СНГ, а в исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира, что говорит о том что у Содружества есть научная база достаточная для развития в должной мере.

Таким образом, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов.

Рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ, являются важными тенденциями развития стран-участников, их отношений и соответственно экономической интеграции стран Содружества. Так, например, за десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и Казахстане он поднялся на 10,5 %, в Армении и Кыргызстане - на 4, в Беларуси и Украине - на 5 %, в Таджикистане - на 8,3%, а в Грузии составил 99,8 % от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось в среднем на 9,7 % (полюса - Казахстан - 15,3 % и Молдова - 2,3 %). В Украине этот показатель равен 11,9 %, в Таджикистане - 10,4 %, в России - 9,8 %, в Беларуси - 8,6 %, в Кыргызстане - 7,9 %, в Азербайджане - 6,3 %, в Грузии - 6,2 %.

Правда, высокий уровень этих и некоторых других показателей во многом обусловлен низкой базой сравнения. Общий объем взаимной торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долларов, что на 39 % превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта на 41 %, импорта - на 38 %. Случился этот стремительный прирост во многом из-за непомерного роста цен производителей промышленной продукции. В Беларуси они поднялись почти втрое, в Узбекистане - на 57 %, в Таджикистане и Казахстане - на 45-47 %, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где рост выразился соответственно в 0,9 % и 6 %) цены увеличились на 30-39 %.

3.7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.

ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

В 1960 году в Багдаде главные постав­щики нефти на мировой рынок — Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).

Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в ко­нечном итоге установить национальный контроль над не­фтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они — развивающиеся страны, экономика которых фи­нансировалась в основном за счет нефти, и были объек­тами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в прин­ципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |

В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).

ОПЕК декларируются следующие основные цели:

1. Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

2. Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

3. Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:

· устойчивых доходов стран-производителей нефти,

· эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей,

· справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность,

· охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений,

· сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации. Экономическая комиссия – специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Межминистерский комитет по мониторингу мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами.

Особое место в экспорте капитала из стран — членов ОПЕК занимает помощь и кредиты другим развивающим­ся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капи­тала.

Страны — члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отно­шений. Некоторая часть средств поступает в развивающие­ся страны при посредничестве МВФ и МБРР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: