| Релятивизм
| Абсолютизм
|
Периоды:
| (в %)
| (в %)
|
400— 500
|
|
|
500— 600
|
|
|
600- - 700
|
|
|
700— 800
|
|
|
800— 900
|
|
|
900—1000
|
|
|
1000—1100
|
|
|
1100-1200
|
|
|
1200—1300
|
|
|
1300—1400
| 20.8
| 79.2
|
1400—1500
| 23.1
| 76.9
|
1500-1600
| 40.4
| 59.6
|
1600-1700
| 38.0
| 62.0
|
1700—1800
| 36.8
| 63.2
|
1800—1900
| 37.9
| 62.1
|
1900—1920
| 48.6
| 51.4
|
Таблица показывает, как релятивизм высших ценностей от этического summum bonum1* до истины и красоты, отсутствующих в средневековый период, возродился в XIV веке и по мере возрастания, с незначительными отклонениями в последующие века, достигает своего максимума в нынешнем столетии. Эти цифры свидетельствуют о прогрессирующей релятивизации всех ценностей, как помянутых нами в предыдущем повествовании, так и о которых еще будет идти речь, релятивизации, которая стремится лишить ценности самой сути, чтобы они не могли далее быть ни нормами, ни ценностями. Однако факт количественного преобладания абсолютизма (51.4%) над релятивизмом (48.6%) не должен вводить нас в заблуждение. Малая порция виски или несколько капель яда способны отравить или интоксицировать воду. Следует помнить об этом и применительно к обсуждаемым вопросам. Суть дела, видимо, в относительном увеличении или уменьшении каждого изучаемого направления. Скачок релятивизма, скажем, от 40% до 48% достаточен, чтобы ослабить, раздробить, разрушить этические или любые иные ценности. Что же касается всех этих ценностей, то мы живем в век их чрезвычайной релятивизации и разрушения. Они, в свою очередь, являются показателем умственной и моральной анархии, ибо ценность, которая больше не универсальна, становится псевдоценностью, игрушкой фантазий и желаний2.