Автомобиль - один из самых главных загрязнителей окружающей среды. По оценкам исследователей, вредные выбросы автомобилей - около 30 различных компонентов - составляют в развитых странах около половины всех выбросов в атмосферу. Загрязнение окружающей среды - бедствие, которое не только отражается на здоровье конкретного человека, но и угрожает самому существованию человечества. Установлено, например, что на расстоянии до 150 м от оси дорог I-III категория, т.е. с интенсивностью выше 2000 авт./сут, нельзя выращивать и собирать пищевые продукты, т.к. они содержат недопустимую концентрацию вредных веществ.
Экологическими потерями являются выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение воды и почвы, воздействие шумя и вибрации.
Основными причинами повышенного уровня экологических потерь являются перегрузки отдельных участков дороги; повышенный уровень маневрирования интенсивных потоков транспорта, включая торможения, остановки и разгоны; вынужденное снижение скорости и движение на неэкономичных режимах; перепробег в любых его проявлениях; неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств и т.д.
|
|
В экологических потерях различается произведенный и потребленный вред. Одно дело, например, если нагруженная городская магистраль проложена через незаселенную промышленную зону, и совсем другое дело, когда эта же магистраль проходит через густонаселенные жилые районы с вплотную примыкающими жилыми зданиями, многолюдными торговыми центрами и т.д. Очевидно, при одинаковом произведенном вреде потребляемый вред во втором случае будет несопоставимо большим.
Действие экологических потерь отложено во времени на довольно значительный период. Его опасность заключается в том, что результаты могут оказаться непредсказуемо страшными и в конечном чете привести к гибели всего живого. В денежном эквиваленте, по германским оценкам, экологические потери стоят на втором месте, уступая экономическим и превышая аварийные. По сегодняшним оценкам, в будущем значимость экологических потерь существенно возрастет.
Потери от выбросов в атмосферу рассчитываются в следующей последовательности:
1) удельный объем произведенных выбросов;
2) удельный объем и стоимость ущерба от приведенных (к потребителю) выбросов;
3) удельное число потребителей экологического воздействия;
4) годовые потери от выбросов.
Удельный (на 1 км) объем произведенных выбросов определяется по формуле:
Опроизв в = Идр * m * [Кпн * (Кивс * Кивд - 1) + Кв * Kивс • Kивд], кг/км,
Где m - базовое значение суммарных приведенных (по СО) выбросов легкового автомобиля, кг/км, принимается m = 0,02 кг/км;
|
|
Идр - расчетная (без электротранспорта) интенсивность движения, авт./ч,
Идр = Ид[1-Дэлт * (1+Кп элт - Кп)], (2.4)
где Ид - интенсивность движения исследуемого транспортного потока, авт./ч;
Дэлт - доля электротранспорта в транспортном потоке, Дэлт = 0,01;
Кп элт - динамический коэффициент приведения электротранспорта,
Кп элт = 2 (троллейбусы);
Кивс - коэффициент изменения выбросов от скорости, определяется из зависимости удельных приведенных (по СО) выбросов легковых автомобилей от скорости движения потока, Кивс = 1;
Кивд - коэффициент изменения выбросов от дисперсии скорости
(Кивд = 1),
Кивд = ,
Кв - коэффициент возраста транспортных средств,
Кв = ∆Вб * Кпвб * Кпвд + ∆Вд * Кквб * Кпвд, (2.6)
где ∆Вб - приращение выбросов от возраста автомобилей с бензиновым двигателем, ∆Вб = 0,79;
ДВД - приращение выбросов автомобилей с дизельным двигателем, ДВд = 0,2:
Кпвб и Кпвд - коэффициенты приращения выбросов от возраста ТС с бензиновыми и дизельными двигателями;
Квс - коэффициент вариации распределения скоростей потока..
Удельный объем приведенных (к потребителю) выбросов определяется по формуле
Опривед в = Опроив в * Кзп кг/км, (2.7)
где К зп- коэффициент защиты потребителей i-й категории.
Для расчета удельного числа потребителей рассматриваются 3 категории потребителей: 1 - водители и пассажиры; 2 пешеходы, 3 -жители прилегающих зданий. Принимается:
1)водители
Кзп1 = 1;
2) пешеходы
Кзп2 = ,
где Р2 - расстояние от середины траектории ближайшего ТП до середины тротуара, м, Р2 = 17 м;
К 2 - число рядов кустарников и деревьев, эффективно защищающих пешеходов от экологического воздействия, К2 = 1;
3) жители
Кзп3 = ,
где К3 - число рядов кустов и деревьев, эффективно защищающих жителей прилегающих зданий, К3 = 1;
Р3 - расстояние (по диагонали) от траектории движения ближайшего ТП до средних по высоте окон застройки, м;
Рз = , м; (2.8).
где Шк - ширина улицы в красных линиях;
Шп - ширина проезжей части;
Вз - высота застройки зданий.
Стоимость ущерба для здоровья и ВВП от воздействия в течение часа на одного человека вредных выбросов такой концентрации, которая эквивалентна удельному приведенному выбросу Oпривед_в, у.с./чел., определяется по формуле:
Cyв =- 0.005 , у.с/чел.
Удельное (на 1 км) число потребителей экологического воздействия определяется следующим образом. Принимается:
1)водители
В = , чел/км, (2.9)
где Дот - доля общественного транспорта в потоке, Дот = 0,02;
Ид - интенсивность движения, авт./ч;
V - скорость движения, км/ч;
2) пешеходы
П = , чел./км, (2 10)
где Идп - суммарная интенсивность движения пешеходов, чел./ч,
Идп =-100 чел.ч;
Vn - скорость движения пешеходов, км/ч, Vn = 4-км/ч;
3) жители
Ж= 200 чел./км.
Годовые потери от выбросов определяются по формуле
Пгв = Пф – Пэ, у.е./год, (2.11)
где Пф- фактические потери от выбросов;
Пэ - эталонный (нормативные) потери. V = 60 км/ч;
потери от выбросов в атмосферу
Пв = [О проив в · Сув + ] · Фг · S · Ксэ, у.е./год, (2.12)
где Сув - стоимость ущерба в народном хозяйстве (потери ВВП) от 1 кг приведенных (по СО) выбросов в атмосферу, у.е./кг, Сувг = 0,025 у.е./кг -город, Сувз = 0,010 у.е./кг - загород;
Фг - годовой фонд времени, ч/год (см. п.5.1);
S - протяженность участка, км, S = 4,783 км;
Ксэ - социальный коэффициент экологических потерь, Ксэ = 1,5.
Потери от транспортного шума определяются в следующей последовательности:
1) уровень производимого шума;
2) уровень приведенного (к потребителю) шума;
3) годовые потери от шума;
4) коэффициент потерь национального дохода;
Уровень-производимого шума определяется по формуле
Уш = 4,3 + 10 · lg [Ид · V2 · (14 · Кпн - 13)] + ∑ПС, дБА, (2.13)
где Ппроизв ш - сумма поправок при расчете производимого шума,
Ппроизв ш = Пу +Птп + Пш/в + Пв + Пдс, дБА, (2.14)
где Пу - поправка на уклон;
|
|
Птп - поправка на тип покрытия. (Птп = 0 - асфальтобетон);
Пш/в - поправка на отношение ширины улицы к сумме высот застройки:
Пв - поправка на возраст ТС;
Пдс - поправка на дисперсию скорости
Пдс = 40 – lg (1 + Iv)
Уровень приведенного шума определяется по формуле
Упривед ш = Уш + Ппривед ш, дБА, (2.16)
где Ппривед ш - сумма поправок при расчете приведенного шума, дБА,
Ппривед ш = Пв + Пн + Пж + Пэкр
Коэффициент потерь национального дохода определяется по формуле
Кпнд = 1,8 · 10-7 · Упривед ш 3,39 – 0,0312. (2.17)
Готовые потери от шума определяются по формуле
Пгш = Пф – Пэ, у.е/год, (2.18)
Где Пэ – нормативные (эталонные) потери от шума,
Пэ = , у.е./год (2.19)
Где Днд – доля национального дохода (ВВП), приходящаяся на 1 чел./ч., принимается Днд = 0,25 у.е./ч.
Суммарные экологические потери определяются по формуле
Пэк = Пгш + Пш, у.е./год. (2.20)
Результаты расчетов заносятся в табл. 5.4…5.6.
Из расчетов видно, что внедрение предлагаемого плана координации позволяет существенно уменьшить суммарные экологические потери:
Пэк = ∑(Пэк сущ – Пэк пред) = 478430 – 45238) + (934856 – 40281) + (184644 – 4496) = 1507915 у.е./год. (2.21)
Таблица 2.4
Результаты расчета экологических потерь на заданном перегоне для пикового режима
Параметр | Индекс | Размерность | Значения показателей | |||||||
существующий | предлагаемый | эталонный | ||||||||
Интенсивность движения суммарная | Ид | авт./ч | ||||||||
Коэффициент приведения динамический | Кпд | - | 1,15 | |||||||
Скорость движения. | V | км/ч | ||||||||
Коэффициент вариации распределения скорости движения | кв | - | 0,75 | 0,03 | 0,00 | |||||
Интенсивность движения пешеходов суммарная | Идп | чел./ч | ||||||||
Отношение ширины улицы к высоте застройки | ш/в | м/м | 130/20 | |||||||
Протяженность участка | S | км | 4,783 | |||||||
Средний возраст транспортных средств | Кв | лет | ||||||||
Число рядов деревьев | ч | - | ||||||||
Доля маршрутного пассажирского транспорта/дол я электротранспорта | Дмт/Дэлт, | - | 0,02/0,01 | |||||||
Удельные произведенные выбросы | Впроизв у | кг/км | 1151,1 | 147,21 | 66,1 | |||||
Улельное число потребителей Пу | водители | В | чел./км | 296,8 | 175,1 | 153,3 |
пешеходы | П | чел./км | ||||
жители | ж | чел./км | ||||
Удельные приведенные (к потребителю) выбросы В привед у | водители | в | кг/км | 1151,06 | 147,2 | 66,1 |
пешеходы | п | кг/км | 477,44 | 61,06 | 27,42 | |
жители | ж | кг/км | 402 Д 2 | 51,43 | 23,09 | |
Потери от выбросов | п | у.е./год | - | |||
Производимый уровень шума | Уш | дБА | 84,28 | 79,57 | 80,3 | |
Приведенный (к потребителю) уровень шума Уш привед | водители | в | дБА | 72,28 | 67,57 | 68,3 |
пешеходы | п | ДБА. | 75.09 | 70,38 | 71,11 | |
жители | ж | дБА | 60,58 | 55,87 | 56,59 | |
Потери от шума | пш | у.е./год | - | |||
Суммарные экологические потери | Пэк | у.е./год |
Таблица 2.5
|
|
Результаты расчета экологических потерь на заданном перегоне
для рабочего режима
Параметр | Индекс | Размерность | Значения показателей | ||||||||
существующий | предлагаемый | эталонный | |||||||||
Интенсивность движения суммарная | Ид | авт./ч | |||||||||
Коэффициент приведения динамический | - | 1,15 | |||||||||
Скорость движения | V | км/ч | |||||||||
Коэффициент вариации распределения скорости движения | кв | - | 0,66 | 0,03 | 0,00 | ||||||
Интенсивность движения пешеходов суммарная | Идп | чел./ч | |||||||||
Отношение ширины улицы к высоте застройки | ш/в | м/м | 130/20 | ||||||||
Протяженность участка | S | км | 4,783 | ||||||||
Средний возраст транспортных средств | Кв | лет | |||||||||
Число рядов деревьев | ч | — | |||||||||
Доля маршрутного пассажирского транспорта/доля электротранспорта | 0,02/0,01 | ||||||||||
Удельные произведенные выбросы | В произв у | кг/км | 536,8 | 63.2 | 49,6 | ||||||
Удельное число потребителей | водители | в | чел./км | 186,5 | 119.1 | 115,0 | |||||
пешеходы | П | чел./км | |||||||||
жители | ж | чел./км | |||||||||
Удельные приведенные (к потребителю) выбросы Вприед у | водители | в | кг/км | 536.78 | 63.22 | 49,57 | |||||
пешеходы | п | кг/км | 222.65 | 26,22 | 20,56 | ||||||
жители | ж | кг/км | 187,52 | 22,09 | 17,32 | ||||||
Потери от выбросов | Пв | у.е./год | |||||||||
Производимый уровень шума | Уш | дБА | S3.65 | 79.26 | 79,05 | ||||||
Приведенный (к потребителю) уровень 1нумаУш прив | водители | в | дБА | 1.65 | 67.26 | 67,05 | |||||
пешеходы | п | дБА | 74,46 | 70,07 | 69,86 | ||||||
жители | ж | дБА | 59,95 | 55,56 | 55,35 | ||||||
Потери от шума | пш | у.е./год | - | ||||||||
Суммарные экологические потери | Пэк | у.е./год | - | ||||||||
Таблица 2.6
Результаты расчета экологических потерь на заданном перегоне для слабонагруженного режима
Параметр | Индекс | Размерность | Значения показателей | ||||||||
существующий | предлагаемый | эталонный | |||||||||
Интенсивность движения суммарная | ид | авт./ч. | |||||||||
Коэффициент приведения динамический | Кпд | - | 1,15 | ||||||||
Скорость движения | V | км/ч | |||||||||
Коэффициент вариации распределения скорости движения | кв | 0,48 | 0.03 | 0,00 | |||||||
Интенсивность движения пешеходов суммарная | идп | чел./ч | |||||||||
Отношение ширины улицы к высоте застройки | ш/в | м/м | 130/20 | ||||||||
Протяженность участка | S | КМ | 4,783 | ||||||||
Средний возраст транспортных средств | Кв | лет | |||||||||
Число рядов деревьев | ч | - | |||||||||
Доля маршрутного пассажирского транспорта/доля электротранспорта | Дмт/Дэлт | 0,02/0,01 | |||||||||
Удельные произведенные выбросы | Впроизв у | кг/км | 192,7 | '34,0 | 33,1 | ||||||
Удельное число потребителей Пу | водители | в | чел./км | 100,2 | 71,5 | 76,7 | |||||
пешеходы | п | чел./км | |||||||||
жители | ж | чел. /км | |||||||||
Удельные приведенные | водители | в | кг/км | 192,68 | 34,02 | 33,05 | |||||
(к потребителю) выбросы | пешеходы | п | кг/км | 79,92 | 14,11 | 13,71 | |||||
Впривед у | жители | ж | кг/км | 67,31 | 11.88 | 11,55 | |||||
Потери от выбросов | Пв | у.е./год | - | ||||||||
Производимый уровень шума | Уш | дБА | 81,78 | 78,33 | 77,29 | ||||||
Приведенный (к потребителю) уровень шума Уш привед | в | ДБА | 69,78 | 66,33 | 65,29 | ||||||
п | дБА | 72.59 | 69,14 | 68,10 | |||||||
ж | ДБЛ | 5S.07 | 54,62 | 53,58 | |||||||
Потери от шума | пг | у.е./год | 4S990 | - | |||||||
Суммарные экологические потери | Пэк | у.е./год | - | ||||||||