Расчет экологических потерь

Автомобиль - один из самых главных загрязнителей окружающей среды. По оценкам исследователей, вредные выбросы автомобилей - около 30 различных компонентов - составляют в развитых странах около половины всех выбросов в атмосферу. Загрязнение окружаю­щей среды - бедствие, которое не только отражается на здоровье конкретного человека, но и угрожает самому существованию челове­чества. Установлено, например, что на расстоянии до 150 м от оси дорог I-III категория, т.е. с интенсивностью выше 2000 авт./сут, нель­зя выращивать и собирать пищевые продукты, т.к. они содержат недопустимую концентрацию вредных веществ.

Экологическими потерями являются выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение воды и почвы, воздействие шумя и вибрации.

Основными причинами повышенного уровня экологических потерь являются перегрузки отдельных участков дороги; повышен­ный уровень маневрирования интенсивных потоков транспорта, включая торможения, остановки и разгоны; вынужденное снижение скорости и движение на неэкономичных режимах; перепробег в любых его проявлениях; неудовлетворительное техническое со­стояние транспортных средств и т.д.

В экологических потерях различается произведенный и потреб­ленный вред. Одно дело, например, если нагруженная городская магистраль проложена через незаселенную промышленную зону, и совсем другое дело, когда эта же магистраль проходит через густо­населенные жилые районы с вплотную примыкающими жилыми зданиями, многолюдными торговыми центрами и т.д. Очевидно, при одинаковом произведенном вреде потребляемый вред во вто­ром случае будет несопоставимо большим.

Действие экологических потерь отложено во времени на доволь­но значительный период. Его опасность заключается в том, что ре­зультаты могут оказаться непредсказуемо страшными и в конечном чете привести к гибели всего живого. В денежном эквиваленте, по германским оценкам, экологические потери стоят на втором месте, уступая экономическим и превышая аварийные. По сегодняшним оценкам, в будущем значимость экологических потерь существенно возрастет.

Потери от выбросов в атмосферу рассчитываются в следую­щей последовательности:

1) удельный объем произведенных выбросов;

2) удельный объем и стоимость ущерба от приведенных (к по­требителю) выбросов;

3) удельное число потребителей экологического воздействия;

4) годовые потери от выбросов.

Удельный (на 1 км) объем произведенных выбросов определя­ется по формуле:

Опроизв в = Идр * m * [Кпн * (Кивс * Кивд - 1) + Кв * Kивс • Kивд], кг/км,

Где m - базовое значение суммарных приведенных (по СО) выбросов легкового автомобиля, кг/км, принимается m = 0,02 кг/км;

Идр - расчетная (без электротранспорта) интенсивность движе­ния, авт./ч,

Идр = Ид[1-Дэлт * (1+Кп элт - Кп)], (2.4)

где Ид - интенсивность движения исследуемого транспортного по­тока, авт./ч;

Дэлт - доля электротранспорта в транспортном потоке, Дэлт = 0,01;

Кп элт - динамический коэффициент приведения электротранс­порта,

Кп элт = 2 (троллейбусы);

Кивс - коэффициент изменения выбросов от скорости, определя­ется из зависимости удельных приведенных (по СО) выбросов лег­ковых автомобилей от скорости движения потока, Кивс = 1;

Кивд - коэффициент изменения выбросов от дисперсии скорости

ивд = 1),

Кивд = ,

Кв - коэффициент возраста транспортных средств,

Кв = ∆Вб * Кпвб * Кпвд + ∆Вд * Кквб * Кпвд, (2.6)

где ∆Вб - приращение выбросов от возраста автомобилей с бензи­новым двигателем, ∆Вб = 0,79;

ДВД - приращение выбросов автомобилей с дизельным двига­телем, ДВд = 0,2:

Кпвб и Кпвд - коэффициенты приращения выбросов от возраста ТС с бензиновыми и дизельными двигателями;

Квс - коэффициент вариации распределения скоростей потока..

Удельный объем приведенных (к потребителю) выбросов оп­ределяется по формуле

Опривед в = Опроив в * Кзп кг/км, (2.7)

где К зп- коэффициент защиты потребителей i-й категории.

Для расчета удельного числа потребителей рассматриваются 3 категории потребителей: 1 - водители и пассажиры; 2 пешехо­ды, 3 -жители прилегающих зданий. Принимается:

1)водители

Кзп1 = 1;

2) пешеходы

Кзп2 = ,

где Р2 - расстояние от середины траектории ближайшего ТП до се­редины тротуара, м, Р2 = 17 м;

К 2 - число рядов кустарников и деревьев, эффективно защищаю­щих пешеходов от экологического воздействия, К2 = 1;

3) жители

Кзп3 = ,

где К3 - число рядов кустов и деревьев, эффективно защищающих жителей прилегающих зданий, К3 = 1;

Р3 - расстояние (по диагонали) от траектории движения бли­жайшего ТП до средних по высоте окон застройки, м;

Рз = , м; (2.8).

где Шк - ширина улицы в красных линиях;

Шп - ширина проезжей части;

Вз - высота застройки зданий.

Стоимость ущерба для здоровья и ВВП от воздействия в течение часа на одного человека вредных выбросов такой концентрации, кото­рая эквивалентна удельному приведенному выбросу Oпривед_в, у.с./чел., определяется по формуле:

Cyв =- 0.005 , у.с/чел.

Удельное (на 1 км) число потребителей экологического воз­действия определяется следующим образом. Принимается:

1)водители

В = , чел/км, (2.9)

где Дот - доля общественного транспорта в потоке, Дот = 0,02;

Ид - интенсивность движения, авт./ч;

V - скорость движения, км/ч;

2) пешеходы

П = , чел./км, (2 10)

где Идп - суммарная интенсивность движения пешеходов, чел./ч,

Идп =-100 чел.ч;

Vn - скорость движения пешеходов, км/ч, Vn = 4-км/ч;

3) жители

Ж= 200 чел./км.

Годовые потери от выбросов определяются по формуле

Пгв = Пф – Пэ, у.е./год, (2.11)

где Пф- фактические потери от выбросов;

Пэ - эталонный (нормативные) потери. V = 60 км/ч;

потери от выбросов в атмосферу

Пв = [О проив в · Сув + ] · Фг · S · Ксэ, у.е./год, (2.12)

где Сув - стоимость ущерба в народном хозяйстве (потери ВВП) от 1 кг приведенных (по СО) выбросов в атмосферу, у.е./кг, Сувг = 0,025 у.е./кг -город, Сувз = 0,010 у.е./кг - загород;

Фг - годовой фонд времени, ч/год (см. п.5.1);

S - протяженность участка, км, S = 4,783 км;

Ксэ - социальный коэффициент экологических потерь, Ксэ = 1,5.

Потери от транспортного шума определяются в следующей последовательности:

1) уровень производимого шума;

2) уровень приведенного (к потребителю) шума;

3) годовые потери от шума;

4) коэффициент потерь национального дохода;

Уровень-производимого шума определяется по формуле

Уш = 4,3 + 10 · lg [Ид · V2 · (14 · Кпн - 13)] + ∑ПС, дБА, (2.13)

где Ппроизв ш - сумма поправок при расчете производимого шума,

Ппроизв ш = Пу +Птп + Пш/в + Пв + Пдс, дБА, (2.14)

где Пу - поправка на уклон;

Птп - поправка на тип покрытия. (Птп = 0 - асфальтобетон);

Пш/в - поправка на отношение ширины улицы к сумме высот за­стройки:

Пв - поправка на возраст ТС;

Пдс - поправка на дисперсию скорости

Пдс = 40 – lg (1 + Iv)

Уровень приведенного шума определяется по формуле

Упривед ш = Уш + Ппривед ш, дБА, (2.16)

где Ппривед ш - сумма поправок при расчете приведенного шума, дБА,

Ппривед ш = Пв + Пн + Пж + Пэкр

Коэффициент потерь национального дохода определяется по формуле

Кпнд = 1,8 · 10-7 · Упривед ш 3,39 – 0,0312. (2.17)

Готовые потери от шума определяются по формуле

Пгш = Пф – Пэ, у.е/год, (2.18)

Где Пэ – нормативные (эталонные) потери от шума,

Пэ = , у.е./год (2.19)

Где Днд – доля национального дохода (ВВП), приходящаяся на 1 чел./ч., принимается Днд = 0,25 у.е./ч.

Суммарные экологические потери определяются по формуле

Пэк = Пгш + Пш, у.е./год. (2.20)

Результаты расчетов заносятся в табл. 5.4…5.6.

Из расчетов видно, что внедрение предлагаемого плана координации позволяет существенно уменьшить суммарные экологические потери:

Пэк = ∑(Пэк сущ – Пэк пред) = 478430 – 45238) + (934856 – 40281) + (184644 – 4496) = 1507915 у.е./год. (2.21)

Таблица 2.4

Результаты расчета экологических потерь на заданном перегоне для пикового режима

Параметр Индекс Размер­ность Значения показателей    
существующий предлагаемый эталонный  
             
Интенсивность движения суммарная Ид авт./ч    
Коэффициент приведения динамический Кпд - 1,15  
Скорость движения. V км/ч        
Коэффициент вариации распределения скорости движения кв - 0,75 0,03 0,00  
Интенсивность движения пешеходов суммарная Идп чел./ч    
Отношение ширины улицы к высоте застройки ш/в м/м 130/20  
Протяженность участка S км 4,783  
Средний возраст транспортных средств Кв лет    
Число рядов деревьев ч -    
Доля маршрутного пассажирского транс­порта/дол я электротранспорта Дмт/Дэлт, - 0,02/0,01  
Удельные произведенные выбросы Впроизв у кг/км 1151,1 147,21 66,1
                     
Улельное число потребителей Пу водители В чел./км 296,8 175,1 153,3
пешеходы П чел./км  
жители ж чел./км  
Удельные приведенные (к потребителю) выбросы В привед у водители в кг/км 1151,06 147,2 66,1
пешеходы п кг/км 477,44 61,06 27,42
жители ж кг/км 402 Д 2 51,43 23,09
Потери от выбросов п у.е./год     -
Производимый уровень шума Уш дБА 84,28 79,57 80,3
Приведенный (к потребителю) уровень шума Уш привед водители в дБА 72,28 67,57 68,3
пешеходы п ДБА. 75.09 70,38 71,11
жители ж дБА 60,58 55,87 56,59
Потери от шума пш у.е./год     -
Суммарные экологические потери Пэк у.е./год      

Таблица 2.5

Результаты расчета экологических потерь на заданном перегоне

для рабочего режима

Параметр Индекс Размер­ность Значения показателей
существующий предлагаемый эталонный
           
Интенсивность движения суммарная Ид авт./ч  
Коэффициент приведения динамический   - 1,15
Скорость движения V км/ч      
Коэффициент вариации распределения скорости движения кв - 0,66 0,03 0,00
Интенсивность движения пешеходов суммарная Идп чел./ч  
Отношение ширины улицы к высоте застройки ш/в м/м 130/20
Протяженность участка S км 4,783
Средний возраст транспортных средств Кв лет  
Число рядов деревьев ч  
Доля маршрутного пассажирского транс­порта/доля электротранспорта     0,02/0,01
Удельные произведенные выбросы В произв у кг/км 536,8 63.2 49,6  
Удельное число потребителей водители в чел./км 186,5 119.1 115,0  
пешеходы П чел./км    
  жители ж чел./км    
Удельные приведенные (к потребителю) выбросы Вприед у водители в кг/км 536.78 63.22 49,57  
пешеходы п кг/км 222.65 26,22 20,56  
жители ж кг/км 187,52 22,09 17,32  
Потери от выбросов Пв у.е./год        
Производимый уровень шума Уш дБА S3.65 79.26 79,05  
Приведенный (к потребителю) уровень 1нумаУш прив водители в дБА 1.65 67.26 67,05  
пешеходы п дБА 74,46 70,07 69,86  
жители ж дБА 59,95 55,56 55,35  
Потери от шума пш у.е./год     -  
Суммарные экологические потери Пэк у.е./год     -  
                       

Таблица 2.6

Результаты расчета экологических потерь на заданном перегоне для слабонагруженного режима

Параметр Индекс Размер­ность Значения показателей  
существующий предлагаемый эталонный  
             
Интенсивность движения суммарная ид авт./ч.      
Коэффициент приведения динамический Кпд -   1,15  
Скорость движения V км/ч        
Коэффициент вариации распределения скорости движения кв   0,48 0.03 0,00  
Интенсивность движения пешеходов суммарная идп чел./ч      
Отношение ширины улицы к высоте застройки ш/в м/м 130/20  
Протяженность участка S КМ   4,783  
Средний возраст транспортных средств Кв лет      
Число рядов деревьев ч -    
Доля маршрутного пассажирского транс­порта/доля электротранспорта Дмт/Дэлт   0,02/0,01  
Удельные произведенные выбросы Впроизв у кг/км 192,7 '34,0 33,1
Удельное число потребителей Пу водители в чел./км 100,2 71,5 76,7
пешеходы п чел./км  
  жители ж чел. /км  
Удельные приведенные водители в кг/км 192,68 34,02 33,05
(к потребителю) выбросы пешеходы п кг/км 79,92 14,11 13,71
Впривед у жители ж кг/км 67,31 11.88 11,55
Потери от выбросов Пв у.е./год     -
Производимый уровень шума Уш дБА 81,78 78,33 77,29
Приведенный (к потребителю) уровень шума Уш привед в ДБА 69,78 66,33 65,29
п дБА 72.59 69,14 68,10
ж ДБЛ 5S.07 54,62 53,58
Потери от шума пг у.е./год 4S990   -
Суммарные экологические потери Пэк у.е./год     -
                       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: