Психоанализ

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Психоанализ – учение, признающее особую роль бессознательного в динамике развития личности. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.

Фрейдизм – учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда, кроме психоанализа, содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.

Главные теоретики: Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Хайнц Кохут. К. Юнг, Э. Фромм

Основные положения теории:

· Выделяется два вида инстинктов: эротические, или инстинкты жизни (эрос) и разрушительные, или инстинкты смерти (танатос);

· Энергия инстинктов жизни называется «либидо». Либидо– одно из основных понятий психоанализа, обозначающее некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека. Люди в значительной степени мотивированы принципом удовольствия;

· В основе первичной группы лежат либидозные по своему характеру связи и отношения. Ключевой фигурой, по отношению к которой остальные члены группы выстраивают свои отношения, является лидер группы. В группе устанавливается два ряда отношений: сначала происходит выстраивание своего отношения к лидеру, а затем – к другим членам группы. Таким образом, устанавливается и два ряда эмоциональных связей: а) между Я» (1921). В основу членами группы; б) между каждым членом группы и лидером. Причем детерминируют отношения членов группы между собой. Лидер в группе является своего рода изображением отца, и отношение с ним строится по модели отношения с отцом. Члены группы, испытывая влияние лидера, признавая его качества, как бы передают ему часть самостоятельности и ответственности за свои поступки. В то же время сам лидер не имеет определенных приоритетов в симпатиях к тому или иному члену группы. Это влияет на амбивалентность (противоречивость) чувств к нему со стороны остальных: с одной стороны – признание его лидерства, с другой – подавление собственной враждебности, как следствие осознания частичной утраты своего психологического суверенитета и ограничения в реализации интернализованного образа отца. С утратой эмоциональных связей и нарушением отношений с лидером группа распадается;

· В состав психического аппарата входят следующие структуры: Ид – Оно (бессознательное, борется за инстинктивное удовлетворение), Супер-эго – Сверх-Я (влияние родителей и морали) и Эго – Я (выполнение инстинктивных требований на основе принципа реальности). Ведущую роль в человеческом поведении играет бессознательное. Личность состоит из 3х образований: 1) бессознательное «Оно», 2) сознание «Я», 3) совесть «Сверх –Я». Эго имеет трех руководителей – внешний мир, Ид и Супер-эго, и каждый из них может вызывать тревогу. Психическая энергия распределена между трех структур, которые могут гармонировать или конфликтовать друг с другом;

· Акцент делается на раннем детстве и на психосексуальных стадиях развития. Люди сексуальны с рождения, хотя склонны забывать об этом обстоятельстве. Между полами имеются некоторые различия в сексуальном развитии, в частности различия, связанные с Эдиповым комплексом (влечение мальчика к матери как первой женщине и вытеснение отца) или комплексом Электры (влечение девочки к отцу как к первому мужчине и вытеснение матери).

· Влечения бессознательного, находятся в противоречии с нормами культуры. Психическое и социальное развитие человека идёт через установление баланса между инстинктами и культурными нормами

· Признается важность бессознательного и защитных механизмов Эго. Психическая жизнь существует на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях. Главная задача - сделать неосознаваемое осознаваемым для устранения невротического симптома;

· Пока Эго ребенка слабо, оно склонно развивать защитные механизмы, чтобы отражать сильные импульсы, исходящие от Ид. Чрезмерное подавление ранних сексуальных переживаний может привести к неврозу. Ослабленное Эго не имеет доступа к материалу и подавленные импульсы преобразуются в невротические симптомы;

· Механизмами психологической защиты могут быть: подавление (насильственный запрет на переживания), проекция (приписывание другим вытесненных переживаний); рационализация (разумное объяснение иррациональных поступков), инверсия (достижение цели способами, противоречащими ранее избранным и приемлемым в социуме); отрицание (вытеснение воспоминания о переживании как невозможном); самообвинение (критика себя с целью самооправдания); регрессия (возвращение к детским способам защиты); сублимация (вытеснение травмирующих переживаний через продукты творческой или продуктивной деятельности).

· Способ осознания подлинной причины невротических проявлений – интерпретация проявлений бессознательного;

· Психолог помогает сделать бессознательное сознательным посредством снятия подавления, произошедшего в детстве, заполнения провалов в памяти и создания возможности выносить суждения, опираясь на силу Эго, а не используя его слабость, имевшую место в прошлом. Он способствует тому, чтобы клиент прошел через нерешенные стадии развития; помогает клиенту научиться справляться с трудностями и адаптироваться.

В дальнейшем на базе психоанализа возникает неофрейдизм, взгляды представителей которого, в отличие от 3. Фрейда, связаны с признанием существенной роли общества в формировании личности и с отказом от рассмотрения органических потребностей как единственной основы» социального человеческого поведения.

Примерами теорий, непосредственно использующих идеи классического психоанализа, являются теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В них предпринимается попытка рассмотрения процессов, происходящих в группе, что расширяет область исследуемых явлений, выводя их из рамок, ограниченных диадическим взаимодействием или взаимодействием в триаде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: