Индивидуальная психология адлера

Главные теоретики: Альфред Адлер, Рудольф Дрейкурс, Томас Суини.

Основные положения теории:

Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации; важность порядка рождения ребенка, состава семьи, стиля жизни и телеологических (будущих) целей как главных факторов личностного роста и развития

· Личность – неделимая целостность, являющаяся интегральной частью социума, а индивидуальность – это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни;

· В консультировании и коррекции важен учет трех моментов: прошлого опыта клиента; настоящей ситуации и направления движения;

· Первичная адаптация к жизни (прототип) формируется от 3 до 5 лет, большинство прототипов неосознаваемы, они становятся костяком, обрастают смыслами и обладают направляющей силой;

· Человеческое поведение носит целенаправленный характер; цели человека не меняются в течение жизни, а изменяется система отношений

· Неполноценность, ее компенсация и социальная среда – это три составляющих, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству;

· Люди живут вымыслом, определяя с помощью него свои цели, определяя тем самым свое поведение и стиль жизни, поэтому на поведение человека больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого;

· Удовлетворенность жизнью исходит из социального интереса как основы человеческого существования;

· Здоровая личность – это личность, которая имеет социальное личностное чувство (принадлежность к дому, вере, общности, человечность, оптимизм); социально-ориентированное поведение (помощь, участие, кооперация, эмпатия, реформирование, уважительность) и когнитивные допущения, ориентированные на социум («Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других», «Мои личные цели достигнуты во благо общества», «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы они обращались ко мне».

· Возможны четыре ошибки в «картине мира клиента»: недоверие, себялюбие, нереалистические амбиции, недостаток уверенности.

· Психолог помогает найти ошибку в «картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы; культивирует социальные интересы; снижает чувство неполноценности; исправляет искаженные представления и ошибочные цели, развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям через действие по принципу «как будто бы».

Примерами теорий, непосредственно использующих идеи классического психоанализа, являются теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В них предпринимается попытка рассмотрения процессов, происходящих в группе, что расширяет область исследуемых явлений, выводя их из рамок, ограниченных диадическим взаимодействием или взаимодействием в триаде.

Итак, теоретическим источником своих взглядов большинство психологов данного направления называют учение 3. Фрейда. Социально-психологические взгляды Фрейда в наиболее концентрированном виде выражены в его работе «Массовая психология и анализ человеческого интерпретации межличностных отношений» он положил раскрытие психологических механизмов семьи, как первичной группы и прототипа групповых отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: