БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ, НАРКОЛОГИИ
И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В.А.Руженков, Я.А.Чернева
МЕДИЦИНСКАЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебное пособие
Белгород - 2011
УДК
ББК
Руженков В.А., Чернева Я.А. Медицинская конфликтология: Учебное пособие. – Белгород, 2011. – 143 с.
Р83
Рецензенты:
© В.А.Руженков, 2011
© БелГУ, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | |
Тема 1. Конфликты: общие характеристики | |
1.1. Определение конфликта | |
1.2. Виды конфликтов | |
1.3. Социальные конфликты | |
1.4. Основные стадии развития конфликта | |
1.5. Межличностные конфликты | |
1.5.1.Определение и факторы возникновения межличностного конфликта | |
1.5.2. Стили поведения субъектов в ситуации конфликта | |
1.6. Внутриличностные конфликты | |
Тема 2. Конфликты в медицине | |
2.1. Уровни конфликтов в медицине | |
2.2. Противоречия, из-за которых возникают конфликтыв системе здравоохранения | |
2.3. Конфликты в системе врач – больной | |
2.4. Причины и условия возникновения конфликтов в медицине | |
2.5. Стороны и предмет конфликта в медицине | |
Тема 3. Технологшии разрешения конфликтов | |
3.1. Методы разрешения межличностных конфликтов | |
3.2. Психологическая профилактика конфликтов в коллективе | |
3.3. Переговоры – основа разрешения разногласий и конфликтов | |
3.4. Стадии переговоров | |
3.5. Стратегии и типы переговоров | |
Тема 4. Разрешение производственных конфликтов | |
4.1. Возможности разрешения производственных конфликтов | |
4.2. Способы предупреждения производственных конфликтов | |
4.3. Технологии предупреждения конфликтов сотрудников | |
4.4. Технологии нормализации взаимоотношений | |
4.5. Избегание конфликтов на работе | |
4.6. Установление отношений с коллегами по работе | |
4.7. Сплетни на работе и их влияние на производственный микроклимат | |
Тема 5. Агрессия и конфликты | |
5.1. Определение и виды агрессии | |
5.1.1. Агрессия: определение | |
5.1.2. Структурные компоненты агрессии | |
5.1.3. Типология агрессии и агрессивности | |
5.1.4. Факторы, детерминирующие агрессию | |
5.2. Основные теории агрессии | |
5.3. Становление агрессивного поведения в детском возрасте | |
5.4. Методы исследования агрессии | |
5.5. Определение и типология аутоагрессии | |
5.6. Методы профилактики агрессии | |
Тема 6. Суицидальное поведение | |
6.1. Суицидальное поведение: определение, основные теории | |
6.1.1. Суицидальное поведение: определение | |
6.1.2. Суицидальное поведение: основные теории | |
6.2. Этапы формирования суицидального поведения | |
6.3. Виды суицидального поведения | |
6.4. Пресуицидальный и постсуицидальный периоды | |
6.4.1. Предсуицидальный период | |
6.4.2. Постсуицидальный период | |
6.5. Аутодеструктивное поведение | |
6.6. Методы профилактики суицидального поведения | |
Приложение. Материалы для лабораторных занятий | |
Лабораторное занятие №1. Тема: Изучение стратегии и тактики поведения личности в конфликте | |
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса | |
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири | |
Лабораторное занятие №2. Тема: Диагностика агрессивного поведения | |
Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки | |
Тест «Несуществующее животное» | |
Лабораторное занятие №3. Тема: Изучение стратегии и тактики ведения переговоров | |
Основная литература |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
|
|
Социальная роль медицины является предметом широкого общественного обсуждения в постреформенной России. Реализация Национального проекта «Здоровье» позволила решить некоторые насущные задачи, но породила и новые проблемы. Манифестацией конфликтогенности отечественной медицины и здравоохранения является падение престижа профессии врача в обществе. Это явление нельзя объяснить некими цивилизационными изменениями, поскольку в других развитых странах ничего подобного не наблюдается. Но в мире, как и в нашей стране, отмечаются другие кризисные признаки в развитии медицины и здравоохранения. К ним можно отнести расширение медикализации, присвоение медициной функций социального контроля, транснациональное расширение фармацевтического рынка, смена моделей взаимоотношения врача и пациента как результат коммерциализации медицины, изменение конфигурации медицинских практик под влиянием новых биотехнологий и др. К сугубо цивилизационным изменениям, безусловно, следует отнести расширение сфер жизни под медицинским контролем – от медицины «life style» до эвтаназии.
Таким образом, конфликтогенный потенциал медицины как социального института проявляется на всех уровнях общественной жизни. В то же время, его изучение носит дискретный характер и содержит немало «белых пятен». Так, с нашей точки зрения, почти отсутствует или вскользь осмысливается сущность конфликта в системе здравоохранения, в медицине как системе интерсубъектных взаимодействий и взаимоотношений. В то же время, конфликты в корпоративной среде медицинских профессионалов — это реальный факт, который невозможно отрицать и который существует не только в границах социопрофессиональной группы медицинских работников, но и проецируется за ее пределы — на отношения с субъектами, находящимися в поле данной деятельности, в частности, с потребителями медицинских услуг. Основная проблема описанной модели заключается в том, что конфликт стереотипно воспринимается только с негативной стороны, в то время как представлениям о позитивной функции конфликта в системе институциональных отношений медицины не находится место.
Тема 1