При улучшении бизнес процессов встает вопрос, насколько сильно нужно менять данный бизнес-процесс. Это зависит от целей, которые преследует организация. Существуют два подхода.
Первый известен под названием реинжиниринга бизнес-процесса – BPR - (Business Process Reengineering) и представляет технологии проведения «сильных», революционных изменений деятельности организации. Реинжиниринг бизнеса – это кардинальное изменение существующей структуры управления и производства компании, характеризующееся тем, что параметры процесса улучшаются в разы, а не на несколько процентов.
Его разработчики М. Хаммер и Д. Чампи считают, что в настоящее время в эпоху все возрастающей скорости изменений и прессинга конкурентов, резкая «ломка» бизнес-процессов является наиболее эффективным методом.
Другие специалисты считают, что конкурентоспособность компании целесообразно повышать, проводя небольшие, но постоянные улучшения бизнес-процессов. Они разработали концепцию всеобщего управления качеством – TQM (Total Qualiti Menegement), в которой заложено эволюционное совершенствование деятельности. В этом совершенствовании принимают участие все сотрудники организации «от уборщицы до директора» и все являются носителями и приверженцами культуры качества выполнения работ на своем месте.
|
|
Данная концепция объединила следующие подходы к улучшению бизнес-процессов, часто используемые на практике:
CPI – Continuous Process Improvement
(Э.Деминг) (непрерывное улучшение процесса).
BPI – Business Process Improvement
(Дж. Харрингтон) (улучшение административных процессов).
ISO 9000:2000 – серия международных стандартов управления качеством, поддерживающая усилия в направлении развития методов и философии TQM.
Таблица 7.4
Сравнительная характеристика технологий изменений
№ | Реинжиниринг | Постоянное совершенствование | |
Изменения | Разовые, значительные | Постоянные, незначительные | |
Анализ | Общий, неглубокий | Детальный, многоуровневый | |
Участие первых лиц | Значительное, лидирующее | Незначительное | |
Инициатива | Только «сверху» | «Снизу» при продержке «сверху» | |
Управление | Жесткое, непопулярное | Либеральное, без прессинга | |
Механизм реализации | Проект с серьезной подготовкой | Постоянно действующая система | |
Барьеры | Финансы, персонал | Персонал |
Технологии изменений могут предполагать использование различных методов и методик, освоенных к настоящему моменту и более или менее удачно сочетающихся с указанными технологиями.