Общая характеристика направления:
а) основной отправной пункт для анализа - не индивид, а процесс социального взаимодействия людей, средства его осуществления и регулирования;
б) тесная связь с когнитивистскими теориями и социологией;
в) ключевые понятия - "интеракция" и "роль";
д) основной теоретический источник - социально-психологические концепции Джорджа Мида - американского философа, социолога и социального психолога.
Основные направления:
1) символический интеракционизм;
2) ролевые теории;
3) теории референтной группы.
Теория символического интеракционизма - теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики.
Представители символического интеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. - уделяют особое внимание проблемам "символической коммуникации" (общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов).
Наиболее значимым трудом в области символического интеракционизма является работа Мида Джорджа Герберта (1863-1931) "Сознание, личность и общество" (1934г.). Дж. Мид - американский философ, социолог, социальный психолог, выражал идеи прагматизма, полагал, что человеческое "Я" имеет социальную природу и формируется в ходе социального взаимодействия.
|
|
Основные позиции, определяющие теоретическую суть символического интеракционизма, изложенные Дж. Мидом:
а) личность - продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом "символами", вызывают определенные реакции у собеседника. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован; б) для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя глазами другого; в) накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа "обобщенного другого". "Обобщенный другой" - понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны; г) поведение индивида определяется в основном тремя компонентами: структурой личности, ролью и референтной группой.
Структура личности включает три компонента:
"I" (Я) - импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него; "Me" (меня) - нормативное "Я", своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего "обобщенного другого" и направляющий действия личности на достижение успешной социальной интеракции; "Self" (самость) - совокупность импульсивного и нормативного "Я", их активное взаимодействие.
|
|
В символическом интеракционизме выделяются две школы - Чикагская (Г. Блумер) и Айовская (М. Кун).
Г. Блумер - представитель Чикагской школы символического интеракционизма. Выступал против эмпирического подтверждения выводов Д. Мида, утверждая, что для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь описательные методы, так как выражение личностью своих отношений и состояний складывается всякий раз различным образом. Считал, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным "Я" и нормативным "Я", постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения других людей. Вследствие того, что социальные установки человека постоянно изменяются, то делается вывод, что поведение можно объяснить, но нельзя предсказать. Ролевое поведение - это поисковый, динамичный и творческий процесс (делание роли).
М. Кун (Айовская школа) - автор «теории самооценки личности». Утверждал, что поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку личности, мы можем предсказать поведение этой личности.
Ролевое поведение трактуется как «исполнение», «проигрывание", «принятие» роли, что исключает его творческий характер.
М. Кун вводит следующее операциональное определение личности: "Операционально сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе, или на вопрос: "Кто Вы такой?", обращенный к нему другим лицом". Полученные в ходе проведенного исследования ответы испытуемых на этот вопрос были разделены на две категории:
а) характеризующие социальный статус и роль (студент, дочь, гражданин);
б) относящиеся к индивидуальной характеристике (толстый, невезучий, счастливый).
Из полученных ответов подавляющая часть относилась к первой категории, что означает большую значимость ролевых позиций для личности.
Таким образом, главным отличием интеракционистского направления является то, что этот подход пришел в социальную психологию из социологии, а не из традиционных психологических школ. Раскрывая важные социально-психологические механизмы взаимодействия индивидов в группе на межличностном уровне, представители данного направления в то же время все социальные связи сводят к межличностному общению.
31. Характеристика ролевых теорий
Представители ролевой теории: Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др.
Главная категория - "социальная роль", то есть совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе. Роль определяется как динамический аспект статуса. Статус - это "набор ролевых ожиданий" в отношении члена группы, которые подразделяются на "ожидания-права" и "ожидания-обязанности" индивида при исполнении им роли. Когда индивид осуществляет свои права и обязанности, вытекающие из его статуса, он исполняет соответствующую роль (Р. Линтон).
В понимании роли выделяются следующие аспекты:
а) роль как система ожиданий в обществе относительно поведения индивида;
б) роль как система специфических ожиданий индивида по отношению к своему поведению во взаимодействии с другими;
в) роль как наблюдаемое поведение индивида.
|
|
Существуют виды ролей: а) конвенциональные, формальные (в отношении них в обществе есть четкие общепринятые представления) и межличностные, неформальные (в отношении них нет единых представлений); б) предписанные (внешне заданные, не зависящие от усилий индивида) и достигнутые благодаря усилиям индивида; в) активные (исполняемые в данный момент) и латентные (потенциальные).
Кроме того, роли могут отличаться в зависимости от интенсивности их исполнения человеком, от степени его включенности в роль (от нулевой до максимальной включенности).
Восприятие и исполнение индивидом роли зависит от следующих условий:
а) знание роли; б) умение выполнять роль; в) интериоризация выполняемой роли.
Когда индивид не в состоянии выполнять предъявленные ролью требования возникает ситуация ролевого конфликта.
Выделяются конфликты двух типов: 1) межролевые конфликты - конфликт, возникающий тогда, когда индивид вынужден выполнять несколько ролей, но не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей; 2) внутриролевые конфликты - конфликт, когда требования, предъявляемые к носителям одной роли, вступают в противоречие в разных социальных группах.
Острота ролевого конфликта определяется двумя факторами:
а) чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызывать;
б) степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать ролевой конфликт.
Характер действий человека по преодолению ролевой напряженности -то есть состояния индивида в ситуации межролевого конфликта - ставится в зависимость от следующих обстоятельств:
а) субъективное отношение к роли ее исполнителя;
б) санкции, применяемые за исполнение или неисполнение роли;
в) тип ориентации исполнителя роли (ориентация на моральные ценности; прагматическая ориентация).
|
|
Исходя из этих факторов можно предсказать, какой способ решения конфликта предпочтет исполнитель роли.
Представитель "ролевого" направления - Э. Гоффман в работе "Человек в повседневном поведении" (1959) - выдвинул концепцию "социальной драматургии", где проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать свое поведение в соответствии с ожиданиями другого с тем, чтобы создать о себе более благоприятное впечатление. Для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь информацию друг о друге, средствами которой выступают: внешность; предыдущий опыт взаимодействия; слова и дела партнера (может управлять ими, создавая свой имидж).
При описании ролевого поведения вводит понятие "ролевой партии", используя театральную терминологию: "фасад" - окружение, внешность и манера поведения индивида;
"авансцена" - место, где происходит взаимодействие; "кулисы" - место, где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но недоступная для глаз аудитории.
32. Теории референтной группы
Представители: Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон.
Термин «референтная группа» был предложен в 1942 г. Г. Хайманом. Под ней он понимал группу людей, с которой человек сравнивал себя при определении своего статуса. Результатом сравнения с референтной группой является самооценка человеком своего статуса. В настоящее время большинством психологов под референтной группой понимается группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ценности и нормы данной группы, которая служит ему системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации. Референтная группа - группа людей, в чем-то значимых для индивида; групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.
В основе теории референтной группы лежат идеи У. Джемса об эмпирическом социальном «Я» и Дж. Мида об «обобщенном другом». Джемс подчеркивал, что социальное «Я» формируется у индивида в процессе его общения с другими людьми на основе того признания, которое он получает от других. Значение обобщенного другого, согласно Дж. Миду, определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества на индивида и его мышление.
Т.Ньюком понимал под «референтной» группу, к которой индивид относит себя психологически и поэтому разделяет ее нормы и ориентируется на них в своем поведении. Формирование установок является "функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам".
В связи с этим он выделял следующие референтные группы:
а) позитивные - вызывают стремление индивида быть принятым этой группой;
б) отрицательные - вызывают стремление у индивида выступить против нее. (пример: "бунт" подростка против родителей).
М. Шериф - автор работы "Основы социальной психологии" - подчеркивал важность референтной группы тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, в «систему отсчета» не только для самооценки, но и оценки явлений социальной жизни, формирования своей «картины мира». Он предложил различать актуальную группу «членства» и референтную группу, к которой индивид относит себя психологически.
Р.Мертон провел исследование среди американских солдат, в котором выявленные различия в социальных установках солдат, находившихся в одинаковых условиях, связывал с тем, что у них были различные референтные группы, с которыми они сравнивали свое положение (с теми, кто остался дома; с теми, кто был призван ранее и направлен на фронт).
У одного человека может быть одновременно несколько референтных групп, причем сила их воздействия разная.
Выделяются функции референтной группы:
а) нормативная - устанавливает стандарты поведения и заставляет индивида следовать им;
б) сравнительно-оценочная - эталон, с помощью которого индивид может оценивать себя и других.
Условия, в которых человек выбирает в качестве нормативной референтной группой не группу членства, а внешнюю группу:
а) если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам;
б) если человек изолирован в своей группе и имеет низкий статус;
в) чем больше у индивида социальная мобильность и больше возможностей изменить свой социальный статус, тем вероятней с его стороны выбор референтной группы с более высоким социальным статусом;
г) выбор референтной группы зависит от личностных характеристик индивида.
51.