Словарь основных психологических понятий

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени становления его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Аккомодация – термин Ж. Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия.

Амбивалентность (чувств) – наличие «нежных» и враждебных чувств, одновременно испытываемых человеком по отношению к одному и тому же лицу.

Ассимиляция – в теории Ж. Пиаже – это процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие схемы.

Архетип – в теории К. Г. Юнга – структурный компонент коллективного бессознательного. Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации.

Аттитюд – социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми.

Аутентичность (конгруэнтность) – в гуманистической психологии соответствие между представлением о себе и актуальной ситуацией.

Базальная тревога – термин, введенный К. Хорни и определяемый как чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире.

Бессознательное – 1) в широком смысле («описательном», по З. Фрейду) – те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида так понимаемого бессознательного: предсознательное и собственно бессознательное; 2) в более строгом («динамическом») смысле бессознательным может быть названо только то, осознание чего, в отличие от предсознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное в этом смысле может быть, по З. Фрейду, как самое «низкое» (безудержные сексуальные и агрессивные влечения Ид), так и самое «высокое» в душевной жизни (деятельность Супер-эго).

Бихевиористы – психологи начала ХХ века, исследовавшие внешние, поддающиеся наблюдению и измерению, формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам.

Вытеснение – механизм психологической защиты, представленный в виде избавления от внутреннего конфликта с помощью исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации.

Генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие.

Герменевтика – метод описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности.

Гуманистическая психология – согласно этой теории, люди поступают в соответствии со своей волей и действуют творчески; эта теория тесно связана с философией экзистенционализма.

Деградация личности – утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности.

Деперсонализация – состояние отчужденности личности от самого себя, неадекватное восприятие человеком своего «Я». Собственно телесное или духовное естество воспринимается при депресонализации как частично или полностью утраченное.

Детерминистская модель – точка зрения, подразумевающая, что ценности, установки, формы поведения и эмоциональные реакции человека определяются имевшими место в прошлом или действующими в настоящем факторами окружающей среды.

Деятельность – динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с миром, имеющая иерархическую структуру.

Диспозиция личности – предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, реакции на внешнюю среду.

Жизненный путь – индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть.

Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности и характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни.

Закон взаимодействия личности и деятельности – личность проявляется в деятельности, которая является ее причиной, но формирование личности – ее следствие, а как фактор ее формирования – причина.

Замещение – использование одного предмета или действия вместо другого предмета или действия при наличии общих свойств (функций), важных для конкретной задачи в игровой деятельности ребенка.

Защита (психическая) – совокупность бессознательных процессов, которые призваны защитить «Эго» от угроз со стороны реальности (как правило, в детстве) или со стороны влечений и/или «Супер-эго» (у взрослых). Для защиты может быть использован любой психический процесс или деятельность (труд, игра и т. п.), а также специальные защитные механизмы.

Защитные механизмы – особого рода психическая активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».

Знак – любой чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования.

Зона ближайшего развития – расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем его деятельности под руководством взрослых или более опытных сверстников.

Идентификация — механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности, представленная как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом и осуществляемая через интериоризацию и экстериоризацию.

Индивид – это данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями (один из людей).

Индивидуализация – длительный процесс психологического созревания.

Индивидуальность – своеобразие человека как индивида и личности.

Интериоризация – процесс превращения реальных действий с предметами во внутренние, идеальные.

Классическое обусловливание (выработка условных рефлексов) – тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.

Когорта – группа или совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени.

Комплекс – совокупность аффективно заряженных мыслей, интересов и установок личности, воздействие которых на актуальную психическую жизнь, как правило, бессознательно. Складывается главным образом в раннем детстве и обусловливает многие закономерности последующей психической жизни. В психоанализе (З. Фрейд) выделяются Эдипов комплекс, комплекс кастрации, экскрементальный комплекс и др.

Комплекс кастрации – термин, введенный З. Фрейдом для обозначения комплекса, возникающего у ребенка в тесной связи с детским сексуальным развитием (сексуальными исследованиями детей и детскими сексуальными теориями). Основным проявлением комплекса кастрации у мальчика является возникающий под влиянием мнимых и реальных угроз со стороны взрослых страх потерять свой половой орган в качестве наказания. У девочки комплекс кастрации состоит в своеобразном, появляющемся после открытия различия полов, сплаве чувств страха и зависти к мужскому половому органу, определенных сексуальных фантазий и т. п.

Комплекс неполноценности – термин, введенный А. Адлером для обозначения сильного чувства неполноценности, которое может затруднить позитивный рост и развитие личности. Однако умеренное чувство неполноценности может побудить человека к конструктивным усилиям и достижениям. Стремление человека к совершенству, по А. Адлеру, определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимости ее компенсировать.

Комплекс оживления – сложная сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2–3 мес.), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.

Конфликт – столкновение противоположно направленных психологических феноменов.

Кризис – это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности, связанный с невозможностью реализации жизненного замысла.

Либидо – одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию, использовалось как синоним сексуального влечения. В более поздних работах З. Фрейд использует понятие либидо как синоним влечения к жизни.

Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира; индивид, обладающий механизмом усвоения социального опыта.

Личностный конструкт – в теории Дж. Келли – идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.

Личностное новообразование – любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения.

Личностный рост – спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми.

Личностное сознание – сознание, присущее личности, представляющее собой субъективный образ объективной реальности.

Личностное поведение – поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому, являющиеся, с одной стороны, прямыми или опосредованными притязаниями, с другой – их прямым или опосредованным признанием или непризнанием.

Механистическая модель – в теориях научения – представление о людях как о машинах, которые приводятся в действие входным сигналом (стимулом) и в ответ вырабатывают выходной сигнал (реакцию).

Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.

Мотив – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?».

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Наблюдение – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Нарциссизм – привязанность либидо к собственному «Эго» как к объекту. Может быть первичным (когда «Эго» и «Ид» еще не отделены друг от друга), сменяющимся в норме привязанностью части либидо к внешним объектам; и вторичным, когда часть либидо «отвязывается» от объектов и вновь обращается на «Эго».

Научение – основной, связанный с развитием, процесс изменения индивидуума в результате приобретения личностного опыта или упражнения.

Образ самого себя – аффективно-когнитивный комплекс первичного отражение ребенком самого себя (по М. И. Лисиной).

Оперантное обусловливание – тип обусловливания, который имеет место, когда организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию. В этом случае происходит научение только тому, что подкрепляется.

Оперантное поведение – поведение, при котором индивид произвольно воздействует на внешнюю среду или совершает какое-либо действие. В основе оперантного поведения лежит оперантное обусловливание.

Отрицание – механизм психологической защиты, который определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению.

Переживание – это особая деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.

Периодизация психического развития личности – принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий).

Поведение – целенаправленная система последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими его условиями жизни.

Проекция – механизм психологической защиты, представленный процессом приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо.

Проприум – в концепции Г. Олпорта – нечто непременно осознаваемое, некая центральная, частная область нашей жизни, сердцевина нашего бытия. Проприум включает ощущения телесного «Я», чувство непрерывной идентичности себя, самооценку, отношение к окружающему миру, образ себя, рациональное «Я», интенции, долговременные цели и, наконец, «Я» как исследователь себя.

Психоанализ – направление в психологии, основанное на теории З. Фрейда, придерживавшегося детерминистских взглядов на человеческую природу и считавшего, что личность мотивируется внутренними биологическими влечениями.

Рационализация – механизм психологической защиты, понимаемый как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед собой своей несостоятельности.

Реактивные образования – защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность.

Регрессия – возврат психического развития на более раннюю ступень.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Рост – увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости.

Самоактуализация – (от лат. действительный, настоящий) – одно из концептуальных понятий гуманистической психологии, желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала; сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя его овладение моторными навыками и высшие творческие взлеты.

Самосознание – осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его. Процесс осознания своего «Я», как физического, духовного и общественного существа, включает в себя знание и в то же время отношение к себе, как к определенной личности.

Сензитивный период развития – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Символическая (знаковая) функция сознания – обобщенная способность к различению обозначения и обозначаемого и к выполнению действий замещения реального предмета знаком.

Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов диалектического учения о связях. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. При разработке проблем личности используются такие «системные» понятия, как иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция и т. д.

Смысл личностный – значение, которое объект, событие, факт или слово преобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Понятие введено А. Н. Леонтьевым.

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Созревание – процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Старение – биологические изменения в организме, происходящие после прохождения точки оптимальной зрелости.

Стресс – неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов.

Сублимация – в психоанализе защитный механизм и индивидуальный критерий зрелости особого вида; она ведет к тому, что индивидуум отрекается от непосредственного и прямого удовлетворения влечений и освобождаемая при этом энергия, переходит в распоряжение «Эго» для культурной деятельности.

Фрустрация – состояние диссонанса между наличием сильной мотивированности достичь цель и наличием преграды, препятствующей этому достижению: физической, биологической, психологической, социокультурной.

Черта личностная – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Экзистенционализм – направление в философии ХХ века в центре внимания которого – стремление человека найти смысл своего существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.

Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств, самооценку, субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

3. Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1982.

4. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. – 1996. – № 4. – С. 5–13.

5. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб., 2000. – С. 213–222.

6. Аверин В. А. Психология личности: Учеб. пособие. – СПб., 1999.

7. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. – М., 1993.

8. Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Псiхалогiя. – 1997. – № 6. – С. 80–112.

9. Альманах психологических тестов. – М., 1996.

10. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. – Екатеринбург, 2000. (Серия «Руководство практического психолога»).

11. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. – М., 1982.

12. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1980.

13. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

14. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека // Человек и общество. – Л., 1967. – Вып. 2. – С. 235–249.

15. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 18. – С. 101–124.

16. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М., 1972.

17. Анцыферова Л. И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы развития личности. – М., 1982. – С. 140–147.

18. Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. – М., 1992.

19. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.

20. Аркин Е. Л. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968.

21. Баньковская Н. И. Психологические условия развития творческого потенциала личности как проблема культурного социогенеза // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е. Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 139–146.

22. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. – М., 2000.

23. Бауер Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979.

24. Бахур В. Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного «Я» // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 41–46.

25. Белановская О. В. Взаимосвязь мотивации личности и когнитивной рефлексии в подростничестве и ранней юности // Возрастная и педагoгическая психология: Эмпирические исследования: Сб. тр. молодых ученых / Под ред. Ю. Н. Карандашева, Т. В. Сенько. – Мн., 1998. – Вып. 1. – С. 157–167.

26. Белановская О. В. Взаимосвязь развития замещающих действий с репрезентацией образа себя у детей раннего возраста // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн., 2000. – Вып. 2. – С. 43–50.

27. Белановская О. В. Возможности индивидуально-возрастного консультирования и коррекции личностного развития детей раннего возраста // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники. – Ростов н/Дону, 2000. – С. 98–104.

28. Белановская О. В. Восприятие ребенком раннего возраста самого себя во времени // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 3. – С. 11–15.

29. Белановская О. В. Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях номы и социальной депривации: Дис.... канд. психол. наук. – Мн., 2000.

30. Белановская О. В. Идентификация как механизм развития личности // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 10. – С. 36–40.

31. Белановская О. В. Психологические закономерности становления личности в раннем детстве // Пачатковае навучанне, сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2000. – № 4. – С. 93–105.

32. Белановская О. В. Развитие замещающей деятельности у детей раннего возраста // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е. Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 146–159.

33. Белановская О. В. Развитие рефлексивной деятельности учащихся // Адукацыя i выхаванне. – 1998. – № 12. – С. 14–19.

34. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. – М., 1986.

35. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М., 1998.

36. Богданова Н. А. Социально-психологические аспекты становления «Я-идентичности» в младшем школьном возрасте // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е. Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 173–180.

37. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. – М., 1983.

38. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1988.

39. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978. – № 4. – С. 23–36.

40. Буева Л. П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности // Проблемы развития личности. – М., 1982. – С. 11–24, 31–38.

41. Бубнова И. И. Основные направления исследований мотивации в современной зарубежной психологии // Псiхалогiя. – 1997. – Вып.7. – С. 96–102.

42. Бубнова И. А. Структура и типы отношения к учебной деятельности у старших школьников: Дис.... канд. психол. наук. – Мн., 1997.

43. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.

44. Василюк В. Ф. Психология переживания. – М., 1989.

45. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. – М., 1998. (Библиотека психологии и психотерапии).

46. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателей / Под ред. Л. Н. Павловой. – М., 1986.

47. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика. – 1982–1984. – Т. 3. – С. 141–151; Т. 4. – С. 256–260; Т. 5. – С. 34–48, 153–166.

48. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 161–166.

49. Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1980. – С. 138–142.

50. Выготский Л. С. Психология. – М., 2000. (Серия «Мир психологии»)

51. Возрастная психология взрослых / Под ред. Б. Г. Ананьева. – Л., 1971. – Вып. 1–4.

52. Галуза А. В. Возрастная динамика функции осознания у детей конца раннего начала дошкольного возраста // Социальная педагогика и практическая психология: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10–11 апреля 2001 г. – Мн., 2001. – С. 201–205.

53. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л., 1984.

54. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1997.

55. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд., стер.: Пер. с франц. – М., 1996. – Т.2.

56. Гормоза Т. В. Возрастная динамика успешности учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – Мн., 2000.

57. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 78–85.

58. Джемс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. – М., 1991.

59. Димитров И. Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – 1979.

60. Дубинко Н. А. Генезис агрессивного поведения и пути его коррекции в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – Мн., 2000.

61. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. – 1967. – № 2. – С. 11–24.

62. Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1980. – № 4. – С. 90–99.

63. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Мн., 1993.

64. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 15–37.

65. Зинченко В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. – №1 (17). – 1999. – С. 97–104.

66. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.

67. Иванова Ю. В. Диагностика развития самосознания старшеклассника // Адукацыя i выхаванне. – 1996. – № 3. – С.79–83.

68. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. – М., 1984. – С.319–358.

69. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – М., 1982.

70. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов, 1986.

71. Калашникова И. Н. Проблема самоотношения в возрасте ранней зрелости // Возрастная и педагогическая психология: Эмпирические исследования: Сб. тр. молодых ученых / Под ред. Ю. Н. Карандашева, Т. В. Сенько. – Вып. 1. – Мн., 1998. – С. 91–101.

72. Калашникова И. Н. Смысложизненные ориентации в возрасте ранней зрелости // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн., 2000. – Вып. 2. – С. 75–80.

73. Карандашев В. Н. Жить без страха смерти. – М., 1999.

74. Карандашев Ю. Н. Возрастная функционально-стадиальная периодизация психического развития детей. Дис. … д-ра психол. наук – Л., 1991.

75. Карандашев Ю. Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. – Мн., 1993.

76. Карандашев Ю. Н. Природа научного знания // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн., 2000. – Вып. 2. – С. 7–27.

77. Карандашев Ю. Н. Проективные представления у детей – начальный этап становления познавательной рефлексии: Дис.... канд. психол. наук. – Мн., 1978.

78. Карандашев Ю. Н. Психология развития: Введение: Учеб. пособие. – Мн., 1996. – Ч. 1.

79. Карандашев Ю. Н. Развитие мышления у дошкольников // Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1988. – С. 221–243.

80. Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей. – Мн., 1987.

81. Карандашев Ю.Н. Развивающиеся роботы будущего. – Мн., 1989.

82. Карандашев Ю. Н. Самосознание личности и развитие произвольных функций в дошкольном возрасте // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн., 1987. – С. 3–10.

83. Келеси М. Развитие самопознания личности в раннем юношеском возрасте: Учеб.-метод. пособие.– Киев, 1996.

84. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: Пер. с франц. – М., 1991.

85. Ковалев А. Г. Психология личности: 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1969.

86. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М., 1994.

87. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.

88. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.

89. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. – № 3. – С.25–38.

90. Кон И. С. Открытие «Я». – М, 1978.

91. Кон И. С. «Я» как научная проблема // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 142–146.

92. Кораблина Е. П. Психологическая помощь в развитии личности. – СПб., 1994.

93. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

94. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 1998.

95. Кузьменко Т. А. «Мы-образ» как результат социальной перцепции // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е. Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 73–83.

96. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие. – М., 1997.

97. Кухарев Н. В. Развитие идей Л. С. Выготского в области интроспекции в акмеологичекой науке // Псiхалогiя. – 1997. – № 6. – С. 3–12.

98. Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1918–1945 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 6–8.

99. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.

100. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.

101. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

102. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. – С. 150–161.

103. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. 2 изд. – М., 1997.

104. Линецкий Ю. Л. Экзистенциальная рефлексия: к постановке проблемы // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е. Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 83–111.

105. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 1996.

106. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

107. Личность и личностный рост: Метод. рекомендации / Сост. Е. П. Кораблина. – СПб., 1993.

108. Логинова Н. И. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 156–173.

109. Лысюк Л. Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 26–35.

110. LafeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. – М., 1993.

111. Малейчук Г. И. Модель становления идентификации // Псiхалогiя. – 1998. – № 2 (11). – С. 3–19.

112. Маслоу А. Психология бытия. – М., Киев, 1997.

113. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 182–186.

114. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.

115. Мейли Р. Различные аспекты «Я» // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 132–142.

116. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.

117. Милашевич Е. П. Психические новообразования возраста средней зрелости // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн., 2000. – Вып. 2. – С. 87–94.

118. Моргунов Е. Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. – М., 1996.

119. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М., 1997.

120. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985.

121. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. – М., 1975.

122. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. – М., 1990.

123. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М., 1995.

124. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

125. Обухов Я. Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции Анны Фрейд. – М., 1997.

126. Олеж П. К. Психологическая модель кризиса середины жизни // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн., 2000. – Вып. 2. – С. 95–100.

127. Олейник Л. Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – М.: 1975.

128. Ольшанский В. Б. Психология – практикам: учителям, родителям и руководителям. – М., 1996.

129. Ольшанский Д. В. «Я сам». – М., 1986.

130. Ольшанский Д. В. Взросление «Я» // Д. В. Ольшанский. Письма к дочери / Ш. А. Амонашвилли. – М., 1988.

131. Орлов А. Б. Изучение психологических предпосылок развития способностей к профессионально-трудовой деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1978.

132. Палей И. М., Магун В. С. Психологические характеристики личности как предпосылки ее социальных потенций // Социальная психология. – Л., 1979.

133. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. – М., 1993.

134. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М, 1991.

135. Панферов В. Н. Психология человека. Учеб. пособие. – СПб., 2000.

136. Панько Е. А. О некоторых методах изучения самооценки дошкольника // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн., 1987. – С. 10–17.

137. Пашкевич О. И. Фазовая динамика развития притязаний на взрослость в подростково-юношеском возрасте // Возрастная и педагогическая психология: Эмпирические исследования: Сб. тр. молодых ученых / Под ред. Ю. Н. Карандашева, Т. В. Сенько. – Мн., 1998. – Вып. 1. – С. 77–91.

138. Пашкевич О. И. Развитие притязаний на взрослость в подростково-юношеском возрасте // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е.Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 194–205.

139. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна. – М., 2000.

140. Пергаменщик Л.А. Самосознание личности. Методологические и прикладные проблемы. – Мн., 1993.

141. Пергаментщик Л. А., Гончарова С. С., Яковчук М. И. Преодоление психологических травм. – Мн., 1999.

142. Петровский А. В. Записки психолога. – М., 2001.

143. Петровский А. В. Быть личностью. – М., 1990.

144. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 т. – Ростов н/Дону, 1996. – Т.1.

145. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

146. Петровский В. А. Психология неадаптативной активности. – М., 1992.

147. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

148. Попова Л. В. Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии: Автореф. дис. канд.... психол. наук. – М., 1989.

149. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М., 1982.

150. Психология личности: Альбом схем / 2-е изд., перераб. и доп. – Рига, 1994.

151. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1997.

152. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982.

153. Психология личности: тесты, опросники, методики / Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М., 1995.

154. Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1987.

155. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб., 2000. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

156. Психология личности: Учеб. пособие по курсу «Психология» для студентов заочного отделения. – Гродно, 1999.

157. Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн., 1987.

158. Психология формирования и развития личности. – М., 1981.

159. Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики / Под ред Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромека. – Ростов н/Дону, 1999.

160. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.,1996.

161. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб., 2001.

162. Практическая психодиагностика и психологическое консультирование / Под ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. – Ростов н/Дону, 1998.

163. Проблемы рефлексии / Отв. ред. И. С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.

164. Раку И. И. Развитие образа себя в раннем детстве: Дис.... канд. психол. наук. – М.,1992.

165. Рейнвальд Н. И. Психология личности. – М., 1987.

166. Рейнвальд Н. И. Личность и характер. – М., 1992.

167. Рожина Л. Н. Идентификация с литературным героем как фактор формирования личности школьника // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн., 1987. – С. 65–73.

168. Розин В. М. Природа сознания и проблема его изучения // Мир психологии. – № 1 (17). – 1999. – С. 104–111.

169. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия: Пер. с англ. – М., Киев, 1997.

170. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Дис.... канд. психол. наук. – М., 1990.

171. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т.1.

172. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

173. Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 127–132.

174. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. – С. 28–34.

175. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л., 1990.

176. Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

177. Сапогова Е. Е. К проблеме объективации человека: философско-психологические аспекты // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е. Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 221–236.

178. Сапогова Е. Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольника // Вопросы психологии. – 1992. – № 5–6. – С. 26–31.

179. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула, 1993.

180. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М., 2001.

181. Сенько Т. В. Личностные притязания родителей к детям // Адукацыя i выхаванне. – 1997. – № 1. – С. 32–45.

182. Сенько Т. В. Психология взаимодействия: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учеб. пособие. – Мн., 1998. – Ч. 2. (Библиотека практического психолога).

183. Сенько Т. В. Психология взаимодействия: Личность в семейном социуме: Учеб. пособие. – Мн., 2000. – Ч. 3. (Библиотека практического психолога).

184. Сенько Т. В. Психологические проблемы семейной социализации // Адукацыя i выхаванне. – 1999. – № 1–2. – С. 15–20.

185. Сянько Т. У. Сацыяльныя паводзiны дзяцей i cтылi узаемадзеяння у сям'i // Народная асвета. – № 4. – 1998. – С. 18–26.

186. Сенько Т. В. Успех и признание в группе: Старший дошкольный возраст. – Мн., 1991.

187. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 25–36.

188. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. – М., 1995.

189. Смирнова Н. В. Личностное поведение и «образ Я» подростков 11–13 лет // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е. Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 256– 261.

190. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.

191. Степанова Е. И. Психология взрослых – основа акмеологии. – СПб., 1995.

192. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.

193. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: Пер. с англ. – Екатеринбург, 1998.

194. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.

195. Уайт Б. Первые три года жизни: Пер. с англ. – М., 1982.

196. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: Пер. с англ. – М., 1992.

197. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

198. Финькевич Л. Ф. Формирование личности дошкольников в их совместной деятельности со сверстниками // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн., 1987. – С. 17–25.

199. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987.

200. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

201. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. – М., 1987.

202. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

203. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. – М., 1991.

204. Фрейд А. Разлука с матерью // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. В. С. Мухина. – М., 1991. – С. 142–143.

205. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

206. Фрейд А. Норма и патология детства / Пер. с нем. Я. Л. Обухова // А. Фрейд, З. Фрейд. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., 1995.

207. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М., 1987.

208. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

209. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. – М., 1988. – С. 443–482.

210. Фромм Э. Ради любви к жизни. – М., 2000.

211. Фромм Э. Человек для себя. – Мн., 1992.

212. Хелльбрюге Т. и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития. В 2 т.: Пер. с нем. – Мн., 1997.

213. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т.: Пер. с нем. – М.: Педагогика. – 1986.

214. Холл С. К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

215. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб., 1997.

216. Хорни К. Самоанализ. – М., 1993.

217. Хорни К. Культура и невроз // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 97–106.

218. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М., 1980. – С. 146–210.

219. Хрестоматия по психологии личности: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999.

220. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб., 1997.

221. Чамата П. Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР: В 2 т. – М., 1960. – Т. 2.

222. Чамата П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. – М., 1966. – С. 228–239.

223. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 316–337.

224. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

225. Чеснокова И. И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С. 209–225.

226. Чеснокова И. И. К вопросу о единстве самосознания и мотивационной сферы личности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. – М., 1988.

227. Чеснокова И. И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум. – М., 1982.

228. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов / Пер. с англ. И. Д. Мельникова. – Мн., 1999.

229. Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель. – Воронеж, 1994.

230. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – М., 1998.

231. Шашок В. Н. Генезис личностных новообразований в переходный период от младшего школьного возраста к подростковому: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – Мн., 1999.

232. Шашок В. Н. Личностное поведение и актуальная самооценка детей 9–13 лет в процессе их социальной адаптации // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. – Мн., 2000. – Вып. 2. – С. 64–74.

233. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.

234. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.

235. Шорохова Е. В. Проблема «Я» и самосознания // Проблемы сознания. – М., 1966. – С. 217–227.

236. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). – М., 1994.

237. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

238. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6–20.

239. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М., 1991.

240. Юнг К. Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. – М., 1982. – С. 199–218.

241. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. – М., 1975.

242. Aboud E.F., Ruble D.N. Identity constancy in children: Developmental processes and implications // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – London and New York, 1987. – Р. 92–110.

243. Belanovskaya O. Phase Dynamics Of Self-Perception In Early Childhood // Diversity in Health Sharing global perspectives. 28-30 May 2001, Sydney Сonvention and Exhibition Centre, Darling Harbour, Sydney. – Sydney, 2001.

244. Belanovskaya O. Development of Children's «I» in Early Age Through Display of the Sign Forms of Consciousness // Children and Young People in a Changing World: а Holistic Approach: June 6-16, 2001, Agrigento (Italy). – Agrigento, 2001.

245. Bekei M. A Specific of Early Development as a Conditioning Factor of Psychosomatic Disease // P. Kutter. Moderne Psychoanalyse. – Stuttgart, 1989.

246. Berryman J. C., Hargreaves D. J., Howells K. R., Hollin C. Psychology and you. – L., 1996.

247. Bee H. L. The Developing Child. – N.-Y., 1995.

248. Csikszentmihalyi M., Pathunde K. The Development of the Person: An Experiential Perspective on Ontogenesis of Psychological Complexity. – L., N.-Y., 1997. – Р. 635–677.

249. Forrester M. A. The embedding of the self in early interaction // Human Developmental at the turn of the century. IX European Conference on Development Psychology. Island of Spetses, Greece, September's 1–5, 1999 / Abstracts. – Greece, 1999. – P. 109.

250. Hampson S. The Construction of Personality: An Introduction to Modern Psychology. – L., N.-Y., 1988.

251. Hart D., Maloney J., Damon W. The Meaning and Development of identity // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L., N.-Y., 1987. – Р. 121–133.

252. Harwood I.H. The evolution of the self: An integration of Winnicott's and Kohut's concepts / Self and identity: Perspectives across the lifespan // Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L., N.-Y., 1987. – P. 47–76.

253. Hoyer W.J., Rybash J.M. // Journal of Adult Development. – 1994. – N 1.

254. Kohnstamm R. Selbstbewu?tsein und Selbsterkenntnis // Praktische Kinderpsychologie. – Bern, Stuttgart, Toronto, 1990. – Р. 89–97.

255. Kutter P. Moderne Psychoanalyse. – Stuttgart, 1989.

256. Lewis M., Brooks-Gunn J. Social Cognition and the Aguistion of Self. – L., N.-Y., 1979.

257. L‘Abate L., Baggett M. The Self in the Family. – N.-Y., 1997.

258. Leuner H. Materialien zur Psychoanalyse und analytisch orientierten Psychoterapie. Band IV. – Gottingen und Zurich, 1978.

259. Psychologie der Person / H. Вrandstatter, H. Schuler, G. Stocker-Kreichgauer. – Stuttgart, Berlin, Koln, Mainz: Kohlhammer, 1978.

260. Rachstein B. Der Aufbau des Selbst beim Kind: Zur Entstehung des Selbstbewubtseins in den ersten Lebensjahren. – Wiesbaden, 1992.

261. Ribbens J. Mothers and their Children. – L., 1994.

262. Self and identity: perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L., N.-Y., 1987.

263. Stepulac M. Podejsce systemowe we wspolcesnej Psychologii Polskiej. – Lublin, 1995.

264. Watson J.B. What the nursery has to say about instincts // C. Murchinson (Ed.) Psychologies of 1925. – Worcester, 1926.

265. Wigfield A., Karpathian M. Who Am I and What Can I Do? Children's Self-Concepts and Motivation in Аchievement Situations // Educational Psychologist. – 1991. – N 26 (3 & 4) – Р. 233–261.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: