По теме 9

Задание 1. Ответьте на вопросы опросника «Мотивация самоактуализации личности» (источник: * Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО.– Н.Новгород, 2009.– С. 48-49). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Предположите, как самоактуализирующася личность относится к конфликтам в своей жизни.

Задание 2. Ответьте на вопросы опросника «Творческая личность» (источник: * Иванова Л.Н. Обучение учению Введение в специальность.– Н.Новгород, 2008.– С. 75-78). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Предположите, как творческий подход к делу помогает разрешать конфликты.

Признаки, различающие психологически зре­лую (развивающуюся) личность и незрелую

Личность психологически незрелая Личность психологически зрелая
1. Пассивность отношения к дей­стви­тель­ности, отсутст­вие жиз­ненных пла­нов, про­грамм 1. Активная позиция в отноше­нии к дей­ствительности, собы­тиям соб­ственной жизни. Кон­структив­ное видение пер­спек­тивы и пла­нирова­ние жизнен­ного пути
2. Бедность интересов. Же­ст­кая, негибкая связь моти­ва­ци­онных свойств лично­сти. 2. Богатство и относительная не­за­висимость мотивационных свойств и смысловых образо­ва­ний лично­сти.
3. Восприятие мира, событий жизни опо­средуется психо­логи­ческой защитой внут­реннего мира от внешних воздействий. Вы­теснение, сублимация, заме­щение, проек­ция и др. меха­низмы психологиче­ской за­щиты искажают видение мира, жиз­ненный опыт субъекта, сохра­няя неизменными ра­нее приоб­ре­тенные (в том числе неэффек­тивные) пред­ставления о мире, людях и самом себе. 3. Доступность жизненного опыта для адекватного осозна­ния субъ­екта, реалистичность воспри­ятия мира, способность видеть события собст­венной жизни такими, как они есть. Осознание своих пред­ставле­ний о мире и себе как допу­ще­ний реальности, которые были при­няты субъектом в опреде­лен­ном возрасте и вследствие его раз­вития могли оказаться ошибоч­ными.
4. Ригидность жизненного опыта, боязнь нового. От­сутст­вие по­требности пере­оце­нивать собы­тия жизни. 4. Готовность к новому жиз­нен­ному опы­ту, переопределе­нию целей, ценно­стей, лич­ных оце­нок. По­требность в но­вом жиз­нен­ном опыте
5.Формальность, «обезли­чен­ность» лич­ности. Преоб­ладают обыденные черты образа жизни. Нет по­треб­ности к раз­ви­тию инди­виду­альности. 5. Личность находится в посто­ян­ном процессе индивидуали­за­ции. Вырабатывает личный стиль по­знания, общения, об­раза жизни в целом.
6.Искажение самооценок, само­уважения. Искаженное само­уважение приводит к из­беганию людей и ситуа­ций жизни, спо­соб­ных поко­лебать самопред­ставле­ние. 6. Способность к адекватному са­мопо­зна­нию. Принятие себя как личности с инте­ресом и уважением к себе.
7.Ограниченность мышле­ния. Обобще­ние жизненного опыта реализуется че­рез срав­нение фактов жизни, а не через абст­раги­рование, при анализе жиз­ненных со­бытий выделяет их несуще­ст­венные связи и взаи­моза­висимости. 7.Способность и интерес к аб­ст­ра­гированию при анализе фак­тов жизни. Обобщение че­рез абстра­ги­рование позволяет вы­делить и по­нять существен­ные черты ка­кого-либо явле­ния, со­бытия.
8. Неспособность осуществлять жизненные выборы. Боязнь свободы выбора. Избегание си­туаций принятия решения. 8. Способность осуществлять выборы в событиях жизни, принимать решения и отвечать за свои поступки, потребность иметь свободу выбора.
9. Нерациональная реакция в си­туациях фрустрации. Пси­хо­ло­гическая неустой­чи­вость лич­но­сти в ситуациях невоз­можно­сти удовлетво­рения по­требно­стей, дости­жения зна­чимых це­лей. Са­мо­обви­нение или припи­сы­ва­ние ответст­венности дру­гим людям и об­стоятельст­вам в си­туа­циях жизненных неудач. «Привычка вины» проявляется в избе­гании не­удач и тем са­мым за­труд­няет возможность анали­за и использования жиз­ненного опыта. 9. Личностная устойчивость к фру­страциям, неудовлетворе­нию ка­ких-либо потребностей. Спо­соб­ность извлекать новый опыт из не­успешных ситуаций жизни. Психо­логически здоро­вая лич­ность отно­сится к не­удачам как к новому жизнен­ному опыту и стремится к их переосмыслению не с позиции неудачи, а через са­мопознание и саморазвитие не­обходимых ка­честв, способно­стей, свойств лич­ности.

8. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов

Роль «Конфликто­логии» в профессиональной подготовке юристов определяется спецификой их про­фессионального труда и общими закономерно­стями формирования профессионально определенного самосознания и индивидуального стиля деятельности.

Общеизвестно, что успех в юридиче­ской профес­сии определяется умением работать с людьми. Знания о закономерностях психической регуляции поведе­ния в различных условиях, умение по внешним по­веденческим признакам человека понимать его внутреннее состояние и управлять по­ведением необходимы в разнообразных конфликтных ситуациях работы юриста. При работе с людьми важно уметь предугадать возмож­ные поступки человека, ориентироваться в свойствах его личности, учитывать особенности психологии человека в условиях группы, в ситуации сотрудничества и конфликта.

Основным условием эффективной работы с людьми явля­ется знание своих собственных личностных особенностей, качеств характера, способностей, темперамента, привычек мышления, поведения, переживаний, свойств памяти и внимания. Для того чтобы научиться управлять поведением других людей, необходимо понять себя и причины своего поведения в конфликтах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: