Задание 1. Ответьте на вопросы опросника «Мотивация самоактуализации личности» (источник: * Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО.– Н.Новгород, 2009.– С. 48-49). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Предположите, как самоактуализирующася личность относится к конфликтам в своей жизни.
Задание 2. Ответьте на вопросы опросника «Творческая личность» (источник: * Иванова Л.Н. Обучение учению Введение в специальность.– Н.Новгород, 2008.– С. 75-78). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Предположите, как творческий подход к делу помогает разрешать конфликты.
Признаки, различающие психологически зрелую (развивающуюся) личность и незрелую
Личность психологически незрелая | Личность психологически зрелая |
1. Пассивность отношения к действительности, отсутствие жизненных планов, программ | 1. Активная позиция в отношении к действительности, событиям собственной жизни. Конструктивное видение перспективы и планирование жизненного пути |
2. Бедность интересов. Жесткая, негибкая связь мотивационных свойств личности. | 2. Богатство и относительная независимость мотивационных свойств и смысловых образований личности. |
3. Восприятие мира, событий жизни опосредуется психологической защитой внутреннего мира от внешних воздействий. Вытеснение, сублимация, замещение, проекция и др. механизмы психологической защиты искажают видение мира, жизненный опыт субъекта, сохраняя неизменными ранее приобретенные (в том числе неэффективные) представления о мире, людях и самом себе. | 3. Доступность жизненного опыта для адекватного осознания субъекта, реалистичность восприятия мира, способность видеть события собственной жизни такими, как они есть. Осознание своих представлений о мире и себе как допущений реальности, которые были приняты субъектом в определенном возрасте и вследствие его развития могли оказаться ошибочными. |
4. Ригидность жизненного опыта, боязнь нового. Отсутствие потребности переоценивать события жизни. | 4. Готовность к новому жизненному опыту, переопределению целей, ценностей, личных оценок. Потребность в новом жизненном опыте |
5.Формальность, «обезличенность» личности. Преобладают обыденные черты образа жизни. Нет потребности к развитию индивидуальности. | 5. Личность находится в постоянном процессе индивидуализации. Вырабатывает личный стиль познания, общения, образа жизни в целом. |
6.Искажение самооценок, самоуважения. Искаженное самоуважение приводит к избеганию людей и ситуаций жизни, способных поколебать самопредставление. | 6. Способность к адекватному самопознанию. Принятие себя как личности с интересом и уважением к себе. |
7.Ограниченность мышления. Обобщение жизненного опыта реализуется через сравнение фактов жизни, а не через абстрагирование, при анализе жизненных событий выделяет их несущественные связи и взаимозависимости. | 7.Способность и интерес к абстрагированию при анализе фактов жизни. Обобщение через абстрагирование позволяет выделить и понять существенные черты какого-либо явления, события. |
8. Неспособность осуществлять жизненные выборы. Боязнь свободы выбора. Избегание ситуаций принятия решения. | 8. Способность осуществлять выборы в событиях жизни, принимать решения и отвечать за свои поступки, потребность иметь свободу выбора. |
9. Нерациональная реакция в ситуациях фрустрации. Психологическая неустойчивость личности в ситуациях невозможности удовлетворения потребностей, достижения значимых целей. Самообвинение или приписывание ответственности другим людям и обстоятельствам в ситуациях жизненных неудач. «Привычка вины» проявляется в избегании неудач и тем самым затрудняет возможность анализа и использования жизненного опыта. | 9. Личностная устойчивость к фрустрациям, неудовлетворению каких-либо потребностей. Способность извлекать новый опыт из неуспешных ситуаций жизни. Психологически здоровая личность относится к неудачам как к новому жизненному опыту и стремится к их переосмыслению не с позиции неудачи, а через самопознание и саморазвитие необходимых качеств, способностей, свойств личности. |
8. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов
|
|
|
|
Роль «Конфликтологии» в профессиональной подготовке юристов определяется спецификой их профессионального труда и общими закономерностями формирования профессионально определенного самосознания и индивидуального стиля деятельности.
Общеизвестно, что успех в юридической профессии определяется умением работать с людьми. Знания о закономерностях психической регуляции поведения в различных условиях, умение по внешним поведенческим признакам человека понимать его внутреннее состояние и управлять поведением необходимы в разнообразных конфликтных ситуациях работы юриста. При работе с людьми важно уметь предугадать возможные поступки человека, ориентироваться в свойствах его личности, учитывать особенности психологии человека в условиях группы, в ситуации сотрудничества и конфликта.
Основным условием эффективной работы с людьми является знание своих собственных личностных особенностей, качеств характера, способностей, темперамента, привычек мышления, поведения, переживаний, свойств памяти и внимания. Для того чтобы научиться управлять поведением других людей, необходимо понять себя и причины своего поведения в конфликтах.