Отечественная культура 20 века

Начало века. Это был полный солнечного сияния созидательный мир, жаждущий красоты и самоутверждения. И хотя название этого времени "серебряный", несомненно, именно оно было самой яркой и творческой вехой в российской истории.
Имена поэтов, составивших духовную основу Серебряного века, всем известны Сергей Есенин, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Борис Пастернак и многие другие.

В наиболее насыщенном виде суть Серебряного века совершила выплеск в начале двадцатого века. Это был взлет поэзии в многообразии красок и теней - художественных, философских, религиозных.

Поэты боролись с попытками увязать поведение человека с соц.средой и продолжали тенденцию русской поэзии, для которой человек был важен такой какой он есть, важен в своем отношении к Творцу, в своих мыслях и чувствах, его личное отношение к вечности, к Любви и Смерти во всех проявлениях и смыслах. Особенно в этом преуспели шесть поэтов серебряного века - В.Маяковский, Н.Гумилев, С.Есенин, А.Блок, А.Ахматова, И.Северянин.
Они свято верили в искусство, в силу слова. Поэтому их творчество это глубокое погружение в стихию слова и озадачено поиском новых средств слововыражения. Они чтили не только смысл, но и о стиль — для них был важен звук, словоформа и полное погружение в стихию.

"Серебряный век русской поэзии” – удивительно сложное, но и вместе с тем изумительное полотно, истоками из 90-х годов XIX века.

20-30 С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии З адачи - ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии. Эта политика гос-ва получила название культурная революция. 9 ноября 1917г. была создана гос. комиссия по просвещению, для контроля за культурой. Главной задачей была ликвидация безграмотности. После ряда экспериментов (кружки, ликпункты) к концу 20-х система образования была перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, Школы были объявлены гос. учреждениями, образование стало бесплатным, школа отделялась от церкви, сформирована система высшего образования, утверждена идеологическая основа образования – марксизм. В науке задача – восстановить научный потенциал страны и привлечь ученых к решению задач социалистического строительства. Были восстановлены связи советских ученых с международными научными центрами. (Павлов, Вернадский, Вавилов).

В литературе отмечалось творчество Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современные вопросы). Но многие литераторы эмигрировали (Набоков, Бунин, Цветаева (вернулась)). В 1934г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские органи­зации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького. Аналогичные союзы были созданы для композиторов, кинематографистов, художников. Репрессированными были: И. Бабель, Н. Заболоцкий. Запрещена была публикация произведений А. Ахматовой, М. Булгакова. Вводились гос. (сталинские) премии в облас­ти литературы и искусства. Деятели искусства избирались в за­конодательные органы, их именами называли города, улицы, пароходы, театры, клубы и т.д..

Искусство. Помимо Товарищества передвижных выставок возникли: Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников (Греков, Дейнеки)

Театр. В 20 г Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим, агитационным, но не был понят и в 1939г. репрессирован. В театре преобладали традиции дореволюционного театра. Рахманинов и Шаляпин эмигрировали. В августе 1919г. Фото и кино промышленность была национализирована. Создан Всероссийский фотокиноотдел. Появилось звуковое кино. В 1925г. появились историко-революционные фильмы Эзенштейна, и комедии Александрова. Одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архи­текторов, учителей, актеров). В ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников. Был запрещен вывоз из страны экс­понатов, имеющих художественную и музейную ценность. В 20-30-е началось строительство метро, всесоюзной с/х выставки, канала Москва-Волга.

40-е. С 1943г. правительство увеличило расходы на культуру. Были созданы школы-интернаты, вечерние школы. Расширился прием в вузы девушек, срок обучения сократился. Ведущей темой произведений военных лет был героизм и патриотизм. Это была поэзия Ольги Бергольц, музыка Дмитрия Шостаковича (7-я (Ленинградская) симфония), статьи, очерки, рассказы, Л. Леонова, А. Толстой, К. Симонов, М. Шолохов, и др. В послевоенный период были написаны 6-я и 7-я симфонии С. Прокофь­ева, 9-я и 10-я — Д. Шостаковича. Развивалось оперное творче­ство - «Повесть о настоящем челове­ке» С. Прокофьева.

Театр. Популярные актеры входили в фронтовые бригады, выезжавшие на фронт. В кино создавались документальные фильмы. Годы войны стали новым этапом развития советского киноис­кусства. Первым полнометражным фильмом о Великой Отечест­венной войне был «Секретарь райкома» режиссера И. Пырьева. В послевоенные годы кинематографисты создали ряд прекрасных фильмов. ре­жиссер С. Герасимов по роману А. Фадеева «Молодая гвардия». В изобразительном искусстве вре­мен ВОВ многие полотна живо­писцев: «Расстрел» А Серова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Мать партизана» С. Герасимова.

В 50- х гг. высокими темпами развивалось народное образование. В 1958 г. был принят за­кон, вместо 7-летнего вводилось всеобщее 8-летнее образование. Срок обу­чения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1956 г. государство отменило плату за обучение в ВУЗах. Расширилась сеть научных учреждений. В системе Академии наук СССР были созданы десятки НИИ, возникли научные центры в союзных республиках. Они оснащались новейшей аппаратурой. Ученые добились успе­хов (Курчатов,. Сахаров. Ландау, Соболев.). В 1957 г ученые под руководством Королева создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г в космос поднялся первый человек — Ю.А. Гагарин. Основоположники физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров в 1954—1955 гг. создали первый квантовый генератор (лазер). В 1964 г. они были удостоены Нобелевской премии. В медицине (Виш­невский, Куприянов)

Возросла сеть культурно-просветительских учреждений, количество книг, газет, журналов. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник», «Новый мир», Поя­вились значительные произведения Леонова, Шолохова и др.. Был большой интерес к поэзии С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахма­товой ( 30—40-х гг. не публиковалась). Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабевал. Ока­залась драматичной судьба ро­мана Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской премией в 1958 г.), ряда сочинений Д.Д. Шостаковича. Все это стало почвой диссидентства - е го подъем приходится на вторую половину 60-х гг.. Правозащитники, требовавшие соблюдения Конституции, орга­низовывали акции в защиту прав человека: распро­страняли листовки, оказывали помощь политзаключенным и т.д. В 1968 г. небольшая группа дис­сидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентов. В изобразительном искусстве в 50—80-х темы героизма советских людей, мирной жизни были выражены в творчестве В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова.. В жанре скульптуры Работали Е. Вучетич, Н.. Конёнков. В 60— 80-х годах появляется новое поколение художников: Савицкий, И. Глазунов. Развивалось музыкальное искусство: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50—80-е гг. музыкальные сочинения означали качественно но­вый этап в развитии музыкальной культуры. С. Прокофьевым была написана 7-я симфония, Д. Шостаковичем — 10-я и 15-я симфонии. Балет Хачатуряна «Спартак» стал классикой. Извест­ными были песни Дунаевского,. Пахмутовой, В. Соловьева-Седого.. Популярными исполнителями стали Л. Утесов, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Пъеха, Л. Лещенко.

В 90-е годы смена общественного строя, экономический кризис в стране отрицательно сказались на развитии науки, культуры и искусства в России. Из-за недостаточного государст­венного финансирования были свернуты многие научные про­граммы, тысячи квалифицированных научных специалистов пе­реехали работать в зарубежные научные учреждения. Государство не смогло обеспечить финансирование таких направлений в искусстве, как кинематография, театры и др. Но развитие демократических начал в обществе, отмена идеологического диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творческих замыслов. Это открыло перспективы для развития литературы и искусства в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: