Особенности развития российской культуры в 17 веке

век 17 - бунташный век.

Это именовали – век потрясений, сдвиги, смуты, бунты внутренние(стрелецкий,соляной, медный) и внешние(интервенция). Смута поколебала основы феодальной Руси. Рушилась привычная система ценностей. Пересмотр системы ценностей. (даже такие авторитеты, как царская власть и церковь) Доносчик – Слово и дело. (так же 16 в. в Нидерландах Герцог Альбе(Питер Брейгель) доносил на своего соседа- получал часть имущества соседа)

Влияние царской власти, ослабевает влияние церкви. Формируются две партии. Отношения между традиционалистами и обновленцами. Болезненно воспринимался процесс обмирщения культуры рушатся особенности формирования (Протопоп Авакуум: «Алексей, его сподвижники отеческое откиня, а иностранное возлюбиша).

Закат Руси переживался трагически.Традиционалисты не глупые люди, изменяется понятие времени- на первый план выходит - человек деЯтельный. (с точки зрения человека Древней Руси, Деятельности- борзость).Делать все, «коснети и медлити». Степенность и величавость (бороды, длинные кафтаны).= к 18 веку - Болезненная жажда реформ. =

Появляется окказиональное искусство - временное. 18 век худ. - монументалисты, не дошли декорации, театральное искусство, эскизы, декорации.. одно из искусств - Фейерверки- вспышка, есть и нет!

Средневековый мастер не признавал, не видел временного искусства. Сначала декорации –натуральные, подлинные. Не может быть искусственности, как и в церкви не может быть искусственности.

1649 – окончательно оформилась система крепостного права.= повышается доходность хозяйства, мануфактур. Строятся крепости, закрепляется восток, юг, города формируются 17 век - самое крупное гос-во в мире.(территориально) НО не имели выход к морю - Архангельский порт (зимой замерзал). Развитие экономическое, развитие страны требовало армии, светской образованности, знаний, кот. не могла дать богословская эрудиция.Нельзя более сохранять культурная замкнутость.

17 век,16 Зап.Европа идет открытие Америки (колонии чтобы были)Новый свет. У нас была опасность стать колонией. Надо избежать! 17 век число людей побывавших за границей, формируются слободы.(Москва,Нижний Новгород) В Москве слобода Кукуй (воспитывался Петр 1,жили переводчики, пастыри, лекари и др.).

В начале века с Польшей воевали, а 17 в. Проводником культуры становится Польша. Западная ориентация. Новый тип человека – деятельность, инициатива и активность(а не медлети и коснети)

При Алексее Михайловиче предпосылки 17 в. (Петр 1 более круто повернул)

России дружить не только с западом,но и с Востоком (Персия, Иран, Индия)

Князь Голицын. (при царевне Софье) с него начинается институт фаворитизма. Фавориты- не просто любовники, но и государственные деятели. Голицын - по - европейски образованный человек. Начинается собирательство (в его доме зеркала, обои- кожаные) Интерьеры поразили посла

!!!!Палаты Дома Романовых.!В Москве!!

Появился круг людей, который открывал для себя западно-европейские ценности. 17 век -противостояние латинсвующих и греко- филов. Латинствующие – проповедовать светское знание. Книга - не только духовный авторитет, источник информации., собеседник, с кот. можно спорить, характерно библиофилство. Греко-филы отстаивали традицию древнего отношения к книге.=споры о пути развития России. В результате в 19 веке –споры между Западники и славянофилы.

1687. появление Славяно-Греко-Латинская академия –первое учебное заведения для любого сана и возраста.(Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 годупо инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого.)

В литературе появляется вымысел, а так же человек воспринимается в литературе впервые, как нравственно - сложная личность. Новые критерии ценности человека

Изменения в иконописи. 17 век – бунт икон недобротные (выполнены не по канону, не по традиции) Симон Ушаков – не новатор, борьба с некачественной продукцией. Установка писать «яко живых» связана с деятельностью иноземной палаты. Новые задачи писать «яко живо»

Архитектура – живописные симметричные композиции с галереями, нарядные крыльца, декоративность. Собор Василия Блаженного(фольклорный) и Собор –На-Нерли(цельный)

40 е гг.Программа по оцерковлению народа – но это попытка удержать свою русскость, московитость. Созерцательное мировоззрение пошатнулась, то что удерживается искусственно – формируется в фольклорных мотивах – нарядность.(Троица Ушакова, ангелы похожи на сказочных птиц).

Патриарх Никон строит плацдарм для второго пришествия – Новый Иерусалим. (там, где сохранилось древнее благочестие)

В мировоззрении аскетизм по отношению к вещи меняется. Стали любить предметный мир, вещи преобрели прежде неведомую ценность. (мебель, зеркала, мода, серьги, пуговицы) Дпи преобретает особую ценность. Домашний обиход. Бояре в 17 веке любили поставить глобус, измерительный прибор.

Культура 17 века сложность, противоречивость.(отмечал Достоевский) синтез русского с европейским.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: