Европейский романтизм о культуре, об идеале целостной личности

Романтизм - фр. Революция. Жесткий рационализм требовал от человека, н-р «основа мировой мудрости для женщин»,

Классицизм и просвещение просуществовали до рубежа 19 века. Фр. Революция. Устали от рационализма. Воспитатели у нас были французы, жалели, они бежали от революции.

-интерес к романтизму. Предшествовал сентиментализм- человек, как сложная личность, кот. все время сомневается. Интерес к семейной идиллии (портреты Боровиковского). Интерес к человеческим эмоциям. Сентиментализм – как реакция на сухость классицизма.

Классицизм - долг, гражданственость, сентиментализм - интерес к личности, простые люди, тихий мирок,сочувствие. Поэтизирует маленького человека.

Предпосылки романтизма:

1)кризис фр. Революции.. 2) усталость от классицизма

19 век Уникален. Маркер - век машин, коренное изменение, революция в технической и человеческой. Машина становится между человеком и природой. С появлением машин - Дегуманизация труда. Труд связан с личностью. Работы индивидуальны. Машинные горшочки – одинаково безличны, однородный безрукий труд. Труд утрачивает черты положительной творческой деятельности. Труд должен быть созидателен.. а в 19 веке – наоборот, по ту сторону духовности.

КУЛЬТУРА 19 ВЕКА:

1.)Романтизм, формирование буржуазного общества

2) реализм, критика буржуазного общества.

Романтизм - не стиль, направление в мировоззрении. Романтизм - общекультурное движение, которое претендует на всеобщее мировоззрение. Р. - отражение противоречий общества, кот. проявляется в конфликте между обществом и человеком.19 в. Обнаруживает невозможность существовани идеалов. Несовместимость между идеалом и реальностью. Романтизм отрицает действительность с ее эгоистическими идеалами, враждебность к душевной красоте человека, с ее противопоставлением механистистич.мира. Бунтарь активно противодействует этому несовершенству. Эта борьба требует невероятных усилий. Романтизму свойственна жажда обновления, романтики мечтали не о локальном, а о глобальном (изменить мир вообще). Для романтиков свойственна мысль о побеге - надо бежать. (мир не совершенен) куда?

1)внутренний мир. Эпоха романтизма – портрет человеческий, детский портрет, душевнобольных людей.

2)Фантастический мир, уход в экзотические миры, нетронутых этой поганой цивилизацией. Сельские мотивы и нетронутые цивилизации.

3)прошлое. Интерес к средневековью – мир рыцарей, благородные честные рыцари, королей, прекрасных дам.

Систематическое изучение прошлого наследия, в т.ч. и средневековья.

19 век- зарождение искусствоведения и исторической науки (интерес зарождается)- обновляется язык, европейские языки.

У нас интерес к фольклору:Погорельский, Пушкин. И русский язык в т. ч. Обновляется.

Фольклоры, интерес к легендам, сказкам,= усиливается своеобразие литературы. Романтизм возникает в Германии в кружке Новалиса. Новалис6 «Поэт познает мир лучше, чем разум ученого» Сказка – один из ведущих жанров (Братья Гримм, Гофман, Шарль Перо, Ганс Христиан Андерсен) Чем фантастичнее - тем лучше.

Разлад между идеалами действительности приобрел необычную остроту, появление двоемирия. = Символизм- способ выражения этого двоемирия.

Символизм. тема мирового зла- одна из ведущих тем. Пронизана литература эпохи романтизма. Мысль о господстве над человеком судьбой. Судьба его подавляет. (Байрон, Лермонтов) Преобладание настроения - борьбы и протест против царящего в мире зла. Бунтарь.- вызов обществу.

Разочарование романтиков. Одинокий герой. Байрон.(любовь к сестре, страдал, хромал)

1)Для р. характерен подход к творчеству, художнику. Нет подражания- художник активен. Уподобляются живому организму. Творческая свобода художника, отвергали канон в искусстве, присущи ирония, юмор.

2)Образцом и нормой искусства является музыка – 19 век.- расцвет музыкальных школ.(Шуберт, Шуман.,Шопен.,Сметана)

3)Свои специфич. Черты в литературе - разные пласты в действительности. Гоголь «Нос» - романтизм. Эдгар По., Вальтер Скотт.

4)Образ бурной природы. Стихия, перед стихией равны все. Главная тема - Катастрофа. Жерико «Плот медузы», Брюлов «Последний день Помпеи».

5)Разнообразие. Герой бросает вызов обществу.- «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: