Какие положения выдвигает

«общая теория конфликта» К. Боулдинга?

«Общая теория конфликта» Кеннета Боулдинга представляет собой попытку создания универсальной целостной научной тео-



1 Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 29.



1 АниуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 77.

2 Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 29.

3 Там же. С. 29—30.


насилия. Миф понимается как «объединяющий и побуждающий к действию эмоционально-психологический императив, осно­ванный на вере. Это неразложимая социально-психологическая целостность, которая в связи с этим не может быть подвергнута ра­циональному анализу, критике, опровержению»1. Через миф вы­ражаются убеждения, чувства, интуитивные стремления конк­ретной социальной группы. Революция и всеобщая забастовка являются мифом, т. е. социальный конфликт Сорель рассматрива­ет в контексте мифа. Крупные социальные и политические кон­фликты отражают иррациональный характер общества и исто­рии, также иррационально и стихийно движение и развитие масс, поэтому идея социального прогресса не состоятельна и отверга­ется автором. Реализация рабочим классом своих целей и стрем­лений возможна только в случае применения насилия и социаль­ных конфликтов.

Франц Оппенгеймер (1864—1943) основное внимание сосредо­точил на проблеме происхождения государства и особенностях тех социальных процессов, которые в нем происходят. Автор отрицал главенствующую роль экономических факторов в возникновении государства, как на этом настаивал марксизм, а рассматривал в ка­честве основополагающих правовые причины. Государство пони­мается как некий правой институт, который создается одной час­тью общества — «захватчиками» и навязывается другой — завое­ванной части. Целью этого института является удержание власти и подчинение захваченной части общества. То есть общество воз­никло в результате порабощения и подчинения. Эволюция обще­ства предполагает изменение форм насилия и эксплуатации от физического насилия до экономического и политического при­нуждения, но при этом сущность государства не изменится. Таким образом неравенство заложено в природе государства, а значит, и общества, которое его составляет.

Американский политолог Артур Бентли выдвигал в качестве центрального пункта своей теории понятие политической груп­пы, реализующей свои возможности и интересы через собственную деятельность. Политическая жизнь рассматривается как процесс политической деятельности в обществе. К политическим груп­пам Бентли относит не только политические партии, но и другие политические институты. Политические партии являются лишь представителями интересов определенных политических групп, и их деятельность протекает в определенном социальном окруже­нии параллельно с деятельностью других политических партий, выражающих политические интересы других групп. Политиче­ская жизнь общества основывается на столкновении разных групп интересов. Проявления политической жизни представляют со-

' Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 21.


бой использование силы со стороны политических групп для до­стижения собственных интересов. В понятие силы входит не только физический ее аспект, т. е. физическое принуждение, но и моральное и психологическое давление, например угрозы, а так­же демонстрации и политические дискуссии. С помощью приме­нения таких гибких методов происходит реализация политиче­ской жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: