Методы социальной психологии применяются для выявления и изучения межличностных конфликтов, а также различных груп-
новых конфликтогенных явлений, к которым можно отнести социально-психологическую напряженность в отношениях, несовместимость, возникновение отрицательно направленных мик-рогрупп. В исследовании групповых конфликтных отношений применяются следующие методы социальной психологии: наблюдение, социометрия, опросы, различные проективные методы, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент.
Наблюдение является междисциплинарным методом изучения разноуровневых межличностных конфликтов: от конфликтов в малых локальных группах до межгосударственных. Наблюдение — это сбор первичной информации об изучаемом объекте через целенаправленное, организованное, непосредственное восприятие и фиксирование конфликтных событий, явлений и ситуаций. Этот метод имеет свои достоинства, к которым относятся: непосредственное восприятие конфликта, что достигается, во-первых, через участие в конфликтном процессе и, во-вторых, через стороннее его восприятие; оценка влияния, значимости и эффективности многих действующих в конфликте факторов; возможность обеспечить естественные условия протекания конфликта; наблюдение динамики конфликта.
|
|
Наблюдение как метод исследования группового конфликта имеет также и минусы, к которым относятся частный характер наблюдаемой конфликтной ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта, когда наблюдатель помимо своей воли становится участником конфликта, а это приводит к определенным изменениям в его психике и может искажать восприятие ситуации. Возникшие изменения свойственны противоборствующим сторонам — участникам данного конфликта. Это искаженное восприятие ситуации, появление негативных эмоций, ориентация на нахождение справедливой позиции. Факты, которые получает в таком наблюдении исследователь, имеют личную окраску и потому не могут считаться объективными, а следовательно, на их основании нельзя сделать научные выводы. Также на результаты наблюдения могут влиять знания наблюдателя, его личный опыт и эмоциональное состояние.
Социометрия применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, а в конфликтологических исследованиях используется с целью выявления напряженных взаимоотношений и конфликтов в малой группе. Данная методика строится следующим образом: испытуемый должен определить свое отношение к другим участникам группы на основании предложенных критериев. Существует несколько модификаций (методов) применения социометрии.
|
|
Таблица 2
Методы применения социометрии
Название метода | Характеристики и задачи |
Координатно-социограммный метод | Выделение конфликтных пар, индифферентных личностей" а также микрогрупп, имеющих положительный и отрицательный статус |
Модульная методика диагностики межличностных конфликтов | Четыре базовые измерительные шкалы: ' — отношение к каждому члену группы; — представление об отношениях каждого к нему самому; — качество выполнения должностных обязанностей; — развитость нравственных качеств. Расчет индексов конфликтности всей группы и отдельных ее членов |
Пространственная социометрия | Выявление тех членов группы, с которыми у испытуемых ~ налажены близкие, безразличные и конфликтные отношения |
Цветовой тест отношений | Выявление скрытых в группе конфликтных отношений ~~ через снижение защитных механизмов группы Рассмотрение конфликтных отношений в их корреляции с цветовой гаммой (цветоассоциациями) |
Опросник Б. Кросби и Д. Шерер предназначен для определения уровня конфликтности психологического климата в организации. На уровень конфликтности влияют следующие факторы, которые входят в данный опросник:
— баланс власти, формирующий субъективное чувство удов
летворения или неудовлетворения сотрудников ее распределени
ем в организации;
— правила открытого выражения негативных чувств и эмо
ций (существуют ли они в организации);
— отношение к открытому несогласию сотрудников с приня
тым в организации решением, а также то, как чувствуют себя вы
разившие это несогласие сотрудники;
— типичный для руководителя стиль решения конфликта: из
бегание открытого разрешения конфликтной ситуации, давле
ние на подчиненных, сглаживание конфликта, работа с персона
лом по регуляции и позитивному разрешению конфликта.
Ретроспективный анализ конфликтов часто применяется для анализа конфликтов в семейных отношениях, а также конфликтов на предприятиях и организациях между руководителями и подчиненными. В опросники, направленные на ретроспективный анализ, входят вопросы, ориентированные на выявление наиболее типичных для данной семьи, коллектива конфликтов, изучение причин, которые мешают предотвратить этот конфликт, выяснение типичных стратегий поведения оппонентов в конфликте.
Изучение документов часто сопутствует методу ретроспективного анализа конфликтов в социальной и юридической психологии.
Метод опроса имеет довольно широкий спектр применений. С его помощью исследуются различные виды конфликта. К оп-
сным метОдам относятся: анкетирование, беседы, массовые и экспертные опросы.
Методика определения внутригрупповой конфликтности (Т. Полозова), представляющая собой опросный метод, основана на методе экспертной оценки. Методика включает в себя: оценкумеж-личностных отношений членов коллектива, что дает возможность выделить конфликтные пары в данном коллективе, выявление обших норм и стилей поведения в ситуации конфликта, а также определение образа конфликтного и неконфликтного человека. Шкала-опросник Ф. Фидлера — Ю. Ханша предназначена для оценки психологического климата в коллективе.
Для диагностики семейных конфликтов, консультирования супружеской пары и коррекции отношений применяется методика «Межличностный семейный конфликт». Данная методика состоит из вопросов, направленных на изучение семейных ролей, коммуникативных, познавательных, материальных потребностей, потребности в защите «Я-концепции», культуры общения, взаимной информированности, уровня моральной мотивации, проведения досуга, частоты возникновения конфликтов и способов их разрешения, субъективной оценки удовлетворенности браком каждого из супругов.
|
|
Эксперимент предполагает моделирование в лабораторных условиях конфликтной ситуации, что дает возможность изучения процесса протекания и разрешения конфликта. В качестве такой смоделированной ситуации могут выступать как несложные ролевые игры, так и реальные ситуации, воспроизведенные в лабораторных условиях. С помощью эксперимента исследуются: межличностные конфликты, возникающие в ходе совместной деятельности, когнитивные конфликты, которые постепенно перерастают в межличностные, конфликты в детской и школьной среде, в учебном процессе. Недостатками эксперимента являются возможность возникновения организационных и иногда нравственных трудностей, а также выводы, возникшие из смоделированных конфликтов, которые нельзя переносить на реальные жизненные ситуации, так как те взаимосвязи и отношения, которые выявились в ситуации игры, могут также возникнуть и в реальных конфликтах. Еще один важный недостаток эксперимента-невозможность моделирования мотивации, которая присутствовала в реальном конфликте, а именно она часто является определяющим фактором конфликта. Поэтому на современном этапе для изучения Конфликта эксперимент применяется сравнительно нечасто.