Психические познавательные процессы

Мир психических явлений человека сложен. В его основе лежат психиче­ские процессы, свойства, состояния, обеспечивающие отражение и осознание людьми воздействий окружающего мира. Важное значение при этом имеют познавательные процессы: ощущения, восприятие, представление, воображе­ние, память, мышление, речь.

Ощущения. Источником знаний о внешнем мире и собственном организ­ме человека являются ощущения. Это основные каналы, благодаря которым информация о явлениях поступает в головной мозг, давая возможность ин­дивиду ориентироваться в них.

ОЩУЩЕНИЯотражение в сознании субъекта отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздей­ствующих на органы чувств.

Органы чувств — это механизмы, с помощью которых информация об окружающем мире поступает в кору головного мозга. Ощущения отражают внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, поверхность, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные движения, боль и пр.). Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раз­дражитель и субъективны — поскольку зависят от нервной системы и инди­видуальных особенностей личности.

Виды ощущений. Различают следующие ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды:

— зрительные — человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 тысяч оттенков между ними;

— слуховые — индивид воспринимает речь, контролирует многие виды ра­бот, наслаждается музыкой и т. д.;

— обонятельные — помогают людям распознавать летучие вещества и за­пахи;

— температурные — различают тепло и холод;

— вкусовые — определяют качественные особенности принимаемой пищи;

— тактильные — совместно с мышечно-двигательными составляют осяза­ние, с помощью него человек воспринимает гладкость, шероховатость, плот­ность предметов, их прикосновение к телу, место и размер раздражаемого участка.

К ощущениям, которые отражают внутреннее состояние индивида, отно­сятся:

— болевые — сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов че­ловека;

— равновесия — обеспечивают вертикальное положение тела (деятель­ность вестибулярного анализатора);

— ускорения — при движении людей определяют их центростремительные и центробежные силы.

К ощущениям, которые отражают движение нашего тела, относятся мы­шечно-двигательные ощущения. Они снабжают человека информацией о по-

ложении тела и его частей в пространстве и осуществляют регуляцию дви­жений, сокращение, растяжение и расслабление мышц и т. п.

Развитие ощущений возможно в процессе упражнений. Например, утрата зрения или слуха в некоторой мере может компенсироваться другими видами чувствительности.

ВОСПРИЯТИЕ— целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.

Восприятие предполагает выделение из комплекса признаков наиболее значимых, их объединение и сопоставление с прошлым опытом. Восприятие включает двигательный компонент (ощущение предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.) и сложную деятельность мозга по форми­рованию целостного образа. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название аппер­цепции. Влияние опыта на этот процесс вполне очевидно. Об этом свиде­тельствует пример с искажающими очками: все предметы видятся переверну­тыми, за исключением тех, которые невозможно в такой форме представить. Обычная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она становилась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.

В зависимости от форм, отражения различают следующие ви­ды восприятий:

— пространства — восприятие формы, величины, объема объекта, рассто­яния между оьъектами, их взаимного расположения, удаленности и направ­ления;

— времени — восприятие длительности, скорости и последовательности явлений;

— движения — восприятие изменений по времени положения предметов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятия характеризуют следующие свойства:

— целостность — отражаемые объекты выступают в сознании человека в совокупности их многих качеств и характеристик;

— константность — индивид воспринимает предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине, что обусловливается знанием их фи­зических свойств;

— структурность — восприятие не простая сумма ощущений. Это факти­чески абстрагированная от них, обобщенная характеристика. Например, иг­рает музыка, и мы слышим не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее;

— избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних

объектов по сравнению с другими, т. е. в способности человека воспринимать лишь те из них, что представляют для него наибольший интерес. Швейцар­ским психологом Роршахом было установлено, что даже чернильные пятна — это всегда что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.д.);

— предметность — способность человека отражать окружающий мир как воздействия его конкретных образов;

— апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕпроцесс воссоздания (воспроизведения) кон­кретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре боль­ших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Представления формируются в процессе деятельности человека. В зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид из них: у художника — зрительный, у музыканта — слуховой, у спортсмена — двигательный, у химика — обонятель­ный.

Функции представления:

— сигнальная — отражается не только образ предмета, но и многообраз­ная информация о нем, которая впоследствии превращается в систему сиг­налов, управляющих поведением человека;

— регулирующая — отбирается нужная информация о предмете или явле­нии с учетом реальных условий предстоящей деятельности;

— настроечная — проявляется в ориентации организма на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

МЫШЛЕНИЕэто психический процесс отражения существен­ных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Оно радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию мира, включая невидимое, поскольку оперирует не только первич­ными и вторичными образами, но и понятиями. «Мышление — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» (И. П. Павлов).

В своем становлении мышление проходит две стадии:

• допонятийную;

• понятийную.

Детям свойственно допонятийное мышление (начальная стадия). Оно имеет другую, чем у взрослых, организацию: суждения детей о предметах единичные, при объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомо­му (суждения по сходству или аналогии), поскольку в этот период главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства — при-

мер. Учитывая эту особенность, убеждая малыша или что-то объясняя ему, важно подкреплять свою речь наглядными образами. Особенностью допо-нятийного мышления является также эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не мо­жет посмотреть на себя со стороны, правильно понять ситуацию, так как не может отрешиться от собственной точки зрения и принять чужую пози­цию.

Понятийное мышление возникает не сразу, а постепенно и появляется у подростков в 11-14 лет. Однако оно еще несовершенно, так как первичные понятия формулируются у подростков в этом возрасте лишь на основе жи­тейского опыта и не соотносятся с научными данными.

Особенности мышления:

• Человек опирается не только на непосредственные ощущения и воспри­ятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

• В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

• Мы всегда отражаем связи в отвлеченном и обобщенном виде, как име­ющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для конкретно наблюдаемого явления.

• В своем содержании мышление опирается на общественную практику. Это не просто созерцание внешнего мира, а его отражение в зависимости от задач, стоящих перед человеком в его жизни.

Различают следующие операции мышления:

— анализ — расчленение сложного объекта на части или характеристики;

— сравнение — установление сходства и различия между предметами;

— синтез — позволяет в едином процессе переходить от частей к целому;

— абстрагирование — выделение существенных свойств и связей объекта и отвлечение от других, второстепенных;

— обобщение — объединение многих предметов и явлений по их общим и определяющим признакам;

— конкретизацию — движение мыслей от общего к частному.
Формы мышления:

— понятие — отражает общие и существенные свойства, связи и отноше­ния объектов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными;

— суждение—л выражает или утверждает связи между предметами и яв­лениями действительности. Выделяют суждения истинные и ложные;

— умозаключение — на базе нескольких суждений делается определенный вывод.

Мышление всегда находится в неразрывном единстве с языком. Если мышление отражает действительность, то язык ее выражает. Язык явля­ется орудием мышления, обеспечивая материальное оформление мыслей и

обмен информацией между членами общества. Язык участвует в формиро­вании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание).

Контрольные вопросы

1. Что такое душа с научно-философской точки зрения?

2. Какое направление в философии признаёт существование души и отрицает существование души вне тела и идею бессмертия?

3. Что такое сознание?

4. Какими существенными свойствами обладает сознание?

5. Что отражает такая характеристика сознания человека, как его интенциональность?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: