Мир психических явлений человека сложен. В его основе лежат психические процессы, свойства, состояния, обеспечивающие отражение и осознание людьми воздействий окружающего мира. Важное значение при этом имеют познавательные процессы: ощущения, восприятие, представление, воображение, память, мышление, речь.
Ощущения. Источником знаний о внешнем мире и собственном организме человека являются ощущения. Это основные каналы, благодаря которым информация о явлениях поступает в головной мозг, давая возможность индивиду ориентироваться в них.
ОЩУЩЕНИЯ — отражение в сознании субъекта отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Органы чувств — это механизмы, с помощью которых информация об окружающем мире поступает в кору головного мозга. Ощущения отражают внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, поверхность, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные движения, боль и пр.). Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и субъективны — поскольку зависят от нервной системы и индивидуальных особенностей личности.
|
|
Виды ощущений. Различают следующие ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды:
— зрительные — человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 тысяч оттенков между ними;
— слуховые — индивид воспринимает речь, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д.;
— обонятельные — помогают людям распознавать летучие вещества и запахи;
— температурные — различают тепло и холод;
— вкусовые — определяют качественные особенности принимаемой пищи;
— тактильные — совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью него человек воспринимает гладкость, шероховатость, плотность предметов, их прикосновение к телу, место и размер раздражаемого участка.
К ощущениям, которые отражают внутреннее состояние индивида, относятся:
— болевые — сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека;
— равновесия — обеспечивают вертикальное положение тела (деятельность вестибулярного анализатора);
— ускорения — при движении людей определяют их центростремительные и центробежные силы.
К ощущениям, которые отражают движение нашего тела, относятся мышечно-двигательные ощущения. Они снабжают человека информацией о по-
ложении тела и его частей в пространстве и осуществляют регуляцию движений, сокращение, растяжение и расслабление мышц и т. п.
Развитие ощущений возможно в процессе упражнений. Например, утрата зрения или слуха в некоторой мере может компенсироваться другими видами чувствительности.
|
|
ВОСПРИЯТИЕ— целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.
Восприятие предполагает выделение из комплекса признаков наиболее значимых, их объединение и сопоставление с прошлым опытом. Восприятие включает двигательный компонент (ощущение предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.) и сложную деятельность мозга по формированию целостного образа. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние опыта на этот процесс вполне очевидно. Об этом свидетельствует пример с искажающими очками: все предметы видятся перевернутыми, за исключением тех, которые невозможно в такой форме представить. Обычная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она становилась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.
В зависимости от форм, отражения различают следующие виды восприятий:
— пространства — восприятие формы, величины, объема объекта, расстояния между оьъектами, их взаимного расположения, удаленности и направления;
— времени — восприятие длительности, скорости и последовательности явлений;
— движения — восприятие изменений по времени положения предметов или самого наблюдателя в пространстве.
Восприятия характеризуют следующие свойства:
— целостность — отражаемые объекты выступают в сознании человека в совокупности их многих качеств и характеристик;
— константность — индивид воспринимает предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине, что обусловливается знанием их физических свойств;
— структурность — восприятие не простая сумма ощущений. Это фактически абстрагированная от них, обобщенная характеристика. Например, играет музыка, и мы слышим не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее;
— избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних
объектов по сравнению с другими, т. е. в способности человека воспринимать лишь те из них, что представляют для него наибольший интерес. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже чернильные пятна — это всегда что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.д.);
— предметность — способность человека отражать окружающий мир как воздействия его конкретных образов;
— апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Представления формируются в процессе деятельности человека. В зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид из них: у художника — зрительный, у музыканта — слуховой, у спортсмена — двигательный, у химика — обонятельный.
Функции представления:
— сигнальная — отражается не только образ предмета, но и многообразная информация о нем, которая впоследствии превращается в систему сигналов, управляющих поведением человека;
— регулирующая — отбирается нужная информация о предмете или явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности;
— настроечная — проявляется в ориентации организма на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.
|
|
МЫШЛЕНИЕ — это психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Оно радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию мира, включая невидимое, поскольку оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. «Мышление — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» (И. П. Павлов).
В своем становлении мышление проходит две стадии:
• допонятийную;
• понятийную.
Детям свойственно допонятийное мышление (начальная стадия). Оно имеет другую, чем у взрослых, организацию: суждения детей о предметах единичные, при объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому (суждения по сходству или аналогии), поскольку в этот период главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства — при-
мер. Учитывая эту особенность, убеждая малыша или что-то объясняя ему, важно подкреплять свою речь наглядными образами. Особенностью допо-нятийного мышления является также эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, правильно понять ситуацию, так как не может отрешиться от собственной точки зрения и принять чужую позицию.
Понятийное мышление возникает не сразу, а постепенно и появляется у подростков в 11-14 лет. Однако оно еще несовершенно, так как первичные понятия формулируются у подростков в этом возрасте лишь на основе житейского опыта и не соотносятся с научными данными.
Особенности мышления:
• Человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
• В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
• Мы всегда отражаем связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для конкретно наблюдаемого явления.
|
|
• В своем содержании мышление опирается на общественную практику. Это не просто созерцание внешнего мира, а его отражение в зависимости от задач, стоящих перед человеком в его жизни.
Различают следующие операции мышления:
— анализ — расчленение сложного объекта на части или характеристики;
— сравнение — установление сходства и различия между предметами;
— синтез — позволяет в едином процессе переходить от частей к целому;
— абстрагирование — выделение существенных свойств и связей объекта и отвлечение от других, второстепенных;
— обобщение — объединение многих предметов и явлений по их общим и определяющим признакам;
— конкретизацию — движение мыслей от общего к частному.
Формы мышления:
— понятие — отражает общие и существенные свойства, связи и отношения объектов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными;
— суждение—л выражает или утверждает связи между предметами и явлениями действительности. Выделяют суждения истинные и ложные;
— умозаключение — на базе нескольких суждений делается определенный вывод.
Мышление всегда находится в неразрывном единстве с языком. Если мышление отражает действительность, то язык ее выражает. Язык является орудием мышления, обеспечивая материальное оформление мыслей и
обмен информацией между членами общества. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание).
Контрольные вопросы
1. Что такое душа с научно-философской точки зрения?
2. Какое направление в философии признаёт существование души и отрицает существование души вне тела и идею бессмертия?
3. Что такое сознание?
4. Какими существенными свойствами обладает сознание?
5. Что отражает такая характеристика сознания человека, как его интенциональность?