Рабочая программа учебной дисциплины
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Направление подготовки – 035700.62 Лингвистика
Профиль – Теория и практика межкультурных коммуникаций
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная
Курс 2, семестр 4
Москва – 2014
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
по направлению подготовки 035700.62 Лингвистика
Разработчик:
доцент кафедры психологии развития и инноваций,
кандидат психологических наук, доцент О. Н. Комарова
Рецензент:
профессор, доктор психологических наук,
академик РАО, заведующая лабораторией
научных основ детской практической психологии
психологического института РАО И.В. Дубровина.
Программа одобрена на заседании кафедры психологии развития и инноваций
Протокол № 1 от 28 августа 2014 г.
Зав. кафедрой:
профессор кафедры психологии развития и инноваций,
доктор психологических наук, профессор Б.Н. Рыжов
Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины “Конфликтология” является формирование конфликтологической компетентности на основе систематизированных знаний в области теории и практики конфликтов о путях и средствах их урегулирования, о переговорном процессе.
Задачидисциплины:
а) формирование у студентов теоретических знаний о причинах, формах, возможных последствиях конфликтов разного уровня; методологического подхода к изучению конфликтных взаимоотношений между субъектами;
б) обучение студентов не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления:
- научить анализировать конфликтные ситуации;
- прогнозировать поведение работников в организации на визуальных моделях в динамике;
- освоить методы примирительных процедур.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина “Конфликтология” относится к вариативной части цикла общепрофессиональных дисциплин.
Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина “Конфликтология”, являются лингвистическое образование, межъязыковое общение, межкультурная коммуникация.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: теория и методика преподавания иностранных языков и культур; перевод и переводоведение;
теория межкультурной коммуникации.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области производственно-практической деятельности:
- применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;
- обеспечение межкультурного общения в различных профессиональных сферах;
- выполнение функций посредника в сфере межкультурной коммуникации.
в области научно-исследовательской деятельности:
- выявление и критический анализ конкретных проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;
- проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации.
в области организационно-управленческой деятельности:
- организация деловых переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков;
- применение тактик разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации.
Для освоения дисциплины “Конфликтология” обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин “Психология”, “Русский язык и культура речи”.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины “Практикум по межкультурной коммуникации”, прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готов к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, готов нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);
- владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
- стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);
- владеет навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива (ПК-44).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представление:
– о тенденциях развития зарубежной и отечественной конфликтологии;
– о дискуссионных проблемах конфликтологии как теории и практики;
– о роли конфликтов в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации, общества и человечества в целом..
Знать: теоретические основы и закономерности возникновения, предупреждения и регулирования конфликтов различных видов.
Уметь:
– анализировать источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в производственной сфере;
– определять условия, способы и приемы предупреждения производственных конфликтов;
–оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур в ходе разрешения трудовых конфликтов;
– самостоятельно применять конструктивные способы разрешения межличностных конфликтов различных видов;
– самостоятельно работать с научной литературой;
– аналитически воспринимать информацию, систематизировать и обобщать ее.
Владеть:
– навыками самостоятельного освоения новых знаний;
– методами предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;
– методикой реализации индивидуального подхода к построению социально-психологических взаимодействий;
– методиками саморегуляции протекания основных психических процессов в различных условиях деятельности.