Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего, экологических

Государственное регулирование реализуется посредством различных форм и методов. В современной хозяйственной жизни государство использу­ет различные формы воздействия на экономику. Растет доля государствен­ных расходов и доходов в ВНП. Все возрастающую роль играют налоги в системе государственного предпринимательства, значительное место зани­мает государство в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определен­ные виды предпринимательской деятельности, а через государственные рас­ходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности. В конеч­ном итоге государственная власть призвана обеспечивать охрану обществен­ных интересов, экономической системы страны в целом.

В зависимости от способа функционирования различают административные и экономические методы воздействия государства на экономику. Административные методы предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования организуют свою деятельность на основе распоряжений органов власти, т. е. по принуждению. Экономические методы ориентируют государственные органы власти на создание предпосылок и законодательной базы таким образом, чтобы субъекты сами формировали свою хозяйственную политику в соответствии экономическими целями государства. В смешанной экономике — один из методов государственного регулирования.

Границы государственного регулирования рыночной экономики в значительной мере определяются его возможностями. Если государство переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма. Недооценка роли государства и преувеличение саморегулирующей роли рынка в конечном итоге приводит к такому состоянию, когда рынок оказывается не в состоянии координировать экономические процессы и обес­печивать эффективное использование ресурсов. Такую ситуацию называют «фиаско рынка». Это может происходить в случае чрезмерной монополиза­ции рынка, возникновения перепроизводства или недопроизводства каких-либо благ. В свою очередь, преувеличение роли государства в экономике мо­жет вызывать не менее негативные последствия. Ситуацию, когда государст­во не опирается в достаточной степени на рыночный механизм, не способно обеспечить эффективное развитие экономики, называют «фиаско государст­ва». По мнению ряда современных западных экономистов, государство в экономике должно присутствовать только там, где убытки от фиаско рынка превышают убытки от фиаско государства. Главное в пределах государственного регулирования — не снижать активность саморегулирующих рычагов рыночного механизма, обеспечивая поступательность развития и экономический рост, а в конечном итоге — повышения уровня жизни населения.

Преобладание тех или иных методов государственного регулирования формирует в конечном итоге соответствующую экономическую политику государства, под которой понимается совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей.

Государственное регулирование — основа механизма реализации экономической политики — представляет собой систему прямых и косвенных методов взаимодействия государства, способных кардинальным образом изменять состояние спроса и предложения на рынке для реализации целей экономической политики. Таким образом, экономическая политика представляет более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулирование.

Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают следующие цели: стабильный рост национального объема производства, поддержание определенного уровня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.

Современное теоретическое понимание роли государства заключается в актуализации поиска стратегий эффективного его взаимодействия на экономические процессы. Важными факторами стратегии перехода к «эффективному» государству являются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

Последний мировой финансовый кризис показал необходимость избавляться России от слепого восторга перед либеральной системой США. Поэтому представляется исключительно значимым на современном этапе возврат российской экономической политики к осознанию необходимости целенаправленного государственного воздействия на многообразные экономические процессы. Государство начало выстраивать систему партнерских экономических отношений с предпринимателями. Создаются институты промышленного развития и современной финансово-кредитной системы. Удалось «включить» и такие важные внеэкономические факторы экономического роста, как восстановление государственной целостности, социально-политическая стабильность. Все это положительно сказалось на достижении определенной экономической стабилизации, росте объемов ВВП, занятости и доходов населения.

Новый подход в экономической политике должен состоять в том, чтобы государство на качественно новой основе усилило свои экономическую и социальную функции, связанные с необходимостью корректировки рыночных регуляторов. Ключевую роль при этом должно играть повышение эффективности управления экономикой со стороны государства. Этому в значительной степени отвечает взятый правительством курс на модернизацию путем концентрации ресурсов в государственных или находящихся под контролем государства корпорациях.

По нашему мнению, в составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Это необходимо не только для пополнения бюджета и выполнения социальных программ, но и для безопасности страны. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами и созданием условий для предпринимательства, но и планово-экономическими методами. Это должно стать основой проведения государственной экономической политики.

В настоящее время перед российским государством стоит актуальная задача проведения реалистичной экономической политики, направленной на переход экономики на модернизационный (инновационный) тип воспроизводства, прежде всего, за счет диверсификации и расширения инвестиционно-инновационных источников роста, обеспечения справедливого распределения природной ренты, достижения эффективной и полной занятости населения при контролируемой инфляции. Решение данной задачи предполагает необходимость разработки правительством страны эффективной системы стратегического управления социально экономическим развитием. Важным элементом такой системы должны стать федеральные целевые программы, крупномасштабные долгосрочные проекты. Подобные проекты уже имеются в сферах транспорта и высоких технологий, территориального развития, в сельском хозяйстве. В результате экономическая политика государства превратится в конкурентоспособную, с четким видением будущего.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. поставлена главная задача — увеличить в разы производительность труда в ключевых отраслях народного хозяйства. Это означает выдвижение на передний план качественных параметров социально-экономического развития. Если предыдущая задача решалась за счет нагрузки на сырьевые источники (ныне экспорт сформирован на 60% нефтью и нефтепродуктами, на 15% — металлургической продукцией), то вновь поставленная задача может быть реализована только путем неоиндустриализации производительных сил. Для этого необходимо сосредоточить усилия на решении трех ключевых проблем: создание равных возможностей для людей, формирование мотивации инновационному поведению и радикальное повышение эффективности экономики.

Стратегия перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития предполагает повысить показатели инновационной активности, вдвое — втрое поднять эффективность экономики, резко увеличить долю отечественных высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Это позволит значительно увеличить заработную плату и вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социаль­но-экономического развития.

По мере становления гражданского общества все большую значимость при­обретают общественные институты: различного рода соглашения, ассоциа­ции-союзы промышленников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, — которые не являются в чистом виде ни институтами государства, ни рынка, но выступают реальными участниками и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.

Важнейшим фактором развития экономики выступает социальная политика государства. В широком смысле, социальная политика характеризует одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан. В узком смысле, социальная политика подразумевает действия правительства, направленные на решение социальных проблем.

Взаимодействие социальной и экономической политики осуществляется через различные компоненты: макроэкономическую, налогово-бюджет-ную, валютно-финансовую, внешнеэкономическую политику, политику в сфере занятости и т.д. Зависимость социальной политики от общеэкономической определяется многими параметрами и прежде всего тем, что размер средств, выделяемых на удовлетворение потребностей населения, зависит от результатов собственно экономического развития.

Основными функциями социальной политики выступают:

• Жизнеобеспечивающая (функция социальной защиты), предусматривающая создание и гарантирование условий нормальной жизнедеятельности всех слоев населения.

• Воспроизводственная, призванная обеспечивать постоянное повышение качества жизнедеятельности всего населения, т.е. расширенное воспроизводство человеческого капитала.

• Макроэкономическая, означающая использование государственных расходов на социальные нужды как одного из инструментов экономического роста и достижения сбалансированности между производством и потреблением.

• Стабилизационная, направленная на достижение устойчивости и стабильности общественного развития путем содействия сглаживанию наиболее острых противоречий между различными слоями населения.

Важнейшей составляющей социальной политики является политика регулирования доходов. Она должна учитывать дифференциацию доходов населения, как результат распределения доходов, выражающий степень неравномерности распределения благ и проявляющий в различии долей доходов, получаемыми различными группами населения. Дифференциация доходов играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности использования своих возможностей. Вместе с тем, чрезмерная дифференциация приводит к поляризации доходов, замедляет экономическое развитие страны, подрывает доверие к основным институтам государства, более того, может вызвать социальные конфликты в обществе.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяется кривая Лоренца.

 
 


А

Рис. 13. Кривая Лоренца

По горизонтали расположены процентные группы насе­ления, а по вертикали — проценты дохода, получаемые этими группами. При абсолютном равенстве в распределении доходов каждой процентной группе населения соответствовал бы такой же удельный вес доходов: 20% населения получают 20% дохода, 40% населения — 40% дохода и т.д. Линия 0А показы­вает идеальное распределение доходов в обществе. В реальной же действительности фактическое распределение доходов между различными семьями существенно отличается от идеального, равномерного распределения. На графике кривая Лоренца (0СА) показывает, какую часть совокупного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных се­мей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется также коэффициент Джини. Этот макроэкономический показатель характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степе ни отклонения фактического распределения доходов от абсо­лютно равного их распределения между жителями страны. То есть коэффициент Джини на графике выражает отношение площади ОАС ко всему треугольнику ОАВ.

Проблема распределения доходов населения многогран­на. Итальянский экономист В. Парето выявил зависимость, выражающую соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц. Эта зависимость получила на­звание закона Парето, согласно которому распределение дохо­дов в обществе имеет постоянный характер и не зависит от системы налогообложения и социального обеспечения. Например, если 80% дохода достигается 20% населения, то улучше­ния положения бедных слоев можно достичь только общим повышением уровня благосостояния. Есть и другие проявле­ния этого закона: основная часть производства приходится па меньшую часть рабочей силы; основная часть продажи прихо­дится на незначительную часть клиентов. На основе изучения статистики ряда стран в различные исторические эпохи Парето установил, что распределение доходов выше определенной величины сохраняет значительную устойчивость. Он полагал, что в основе открытого закона лежит неравномерное распреде­ление человеческих способностей, а не социальные условия. Из этого следовал вывод о естественном характере закона и, следовательно, о тщетности попыток изменить принцип рас­пределения путем любых социальных преобразований.

В России наблюдаются заметное усиление социальной дифференциации и поляризации населения по уровню доходов. Так, если разрыв между среднедушевыми доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых в 1991 г. составлял 4,5 раза, то в последние годы достиг 18 раз.

Необходима новая государственная политика регулирования доходов, направления на повышение доходов беднейших слоев населения при снижении социально неприемлемой дифференциации.

Государство, с одной стороны, должно добиваться действенного контроля над доходами, а с другой, — формировать систему социальной защиты населения.

В рыночно-развитых странах сформировались различные модели социальной защиты. Так, в скандинавских странах преобладает государственная модель организации социальной защиты, включающая в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и выплат. Важнейшим элементом уровня социальной защищенности граждан во всех европейских странах является социальный минимум доходов, гарантированный тем, кто не имеет доходов и тем, кто не может себя обеспечить по личностным или социальным причинам.

Представляет определенный интерес и американская система социальной защиты, реализуемая в двух направлениях. Первое — система социального страхования, охватывающая основные риски: старость, потерю кормильца, инвалидность, болезни, производственный травматизм, безработицу. Второе направление — социальное вспомоществование — прежде всего, ориентировано на нижние слои общества. Доступ к этой системе сопровождается большим количеством ограничений. Этот вид защиты носит временный и избирательный характер.

Формирующаяся российская модель социальной защиты предполагает сочетание опыта европейской и американской систем.

Основными способами системы социальной защиты выступают социальное страхование, социальное обеспечение и социальная помощь.

В социальной защите исключительно важную роль занимает пенсионная система. В настоящее время в России формируется двухуровневая система пенсионного обеспечения. Первый вид — трудовая (страховая) пенсия, предоставляемая государством гражданам в зависимости от размера страхового взноса и трудового стажа. Второй вид — дополнительная (накопительная) пенсия, формируется за счет двух источников: либо накопления самими гражданами в счет будущей пенсии, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников.

Главной задачей реформирования сложившейся пенсионной системы в среднесрочной перспективы будет поддержание финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. Пенсионная система должна стать такой, чтобы каждому человеку было понятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни в пенсионном возрасте: сколько ему гарантировало государство, сколько он получит от обязательных взносов, которые перечислены его работодателем, а сколько ему нужно откладывать самому. В 2008 году начала реализовываться программа софинансирования государством добровольных пенсионных накоплений граждан. Предоставляется, что накопленная пенсия может быть наследуемой.

В российской пенсионной системе существует немало дискуссионных проблем. Одна из них — проблема установления рационального возраста выхода на пенсию.

Трудоспособное население также нуждается в социальной защите. Она реализуется через политику, предполагающую создание условий, позволяющих человеку самому заработать себе на жизнь и направленную на рост числа собственников.

глава IV. Международные проблемы
экономического развития

4.1. Международные экономические отношения
и формы их проявления

В широком смысле, мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств всех стран мира, объединенных международным разделением труда и разнообразными экономическими взаимосвязями, подчиняющихся объективным законам рыночной экономики. В узком смысле, мировое хозяйство включает совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром, то есть, это — международные экономические отношения (МЭО). Поскольку в настоящее время в любой стране остается все меньше отраслей, которые бы не были связаны с внешним миром прямо или косвенно, постольку различие между этими понятиями становится все менее заметным.

Отличительной особенностью современного мирового хозяйства является интенсивное развитие МЭО: расширяются и углубляются экономические отношения между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями; совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО посредством углубления международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличения открытости национальных экономик, развития и укрепления региональных международных структур.

Механизм МЭО состоит из правовых норм и инструментов их реализации (международных экономических соглашений, договоров, «кодексов» и т.д.), соответствующей деятельности международных экономических организаций.

Основной чертой нынешней эпохи становится не противоборство, а тенденция к сотрудничеству и взаимопониманию. Общее уважение к единому взаимосвязанному, взаимозависимому и социально развитому миру – такова основная тенденция современного мирового хозяйства.

Основные формы МЭО:

международная торговля, международные валютные отношения, международная миграция капитала и рабочей силы, международная экономическая интеграция, международное научно-техническое сотрудничество. Рассмотрим их вкратце.

Международная торговля — это ведущая форма международных экономических отношений, осуществляемая посредством экспорта и импорта товаров и услуг. Она характеризует участие страны в мировом товарообороте и международном разделении труда, для большинства стран выступает основной формой внешнеэкономических связей, осуществляется обычно посредством коммерческих операций в виде контрактов. При помощи внешней торговли происходит опосредование других форм внешнеэкономических отношений.

Международная торговля позволяет сглаживать ограниченность экономических ресурсов; расширять емкость внутреннего рынка; обеспечивать потребление дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства; увеличивать масштабы производства путем привлечения иностранных источников.

Состояние международной торговли определяется через внешнеторговый оборот — обобщающий показатель, состоящий из экспорта и импорта. Критерием значения внешнеторгового оборота в народном хозяйстве является удельный вес экспорта и импорта (экспортная и импортная квота) в валовом внутреннем продукте. Разница между импортом и экспортом составляет чистый экспорт. Превышение ввоза товаров над вывозом называется торговым дефицитом. Большое значение имеет внешнеторговая политика — государственная политика, оказывающая влияние на международную торговлю государства посредствам налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.

В международной торговле следует различать два противоположных направления: протекционизм (политика ограждения отечественных товаропроизводителей посредством ограничения импорта) и фритредерство ( политика свободной торговли). В разные периоды их соотношение изменялось. Так, в 50–60-е гг. XX в. преобладали тенденции к фритредерству, в 70–80-е гг. более отчетливо проявлялась тенденция нового протекционизма. При этом выявился ряд проявлений в торговой политике экономически развитых стран: уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты внутреннего рынка, особенно таможенных пошлин; усиление протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран; отказ во многих случаях от политики наибольшего благоприятствования. В последний период возникла теория нового протекционизма, сторонники которой выступают за сокращение мировой торговли путем защиты местных рынков и введения мер по поощрению торговли товарами, производимыми на локальном, национальном, затем на региональном и только в крайнем случае на мировом рынке.

Вместе с тем в мире все более завоевывает позиции фритредерство, отражающее в современных условиях идеи теории «открытой экономики».

Открытая экономика — это экономика, находящаяся под влиянием мирохозяйственных процессов и ориентированная на максимальное ее участие в международном разделении труда. Иначе говоря, — это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер. Противоположный смысл заключается в понятии «закрытая экономика», характеризующем развитие экономики по пути обособленности и самообеспеченности. В такой экономике протекционизм явно преобладает над либерализмом во внешнеэкономической деятельности. Государство должно быть готово к развитию рынка для иностранной конкуренции, одновременно обеспечивая действенную защиту отечественных производителей, приоритет национальных экономических интересов.

Следующей важной формой международных экономических отношений выступают международные валютные отношения. Международные валютные отношения — совокупность экономических отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Субъектами международных валютных отношений выступают предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, банки, другие организации, физические лица, отдельные государства в лице своих органов управления. Они возникают и развиваются на основе международного разделения труда. Денежно-кредитные отношения, сложившиеся на основе интернационализации хозяйственной жизни, развития мирового рынка и закрепленные в государственно-правовых нормах, образуют международную валютную систему. Основными ее элементами являются: определенный набор международных платежных средств (национальная, коллективная и международная валюта); механизм установления и поддержания валютных курсов; международные организации и комплекс международно-договорных и государственно-правовых норм.

Международные потоки капиталов осуществляются по определенным обменным курсам. Обменный курс — это цена, по которой происходит обмен. Выделяют номинальный и реальный обменный курсы. Номинальный — характеризует относительную цену валют различных стран, т.е. показывает, в какой пропорции валюта страны обменивается на зарубежную валюту. При росте цен внутри страны номинальный обменный курс снижается, ибо национальная валюта становится дешевле. Реальный — курс, определяемый на основе показателя номинального обменного курса и соотношения уровня цен. Чем ниже реальный обменный курс, тем дешевле товары отечественного производства. Экономическая политика воздействует на реальный обменный курс посредством бюджетно-налоговой политики внутри страны и за границей; изменения инвестиционного спроса; внешнеторговой политики.

В макроэкономике различают также плавающий и фиксированный обменный курс. Плавающий курс — курс, формируемый под действием спроса и предложения валют на рынке. Фиксированный курс — курс, поддерживаемый Центробанком посредством установления фиксированной цены покупки и продажи иностранной валюты на иностранную.

Большое значение имеет паритет покупательной способности (ППС), согласно которому цены на различные товары во всех странах выравниваются, а изменение в общем уровне цен определяется обменным курсом.

В зависимости от режима использования валюты подразделяются на свободно конвертируемую (СКВ), частично конвертируемую и неконвертируемую (необратимую). СКВ опосредует международные расчеты, то есть выполняет функции мировых денег. К ним относятся доллары США и Канады, евро, фунт стерлингов, японская Йена. Большинство стран имеют частично конвертируемые валюты. Эти валюты имеют некоторые ограничения при обмене на другие валюты. Неконвертируемые валюты — валюты тех стран, правительства которых используют жесткие ограничения на ввоз национальной и иностранной валюты, на валютный обмен и др. В последние годы достигнута внутренняя конвертируемость российского рубля: рубль можно обменять на иностранную валюту в России, но не за рубежом. Наша страна вынуждена пользоваться для международных платежей только иностранным валютами.

В межхозяйственных связях в современных условиях важное место занимает международная миграция капитала.

Международная миграция капитала — форма МЭО, выражающаяся в вывозе капитала из одной страны в другую с целью более прибыльного его использования. Вывоз капитала можно характеризовать по ряду признаков.

1. По характеру собственности вывозимого каптала:

· государственный;

· частный.

2. По форме:

· в товарной форме — вывоз машин, оборудования и др.;

· в денежной форме — предоставление займов или кредитов зарубежным фирмам.

3. По характеру использования:

· предпринимательский капитал;

· ссудный капитал.

Предпринимательский капитал — это средства прямо или косвенно вкладываемые в какое-либо зарубежное производство с целью извлечения прибыли. Предпринимательский капитал, в свою очередь выступает в виде прямых и портфельных инвестиций. Прямые — те, которые дают право контроля над предпринимателями. Они осуществляются в форме вложений капитала в зарубежные промышленные, торговые и др. фирмы путем организации экспортером капитала производства на территориях других стран. Портфельные — это вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектами инвестирования.

Вывоз капитала в ссудной форме осуществляется путем предоставления государственных и частных внешних займов с целью получения дохода в виде процентов.

Различают и мотивы вывоза капитала:

· поиск путей более прибыльного приложения средств;

· емкость рынков сбыта продукции. За счет этого обеспечивается масштаб роста капиталов;

· возможность получения выгод и льгот в процессе реализации продукции. Диапазон таможенных пошлин, различные курсы валют, транспортные издержки — все это отражается на издержках движения и приложения капитала;

· стремление отдельных фирм использовать менее жесткие законодательные барьеры в охране окружающей среды;

· стремление фирм менее развитых стран приспособиться к управленческому опыту и научно-техническому потенциалу развитых стран и др.

В современных условиях изменяются субъекты вывоза капитала.

Прежде таковыми выступали отдельные государства — Англия, Франция, США и др. В последние десятилетия появились новые субъекты: Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР); страны-экспортеры нефти (ОПЕК) и др. Меняются также и объекты приложения капитала. Раньше капитал вывозился в развивающиеся страны. В настоящее время основным объектом стали развитые страны. Одна из причин изменившейся ситуации — политическая и экономическая нестабильность развивающихся государств. Резко возросшие масштабы мигрирующего капитала стали более эффективной сферой его приложения в развитых государствах. В каждой развитой стране ныне происходит одновременно образование как относительного излишка капитала, диктующего целесообразность его вывоза за границу (в одних отраслях хозяйства), так и, наряду с этим, потребность в привлечении дополнительных капиталов извне (для развития других отраслей). Поэтому большинство государств выступает в одно и то же время в роли экспортера и импортера капитала.

Новейшие тенденции в мире по развитию интеграционных процессов, вызванных вывозом капитала, неизбежно ведут к усилению соперничества за сферы влияния в международных экономических отношениях, к образованию международных монополий. Для современных международных монополий важно не столько их происхождение, сколько место приложения капитала и его величина. Этим во многом объясняется переход от определения международной монополии как многонациональной компании к широко распространенному ныне термину «транснациональная корпорация» — ТНК. Это — компании однонациональные по составу акционерного капитала и контролю, но международные по сфере своей деятельности.

С появлением ТНК за рубеж стали вывозить не просто капиталы, а производство; корпорации выступают по существу в виде международных отраслевых комплексов. Благодаря созданию непосредственно международного производства, мировой рынок как бы шагнул внутрь страны. Объединяется весь цикл — теоретически научные исследования, технологические разработки, сам процесс производства и сборки, сбыт и последующее обслуживание в процессе комплектования — в единое целое не ограниченное государственными пределами и при самом широком использовании конкурентных методов. ТНК — не только экономическая, но и серьезная политическая сила, оказывающая решающе воздействие на право, культуру, экологию, трудовые отношения, производственную демократию и многие другие аспекты общественно политической жизни.

Неотъемлемой составной частью мирохозяйственных связей является международная миграция рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы — перемещение между странами трудоспособного населения, которое происходит в поисках работы и лучших условий жизни. Основные причины международной миграции рабочей силы:

· неравномерность экономического развития различных стран;

· национальные различия в заработной плате;

· неравномерность инвестиций, а значит и формирования рабочих мест;

· неоднородность структуры промышленного производства.

В одних странах она превращает в излишнюю часть неквалифицированных работников, в других — вызывает дополнительную потребность в работниках высокой квалификации.

В целом международная миграция рабочей силы оказывает решающее влияние на формирование международного рынка труда, перераспределение трудовых ресурсов между различными экономическими центрами мира и регионами. Она способствует выравниванию доходов населения на мирохозяйственном уровне.

Современные мирохозяйственные связи характеризуются углублением интеграционных процессов.

Международная экономическая интеграция — процесс сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств различных стран на основе устойчивых взаимосвязей и разделения труда между ними.

Она является достаточно высокой, эффективной и перспективной ступенью развития мировой экономики, качест­венно новым и более сложным этапом интернационализации хозяйственных связей. На этой ступени происходит сближение национальных эко­номик, а также обеспечивается совместное решение экономических задач. Сле­довательно, экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, который приводит к сближению хозяйст­венные механизмы, принимает форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируется межгосударственными органами. Экономическая интеграция проявляется в:

· сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и полной или частичной их унификации;

· сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного единого (общего) рынка;

· ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами;

· стирании различий между экономическими субъектами, относящими­ся к разным государствам;

· отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партне­ров в каждой из национальных экономик и т.п.

Процессы экономической интеграции проходят как на двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе. В настоящее время в качестве характерной особен­ности интеграционных объединений можно назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные хо­зяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударствен­ными органами управления. Например, в Европе создан такой союз — Европейский союз (бывшее Европейское сообщество) — ЕС, объединяющее 27 стран. В рамках этого союза практически завершен процесс формирования единого рынка. Ликвидированы практически все оставшиеся барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Отменяются таможенные формальности во взаимной торговле, разработаны и внедрены общие европейские стандарты и т.д.

Развитие мирохозяйственных связей углубляется в результате международного научно-технического сотрудничества. Наиболее эффективными формами такого сотрудничества являются: создание общих научно-исследо-вательских центров, бюро, лабораторий для использования новейших научно-технических идей, конструирования, маркетинговых исследований; совместные эксперименты в области совершенствования технико-экономических показателей работы фирмы, организации производства и труда; обмен научно-технической информацией, учеными, специалистами; передача на лицензионной основе изобретений и открытий; научно-производственная кооперация; совместное предпринимательство по производству новой техники и технологии.

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные группы ускоряет развитие всемирной инфраструктуры. Эффективность международных экономических отношений во многом определяется деятельностью международных экономических организаций, таких как: Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и др.

4.2. Проблемы глобализации
экономической системы

Понятие «глобализация экономической деятельности» стало широко обсуждаться в мировой научной литературе с конца 60-х — начала 70-х гг. ХХ в., хотя сам процесс глобализации к тому моменту шел уже десятилетия. Несмотря на это, до сих пор нет единства в понимании самого явления глобализации в определении его положительных и отрицательных сторон и последствий.

Суть глобализации состоит в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических конфликтов и безопасности.

В современной экономической мысли важнейшим методологическим и практическим вопросом является определение соотношения между понятиями «глобализация», «интернационализация хозяйственной жизни», «международное экономическое сотрудничество», «международная экономическая интеграция».

Международная кооперация производства, развитие между­народного разделения труда, внешняя торговля и международные экономиче­ских отношения в целом приводят к усилению взаимосвязи и взаимозависимо­сти национальных экономик. Данное явление принято называть интернационализа­цией хозяйственной деятельности, которое понимается как усиление взаи­мосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние междуна­родных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.

В своем развитии интернационализация экономики прошла несколько этапов. Изначально она представляла собой международное экономическое сотруд­ничество: затрагивала, прежде всего, сферу обращения и была связана с воз­никновением международной торговли (конец XVIII — начало XX века). В конце XIX века набирает силу международное движение капитала.

Развитие устой­чивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизвод­ственного процесса за рамки национальных границ является международным экономическим сотрудничеством.

Следующим этапом явилась международная экономическая интеграция, которая объективно обусловлена углублением международного разделения труда, глобальным характером научно-технического прогресса, ин­тернационализацией капитала, повышением степени открытости национальных экономик и свобо­ды торговли. Международная экономическая интеграция характеризуется как процесс хозяйственного объединения стран на основе разделения труда ме­жду отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах путем развития глубоких устойчи­вых взаимосвязей.

Глобализация рассматривается как высшая стадия интернационализации мировой экономики. Экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его ядро, а сама глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации, ее дальнейшее развитие, когда долго накапливающиеся количественные изменения привели к качест­венному скачку. Растущая интернационализация воздействия производства и потребления на окружающую среду вызывает рост потребности в междуна­родном сотрудничестве, направленном на решение глобальных проблем со­временности.

На рубеже XX–XXI вв. глобализация мировой экономики приобрела качественно новые черты. Система мирохозяйственных связей значительно расширяется (об этом см. в предыдущей главе). В усилении взаимозависимости национальных экономик все большую роль играет распространение информации. Все шире начинают применяться единые для всех стран стандарты на технологию. В бухгалтерскую отчетность, статистику и др. через международные экономические организации внедряются одинаковые критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований к налоговой политике, политике в области занятости трудоспособного населения и т.п.

В мире разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач в области экологической политики. Последняя все более активно реализуется в экономической стратегии стран и крупных компаний. Она охватывает систему мер, направленных на рацио­нальное использование природных ресурсов, их охрану и вос­становление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний, которые берут на, себя обязательства по соблюдению этих норм в своей стратегии развития.

Мы являемся свидетелями интенсивных процессов фор­мирования глобальных экономических союзов национальных экономик, выстраивания национальных институтов управле­ния международными рынками. Следовательно, глобализация — это высшая на данный момент фаза интернационализации экономики и политики. Уходит в прошлое пирамидальное строение народнохозяйственных комплексов, опекаемых «своим» государством. Суверенное государство ныне на добровольных началах делегирует часть своих полномочий международным и региональным объединениям.

Речь идет, таким образом, о перераспределении функ­ций государства. Передавая бизнесу и обществу свои регули­рующие функции в рамках национальной экономики, оно бе­рет на себя целый ряд принципиально новых функций в со­временной глобальной экономике: геополитическое и геоэко­номическое стратегическое планирование; направление интег­рационных процессов и их согласование с национальными интересами; образование международных институтов регулиро­вания и участие в них; воздействие на глобальную и нацио­нальную конкурентоспособность; дипломатическое и военно-политическое сопровождение важнейших национальных эко­номических интересов и т.д.

Как видим, глобализация выходит за чисто экономичес­кие рамки. В оценке этого процесса обозначилась полярность суждений «оптимистов» и «пессимистов». Первые призывают форсировать внедрение элементов нового международного по­рядка, прежде всего через финансовые рынки, кредиты и ин­вестиции, глобальные фирмы, информационные технологии. Вторых беспокоят ее негативные последствия. Особенно опасными для человечества они считают угрозу термоядерной ка­тастрофы, милитаризм, экологическую, энергетическую, продовольственную проблемы, демографический взрыв, эпидемии, национализм.

Глобализация мировой экономики, как отмечается в Концепции внешней политики Российской Федерации, наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов, порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, увеличивается вероятность крупномасштабных финансовых кризисов, растет риск зависимости народного хозяйства и информационного пространства извне.

Комплексный, многофакторный и противоречивый процесс глобализации включает несколько взаимосвязанных аспектов: культурно-психологи-ческий, социально-политический, экономический, информационно-техноло-гический, этнический. Все эти стороны тесно связаны и неотделимы друг от друга. Глобализация экономических процессов порождает глобальный передел собственности, происходящий по всему миру. Возникает глобализация собственности, когда дальнейшее приращение экономической мощи фирм происходит уже главным образом за рамками национальных границ. Происходит глобализация отношений в других сферах и одновременно усиливается под их влиянием. Таким образом, складывается глобальная экономика, в которой разрушается замкнутость национальных хозяйств, внутреннее производство в значительной степени ориентируется на внешний рынок, ускоряются финансовые потоки, движение факторов производства через национальные границы.

Укрепление положения транснациональных корпораций (ТНК), размещающих свои предприятия в разных странах мира, приводит к упрощению технологического обмена. Все это вынуждает страны взаимодействовать в сфере обмена ресурсами и их сбережениями, изменяя характер взаимозависимости между ними. Однако любая объективная закономерность проявляется на практике неоднозначно и противоречиво. В полной мере это относится и к глобализации.

Для того чтобы выявить положительные и отрицательные стороны глобализации экономики, необходимо выделить две группы стран-участников этого процесса: страны — субъекты глобализации и страны — объекты глобализации. Негативные стороны глобализации приходятся в основном на долю второй группы, в которую входят развивающиеся, беднейшие и постсоциалистические страны. НТП ускоряет экономическое развитие, сокращая жизненный цикл товара. Вследствие появления на рынке все новых технологий и товаров возрастает риск инвестиций в производство. Построенные производственные мощности могут оказаться ненужными, так как производимая ими продукция будет вытеснена новой. Информационные технологии поднимают требования к квалификации рабочей силы. Национальная экономическая инфраструктура не успевает развиваться вслед за глобальными технологиями. Все это снижает возможности догоняющего развития стран — объектов.

Глобализацию следует рассматривать как объективное внешнее условие для развития, которое надо учитывать при формировании национальной экономической политики. Постепенно в науке и практике происходит осознание существующих в процессе глобализации противоречий, предпринимаются попытки выдвинуть предложения, реализация которых способствовала бы их смягчению. Основная задача государства — защита граждан от негативных последствий глобальных экономических процессов.

Главная особенность глобальных экономических проблем — их сис­темный характер. Происхождение и возможность разрешения каждой из них обусловлены другими. Экономические проблемы пересекаются с по­литическими, социальными, культурными и экологическими, проявляясь или как основная проблема, или как их аспект, сторона. Границы между ними размыты.

То, что часто перечисляется как глобальные экономические проблемы, например, ресурсная (в том числе энергетическая, сырьевая, продовольственная), экологическая, неравенства, перенаселения, голода, нищеты, освоения мирового океана, космоса, выступает внешними проявлениями более глубоких, сущностных экономических проблем.

Цели экономического роста, занятости, стабильности мировой фи­нансовой системы, справедливого распределения доходов, защиты окру­жающей природной среды могут вступать в противоречие. Точнее, одно­временно невозможно добиться наивысшей эффективности в решении свя­занных с ними проблем. Эти цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зави­симости от текущей экономической и социальной ситуации. В этом плане важен выбор приоритетов решения экономических проблем на уровне гло­бальной экономики.

Большое значение приобретает проблема управляемости глобальными процессами, совместного сотрудничества стран. С глобализацией связано создание новых рыночных институтов, в частности, принятие новых законов и образование новых орга­низаций, способствующих распределению ресурсов по рыноч­ным правилам. Международные организации (рассмотренные нами выше) должны лучше координировать свою деятельность. Многие проблемы мировой экономики, в т.ч. и связанные с постсоциалистическим развитием, возникли из-за отсутствия подобной координации. В частности, нерегулируемый поток краткосрочного капитала может, как стимулировать экономичес­кий рост в развивающихся странах, так и препятствовать ему, что не раз наблюдалось в последнее десятилетие.

Намного большую роль, чем сегодня, должны играть международные негосударственные организации, в частности Организация объединенных наций. Хорошей моделью здесь могут служить совместные действия по уменьшению долгово­го бремени бедных стран с высоким уровнем внешней задол­женности. Важными звеньями сотрудничества являются так же и различные обще­ственные организации: Всемирная организация врачей, партия «зеленых», комитеты защиты мира и ветеранов войны, раз­личные общественные организации женщин и т.д.

Современный мировой экономический кризис усилил противоречивость глобальных процессов. В центре внимания ныне должны стоять вопросы государственного регулирования финансовых рынков, а не производственной деятельности предприятий. Ученые осмысливают новые подходы для полноценного осмысления глобализации. В частности, поставлен вопрос о поиске путей координации действий властей и бизнеса, находящихся в разных национальных правовых и политических системах.

Новая модель экономического регулирования будет сопровождаться трансформацией системы финансовых расчетов. Здесь возможны различные варианты: сокращение лидирующих позиций доллара США при возросшем значении евро, а также нескольких региональных валют; появление новых региональных резервных валют и т.д.

глава V. Государственное регулирование

рыночной экономики

5.1. Теоретико-методологические основы
государственного регулирования рыночной экономики

Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы, поэтому рыночная экономика более чем иная, нуждается в регулировании. В этом понимании термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой.

Роль регулирующего центра может выполнить только институт, представляющий все общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения, а именно государство. Задача состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не нарушая ее рыночную природу, обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Разумеется, бесконечное изменение конкретных обстоятельств, превращают эту задачу в «вечную» проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляются два разных аспекта. С одной стороны, это организующее, упорядочивающее воздействие, необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надежной работы. Данное воздействие проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений деятельности рынка, его поддержке и обновлении, контроле за их соблюдением. Государственные органы, организуя рыночные отношения, способствуют их ограниченному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.

Государственное рыночное регулирование осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С обратной стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода через действия системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Государство играет весомую экономическую роль во всех общественных системах, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Государственное регулирование экономики означает влияние государства в лице органов власти на экономические объекты с целью упорядочить действия экономических субъектов, придать экономическим процессам организованный характер, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

По мере формирования рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла потребность существенных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного каптала, однако необходимых для продолжения воспроизводства и национальных масштабах. Требовали государственной экономической политики отраслевые и общехозяйственные кризисы, нарушения в денежном обращении, массовая безработица, обострившаяся конкуренция на мировых рынках.

Необходимость государственного регулирования экономики объясняется различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самого себе. Назовем важнейшие из них.

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникнуть (и возникают) монополии, которые своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества, если этому не противодействует государство.

2. Внешние эффекты (экстерналии), которые требуют компенсационных действий, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

3. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) достаточно много в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, обороны и др.

4. Недостаточно развитые рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страхования услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Неравномерное распределение доходов, ставящее под угрозу общественную стабильность, в случае, когда государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения.

6. Инфляция, безработица, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющиеся в период кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Наличие обязательных товаров и услуг (например, начальное образование), потреблять которое общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из перечисленных проявлений несовершенства рынка вытекает не только необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством государственного регулирования. В конечном итоге, экономический смысл деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решить проблемы, которые рынок не может решить. Эффективное функционирование рыночных механизмов возможно лишь при участии государства в роли субъекта рыночных экономических отношений как регулирующего и управляющего органа.

Государственное регулирование экономики включает прогнозирование, планирование, бюджетирование, финансирование, администрирование, учет, контроль. Однако формы регулирования существенно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной – на экономические методы.

В настоящее время основным направлением государственного регулирования рыночной экономики являются:

– создание правовых основ экономической деятельности;

– защита конкуренции и проведения антимонопольной политики;

– регулирование доходов с помощью бюджета и налоговой системы;

– развитие передовых наукоемких отраслей;

– обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и организации денежного обращения;

– регулирование внешних эффектов рынка, в т.ч. обеспечение экологической безопасности, обеспечение производства общественных благ, регулирование внешнеэкономической деятельности.

Итак, государственное регулирование экономики — это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

В оценке форм и границ государственного регулирования наибольшую известность получили различные направления экономической науки: классическое, неолиберальное, кейнсианское, неоклассическое, институциональное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: