Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник) 7 страница

Произведенный НД — это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

Использованный НД — это произведенный НД за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо.

Для характеристики уровня жизни используются такие макроэкономические показатели: личный доход и личный располагаемый доход.

Личный доход — это совокупный доход, получаемый отдельными семьями до уплаты ими налогов государству. Он может быть рассчитан путем вычитания из НД трех видов доходов, которые заработаны, но не получены людьми (взносы на социальное страхование, налог на прибыль фирм, нераспределенная прибыль фирм) и прибавления доходов, которые получены людьми, но не являются результатом их трудовой деятельности (трансфертные платежи — пенсии, стипендии, пособия).

Личный располагаемый доход (ЛРД) — это доход семей и индивидов, который остается после уплаты налогов (ЛД за вычетом налогов с граждан) и расходуется на потребление и сбережение.

Располагаемый доход определяется не только на уровне домашних хозяйств, но и на уровне экономики в целом.

В странах с рыночной экономикой расчет важнейших макроэкономических показателей осуществляется посредством системы национальных счетов (СНС). СНС — это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде таблиц и балансов для оценки состояния экономики страны в целом. С конца 60-х гг. ХХ в. она принята ООН в качестве стандартной системы и рекомендована всем странам; в России используется с 1989 г. Показатели СНС позволяют измерять объем производства в определенный период времени, раскрывать факторы функционирования экономики, выявлять тенденции экономического развития, формировать экономическую политику государства.

В СНС отражены, с одной стороны, наличные ресурсы, а с другой, — их использование. Эта система показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений.

СНС опирается на современные теории политэкономического характера, объясняющие содержание и границы экономического производства, структуру экономики. По целям функционирования и источникам финансирования структура национальной экономики представлена пятью секторами:

нефинансовые предприятия (фирмы);

финансовые учреждения (банки);

государственные учреждения (органы государственной власти);

некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства;

домохозяйства.

Все виды экономической деятельности отражаются на счетах: счет производства, счет доходов, счет имущественного состояния, кредитный счет, финансовый счет.

По форме собственности в структуре национальной экономики выделяют частный и государственный сектор. Частный сектор включает домохозяйства и фирмы, государственный сектор — ту часть экономики страны, которая полностью контролируется государством (почта, оборонные предприятия и т.д.).

В современной рыночной экономике, кроме официальной экономики, существует и неофициальная, или теневая экономика. Теневая экономика – это неконтролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, т.е. скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами. Теневая экономика включает в себя нерегламентированные виды экономической деятельности, не учитывающиеся при исчислении ВВП.

Теневая экономика существует и в командной, и в рыночной системах, однако ее масштабы и сферы могут существенно различаться. Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики, выступает несбалансированность спроса и предложения, которая вызывает огромный дефицит товаров и услуг.

Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной экономики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой падение производства, неплатежи, а также сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, которое вызывает задержки выплаты заработной платы и пенсий как источников существования основной части населения. В общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивается в 5-10% валового внутреннего продукта, а в России он превышает 30%.

По уровню и степени легальности осуществляемой деятельности теневая экономика подразделяется на неофициальную, фиктивную, криминальную.

Неофициальная («серая») экономика охватывает легальные виды деятельности, чаще в сфере услуг (репетиторство, медицинская помощь на дому и т.д.), но сопровождается сокрытием доходов от налогообложения.

Фиктивная («беловоротничковая»), широко распространена в сфере управления хозяйственной деятельностью на разных уровнях, особенно в странах с развитым государственным сектором. Для фиктивной экономики характерны приписки, мошенничество, хищения материальных ресурсов.

Криминальная («черная») экономика включает запрещенную законом деятельность (наркобизнес, заказные убийства и похищения людей, контрабанда, производство фальшивых денежных знаков и т.д.).

Весьма условным является разграничение типов теневой экономики. В отдельных случаях они пересекаются, имея общий интерес - получение дополнительного дохода за пределами правового поля.

В России теневая экономическая деятельность особенно активно проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: фальсификация документов, мошенничество, хищение финансовых средств, заключение незаконных сделок с ценными бумагами. Представители теневой экономики наиболее масштабно ведут себя в процессе приватизации. Существует немало фактов, свидетельствующих о незаконных действиях акционеров при борьбе за контрольный пакет акций и др.

Выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Прежде всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, и это — функция правоохранительных органов. С другой стороны, придется вводить теневую деятельность в стандартные размеры (согласно мировой практике ее стандарты — 5%) посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Актуальной проблемой национальной экономики в современных условиях является обеспечение экономической безопасности. Национальная экономическая безопасность — совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Экономическая безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики той или иной страны или группы стран не превышает предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня жизни нации. Основные показатели национальной экономической безопасности страны: уровень и качество жизни; темп инфляции; уровень безработицы; экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; внешний долг; встроенность в мировую экономику; масштабы «теневой экономики»; структура собственности; налоговая система; развитость рыночных структур.

Угрозу национальной экономической безопасности создают внешние и внутренние факторы. К внешним факторам непосредственно для российской национальной экономической безопасности относятся: преобладание сырьевых товаров в российском экспорте; потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции; зависимость России от импорта многих видов продукции; возрастающая внешняя задолженность; слабый экспортный и валютный контроль; недостаточная развитость инфраструктуры.

К внутренним факторам, составляющим угрозу национальной экономической безопасности России, относятся: унаследованная от прежней системы хозяйствования деформированность экономики; низкая конкурентоспособность национальной экономики из-за отсталости технологической базы многих сфер, высокой энерго- и ресурсоемкости; высокий уровень монополизации экономики; высокий уровень инфляции; низкий уровень научно-технического потенциала страны; тенденции регионального сепаратизма; низкая инвестиционная активность; несовершенство правового законодательства; низкая финансовая и договорная дисциплина участников рынка; криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой; уклонение населения от уплаты налогов и др.

Обеспечение экономической безопасности — стратегическая задача, требующая разработки долговременной программы.

3.3. Переходная экономика и формирование
национальной модели экономики России

Развитие экономики неизбежно предполагает переход из одной экономической системы в другую. Это может иметь и всесторонний, и локальный характер. Изменения первого рода связаны с формированием новой экономической системы. Истории известно множество таких примеров. Скажем, переход от капиталистической системы ХIХ в. к социалистической в России характеризовался всеобщими изменениями как в экономике, так и в других сферах общества. Одной из разновидностей переходных экономик следует считать процесс трансформации в России и других странах бывшего СССР, а также в ряде стран Восточной Европы и Азии, начавшейся на рубеже 80-90-х гг. ХХ в., — от командно-административной системы хозяйствования к рыночной. В прежней экономической системе материальные ресурсы находились в государственной собственности, а координация хозяйственной жизни происходила путем централизованного, директивного планирования. Управление обществом осуществлялось в основном административными методами. До предприятий из единого центра доводились планы работ, выполнение их жестко контролировалось. Господствовало уравнительное, внеэкономическое распределение материальных благ. Поэтому непосредственные производители были ограничены в принятии экономических решений. Они не имели возможности самостоятельно выбирать поставщиков сырья, оборудования, осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители были ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом являлось отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда.

В странах с командной экономикой со временем стали все больше проявляться и нарастать отрицательные последствия: снижение эффективности производства; преобладание экстенсивного типа развития; невосприимчивость экономики к достижениям НТП; диспропорциональность развития народного хозяйства; уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; подрыв трудовой мотивации работников и др. На рубеже 80-90-х гг. наступает системный кризис и по сути дела, происходит крах советской экономики.

В конечном итоге назрела необходимость глубоких реформ, перехода к современной рыночной системе.

Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной исторической ступени к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.

Особенности переходной экономики проявляются, прежде всего, в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населения, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным влиянием и взаимным переплетением разных сегментов. В одних преобладают элементы исходного уровня - плановой системы, в других - конечной стадии - рыночной системы, в-третьих, - некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода является изменчивость и неустойчивость

Во-вторых, для переходной экономики характерно появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладной экономики. Наряду с государственным, в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия развития нового и старого, противоречия различных слоев общества. Эти противоречия в конечном итоге ведут к смене экономической системы.

Наконец, в-четвертых, укажем на историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер. Длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.

Ряд изменений переходного периода для всех стран носит неизбежный характер, и выступают как закономерности. Назовем основные из них:

1. Либерализация экономических отношений — предполагает отмену или резкое сокращение ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни, отмену государственной монополии на хозяйственную деятельность на внутреннем и внешних рынках, переход к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном в соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторов производства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностей для деловой активности экономических субъектов.

2. Институциональные преобразования. Сюда включают изменения отношений собственности (приватизацию), возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.п.), принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

3. Структурные преобразования. Это, прежде всего, развитие производства продукции, пользующееся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

4. Макроэкономическая стабилизация. Предполагает: сдерживание инфляции; поддержание высокого уровня занятости; сохранение высоких темпов роста; гарантирование справедливого распределения доходов и собственности; создание необходимой инфраструктуры; достижение сбалансированности государственного бюджета и т.д.

5. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социального обеспечения населения — переход от уравниловки к адресной социальной поддержке нуждающихся членов общества; освобождение предприятий от выполнения широких социальных функций и др.

Общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

В процессе перехода к рынку в России, наряду с уже названными общими чертами, выявились и специфические особенности. Уникальность проявляется в том, что в России, по сравнению с другими бывшими социалистическими странами, особенно долго существовала директивная плановая экономика. Характер связей здесь был совершенно иной, чем в индустриально-рыночной системе. Это породило дополнительные трудности в переходном процессе, ибо развитие рыночных отношений в нашей стране начиналось в известном смысле с нулевой отметки. Поэтому рыночные преобразования здесь проявлялись не путем простого нарастания прогрессивных тенденций, а путем глубоких качественных преобразований экономики, слома прежних отношений. Особенности переходности экономики в России во многом объясняются также разрывом хозяйственных связей, вызванных распадом Советского Союза.

Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что из двух основных вариантов проведения экономических реформ эволюционного или постепенного, радикального или «шоковой терапии» — в России был сделан акцент на втором варианте. Радикалы намеревались провести быстрые и решительные преобразования в экономике. На первый план выдвигались требования быстрого демонтажа государственного сектора за счет ускоренной приватизации и создания частных предпринимательских структур во всех сферах экономики, либерализации экономических связей, как внутри страны, так и с зарубежными странами, жесткого регулирования денежной массы, резкого сокращения государственных расходов, ликвидации бюджетного дефицита. На практике это обернулось значительными социально-экономи-ческими издержками, трансформационным спадом. Правительство в итоге признало неприемлемость «шоковой терапии» для нашей страны.

В процессе экономических преобразований в переходной экономике особое внимание уделяется реформе отношений собственности, которая осуществляется через разгосударствление и приватизацию.

Разгосударствление означает изменение экономической роли и функций государства, подразумевающее сохранение государственной регламентации общественного производства и переход от преимущественно неэкономических к преимущественно экономическим методам регулирования экономики. Оно предполагает снятие с государства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление направлено на устранение не государственной собственности, а её монополии.

Один из путей разгосударствления экономики — приватизация, под которой подразумевается передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Итоги приватизации в России не оправдали надежд. К настоящему времени в стране налицо новая социальная деформированность: основная масса населения отторгнута от реального государственного имущества.

Особенности формирования национальной экономики России проявляются в тесном взаимодействии экономических и неэкономических факторов. Важнейшим условием формирования новой смешанной экономики России является более высокая роль государства. Это объясняется, в частности, необходимостью учета естественных факторов: наша страна занимает первое место в мире по территории, в 3,5 раза превышающей территорию всех европейских государств.

Немаловажен и исторический фактор: для России, как прежде, так и теперь характерна попытка объединения, общинности народов. Большое значение имеет национальный фактор: в России проживает 198 наций и народностей. В стране сложная региональная структура.

Следует учитывать также внешние угрозы экономической безопасности. Это вызывает необходимость государственного контроля за использованием природных ресурсов, а значит, обеспечения и прямого государственного участия в экономике.

Следует принимать во внимание также историческую традицию существования централизованного государства.

Наконец, особая роль российского государства связана с решением социальных проблем, с выравниванием социально-экономических различий на территории страны.

Таким образом, будущая модель российской экономики — это смешанная экономика, органически сочетающая рыночные основы с более высокой ролью государства в сравнении с западными смешанными экономиками. Значительная роль российского государства должна сочетаться с социальной устойчивостью общества и социальной ответственностью граждан. Формирование национальной модели экономики России неправомерно видеть лишь в строительстве капитализма. Капитализм, развивавшийся в западном мире на почве рыночных отношений, сегодня существенно ограничен другими составляющими смешанной экономики, и прежде всего, государственным регулированием экономики и её социальной ориентации. Все это должно учитываться в конкретно-исторических современных условиях.

3.4. Проблемы достижения
макроэкономического равновесия

В теории макроэкономики исключительно большое значение имеет проблема достижения равновесия. Макроэкономическое равновесие означает такое состояние национальной экономики, при котором достигается сбалансированность и пропорциональность экономических процессов производства и потребления, спроса и предложения, и ни один из экономических агентов не заинтересован в их изменении. То есть в равновесии создается баланс всех участников экономической деятельности. В реальной действительности равновесие выступает как тенденция, как идеал.

В экономике макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы, наиболее известными из них являются:

· модель простого воспроизводства Ф. Кенэ на примере экономики Франции XVIII в.;

· классическая модель макроэкономического равновесия;

· модель общего экономического равновесия в условиях совершенной конкуренции Л. Вальраса;

· модель капиталистического общественного воспроизводства К. Маркса;

· модель краткосрочного экономического равновесия Дж. Кейнса;

· модель «затраты-выпуск» В. Леонтьева.

Раскрытие закономерностей макроэкономического равновесия предполагает, прежде всего, выяснение понятий совокупного спроса и совокупного предложения, ибо все изменения в национальной экономике связаны с их изменениями. Под совокупным спросом понимается сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Это — объем национального производства, который потребители, фирмы и правительство готовы купить, по рыночным ценам за определенный период времени, предположим, за год. Он равен общей сумме всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает: потребительский спрос, то есть совокупный спрос домашних хозяйств на товары и услуги; спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей; спрос на товары и услуги со стороны государства; спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств, то есть чистый экспорт как разница между экспортом и импортом.

Р

Средне-

рыночная

цена

АД 1

АД

АД 2

0 ВНП

Р — уровень цен, Q — реальный объем производства

Рис. 5. Кривая совокупного спроса

Кривая совокупного спроса АД-модель, показывающая количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен в экономике, при которых товарный и денежный рынок находятся в равновесии.

На величину совокупного спроса влияют ценовые факторы. Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется: эффектом процентной ставки; эффектом богатства; эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте уровня цен повышаются и процентные ставки, приводящие к сокращению потребления и инвестиций, а следовательно, и совокупного спроса. То есть, если процентная ставка растет, деньги сберегаются в банках, это ведет к уменьшению покупок населением. И, наоборот, если процентная ставка падает — происходит увеличение совокупного спроса.

Эффект богатства (эффект реальных налоговых остатков) проявляется в изменении реальной стоимости и покупательской способности финансовых активов и доходов населения. Так, снижение цен будет способствовать росту реальных доходов и совокупного спроса. И наоборот.

При изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары имеет место эффект импортных закупок. Если цены на товары внутри страны растут, то их экспорт становится более дорогим, вместе с тем увеличивается спрос на более дешевые импортные товары. И наоборот.

На совокупный спрос влияют и неценовые факторы. Это — изменения в расходах: потребительских; инвестиционных; государственных; на чистый экспорт.

Поясним:

1. Увеличение потребительских расходов вследствие роста реального дохода приведет к увеличению совокупного спроса. И наоборот.

2 Изменения в инвестиционных расходах связаны с увеличением или уменьшением расходов на покупку средств производства. Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос. И наоборот.

3. Увеличение государственных расходов на покупку то варов и услуг вызывает рост совокупного спроса. И наоборот.

4. Увеличение расходов на чистый экспорт приведет к росту совокупного спроса. И наоборот. Например, рост национального дохода иностранных государств, обесценивание отечественной валюты по отношению к другой, будет означать относительно более дешевый экспорт и более дорогой импорт товаров. И наоборот.

Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) для продажи при разных уровнях цен.

Совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП или к величине национального дохода. При этом прослеживается прямая зависимость совокупного предложения от уровня цен: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг. И наоборот.

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияют также количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала).

Р AS

Вертикальный

Р2

Восходящий

Горизонтальный

Р1

0 Q1 Q2 Q

Р — уровень цен, Q — реальный объем производства

Рис. 6. Кривая совокупного предложения

Кривая совокупного предложения AS имеет три участка: горизонтальный, восходящий и вертикальный. Горизонтальный, либо восходящий, участок называют кейнсианским (по имени Дж. М. Кейнса). Горизонтальный отрезок рассматривает ситуацию, когда производство растет при неизменном уровне цен. Это возможно при глубоком спаде экономики, недоиспользовании трудовых и производственных ресурсов. В этом случае можно расширять производство, не опасаясь увеличения производственных издержек и цен на ресурсы и готовую продукцию. В итоге уровень цен при росте производства остается неизменным. Восходящий отрезок соответствует ситуации, когда увеличение объема производства в экономике сопровождается некоторым, ростом цен. Это может быть вызвано неравномерным развитием отдельных отраслей.

Вертикальный участок, называемый классическим (предложен классической теорией), соответствует ситуации, когда экономика функционирует при полной занятости ресурсов. В этом случае объем выпуска зависит только от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен.

На совокупное предложение влияют и неценовые факторы: изменение цен на ресурсы; изменение в производительности; изменение правовых норм. Изменения цен на ресурсы (труд, земля, капитал) могут происходить вследствие потери природного плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращения количества и ухудшения качества капитала, снижения количества способных к предпринимательской деятельности людей, роста цен на импортные ресурсы и др. Удорожание ресурсов увеличивает издержки на единицу продукции, снижает совокупное предложение.

Поскольку производительность обратно пропорциональна затратам, уменьшение издержек на единицу продукции приведет к росту производительности и совокупного предложения. Падение же производительности будет означать рост издержек на единицу продукции, падение совокупного предложения.

Изменение правовых норм предполагает, что рост ставок налогов, затрат на государственное регулирование увеличит издержки на единицу продукции, понизит совокупное предложение. Уменьшение налоговых ставок, субсидий и дерегулирование снизят издержки на единицу продукции, увеличат совокупное предложение.

Равновесие на товарном рынке наступает, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.

Пересечение кривых АД и AS в точке С отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства. В реальной жизни такое равновесие нарушается. В данной модели могут иметь место различные варианты: совокупное предложение превышает совокупный спрос. В этой ситуации сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад. Если совокупный спрос обгоняет совокупное предложение, то в этом случае запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства. В целом, равновесие спроса и предложения на всех основных рынках является необходимым условием рыночного равновесия.

Р

AS

 
 
С


АД

 
 
Q


Р – уровень цен, Q – реальный объем производства

Рис. 7. Модель экономического равновесия

Макроэкономическое равновесие во многом зависит от распределения дохода. В масштабе национальной экономики весь располагаемый доход, за вычетом индивидуальных налогов, используется на цели потребления и сбережения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: